Программа дополнительного образования «Юный Валдаец»

Программа предусматривает расширение и углубление знаний, полученных при изучении школьных предметов. На занятиях клуба «Юный Валдаец» учащиеся узнают об истории г. Валдая, нашего района, Новгородской области, об окружающей природе, о знаменитых людях нашего края и простых тружениках. Занятия по данной программе воспитывают у детей любознательность, воображение, пополняется их словарный запас. Активное изучение природы в результате наблюдения учит ребят любить природу и участвовать в ее охране. ... Цель: создать условия для: Знакомства с обычаями и нравами предков, с духовно- нравственными традициями русского народа, с его социальным опытом и историческими представлениями предков, семейном укладе, праздниках и буднях. Задачи: Познакомить, систематизировать, расширить представление детей о родном крае. Изучить традиции, быт, историческое прошлое, народный фольклор и эпос нашей местности. Развивать эстетический вкус: видеть прекрасное в окружающем мире.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей «Пульс»











Образовательная программа

«Юный Валдаец»

Возраст учащихся 7-14 лет

Срок реализации программы: 4 года

Направление: туристско-краеведческое









Автор:

Гаврилова Надежда Ивановна,

педагог ДО









г. Валдай






Пояснительная записка

Программа предусматривает расширение и углубление знаний, полученных при изучении школьных предметов.

На занятиях клуба «Юный Валдаец» учащиеся узнают об истории г. Валдая, нашего района, Новгородской области, об окружающей природе, о знаменитых людях нашего края и простых тружениках.

Занятия по данной программе воспитывают у детей любознательность, воображение, пополняется их словарный запас.

Активное изучение природы в результате наблюдения учит ребят любить природу и участвовать в ее охране.

Изучение в доступной форме своего края, чтение литературы местных авторов, знакомство с местными легендами и сказаниями помогут учащимся глубже понять события прошлого, проникнуть любовью к родным местам, способствуют защите, охране и оказанию помощи в восстановлении памятников, памяти традиций прошлого.

Программа реализуется в рамках клуба «Юный Валдаец», рассчитана на 2 года обучения. Возраст учащихся 7-14 лет

Цель: создать условия для:

  1. Знакомства с обычаями и нравами предков, с духовно- нравственными традициями русского народа, с его социальным опытом и историческими представлениями предков, семейном укладе, праздниках и буднях.

Задачи:

  1. Познакомить, систематизировать, расширить представление детей о родном крае.

  2. Изучить традиции, быт, историческое прошлое, народный фольклор и эпос нашей местности.

  3. Развивать эстетический вкус: видеть прекрасное в окружающем мире.

Формы работы:

  • наблюдения,

  • экскурсии,

  • походы,

  • викторины,

  • конкурсы,

  • праздники

Методы:

  1. Объяснительно- иллюстративный;

  2. Эвристический;

  3. Репродуктивный;

  4. Поисково-исследовательский.






Учебно-тематический план I года обучения.

Цели и задачи I года обучения:

Цель: Создание условий для развития у учащихся универсального мировосприятия через осознание себя как малой части большого мира, который начинается с «малой родины», города, края, где родился и вырос.

Задачи:

  • Воспитание чувства ответственности за будущее своего края;

  • Развитие трудовых навыков на основе изучения краеведения.


Тема

Всего часов

Из них

Теорети-

ческие

Практи-

ческие

Экскурсии,

походы

1

2



3



4

Вводное занятие.

Взаимоотношения человека и природы.


Кто мы? Откуда мы? Чем живы?


Итоговое занятие


Итого:

2

20



48



2


72

4

30



40



6


10



10


10



10





Содержание программы:

Вводное занятие

Взаимоотношение человека и природы

  1. Живая и неживая природа нашего края.

Воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа.

  1. Сезонные изменения в природе.

Осень. Название осенних месяцев.

Зима. Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопад.

Весна. Характерные признаки: потепление, таяние снега, ледоход.

  1. Народный календарь

Народные приметы:

Приметы верные и суеверные.

Кто мы? Откуда мы? Чем живы?

  1. Легенды старого Валдая.

Происхождение названия города. «Преданья старины далекой».

Легенды, мифы.

  1. Валдайские поверья, обряды, обычаи.

Связь живого мира с выдумкой. Происхождение понятий поверье, ритуал, обычай. Валдайские праздники.

  1. История Валдая в летописях, грамотах, книгах, рассказов старожилов.

Понятие грамота, писцовая книга. Письменные источники истории.

Кириллица.

Рукописная книга о Валдае 18 в.

  1. Старые и новые имена на карте Валдая.

Улицы города. Их название.

Происхождение названий с учетом времени.

Ожидаемый результат I года обучения

Учащиеся должны знать особенности природы своего края, изменения в природе и труде людей по временам года; народные легенды о нашем городе, историю нашего города;

Уметь: проводить эпизодические самостоятельные наблюдения в природе, изготавливать простейшие кормушки для птиц и развешивать их, уметь исполнять песни, считалки, рассказывать легенды.

Учебно-тематический план II года обучения.

Цели и задачи:

Цель: Создание условий для развития у учащихся универсального мировосприятия через осознание себя как малой части большого мира, который начинается с «малой родины», города, края, где родился и вырос;

Задачи: Приобщение учащихся к социокультурным ценностям Новгорода и области;

Формирование у учащихся видения целостной картины прошлого и настоящего Новгородского края.


Тема

Всего часов

Из них

Теорети-

ческие

Практи-

ческие

Экскурсии,

походы

1


2



3



4


5



Вводное занятие


Крестьянская изба как модель мира


Историческое прошлое Валдая


Валдай в годы войны


Итоговое занятие.


Итого:

2


10



29



29


2


72

4


10



20



20


6



10



10



10



10



10



10





Содержание программы:

Крестьянская изба как модель мира

  1. Во дворце, в усадьбе и избе.

Дворец Екатерины в Валдае. Его история, значение и использование.

Дворянская усадьба в Валдае.

  1. Валдай - жемчужина на Северо-Западе, центр туризма.

Природа Валдая. Поверхность. Озерный край.

  1. Валдайский национальный парк, охрана природы;

История создания

  1. Иверский монастырь- центр духовной культуры. Возрождение монастыря.

  2. Люди земли Валдайской.

Письма разных эпох.

Почетные граждане Валдая.

  1. Валдай литературный

Известные поэты и писатели на Валдае, поэты и писатели о Валдае.

Произведения местных авторов.

  1. Композиторы на Валдае. Песни о Валдае.

  2. Валдайский край глазами художников.

Валдайская картинная галерея. Художники Валдайской земли.

Историческое прошлое Валдая.

  1. Исторические места Валдая. Древние улицы. Валдайские колокольчики. Музей колоколов.

  2. Архитектура Валдая. Храм каменный и деревянный.

Церкви, соборы, часовня Валдая.

Валдай в годы войны

  1. Валдай прифронтовой.

Помощь фронту.

Госпитали в Валдае

  1. Наши земляки - участники В.О. войны.

Сквер героев.

Братское кладбище.

  1. Штаб Северо - Западного фронта.

Редакции военных газет

  1. Их имена носят улицы города:

Участники войны, жители нашего города: М.Уткина, Я. Павлова, Н. Васильев, Герман, Белов.

Имена писателей и поэтов на улицах города.

Имена выдающихся государственных деятелей.

Ожидаемый результат II года обучения

Учащиеся должны знать особенности природы и хозяйства Валдая, положение на карте; экономические проблемы нашей зоны, полезные ископаемые; знать исторические достопримечательности города и района; выдающихся и знаменитых людей города и района; историю Валдая в годы Великой отечественной войны; основные архитектурные ансамбли.

Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком; участвовать в работе по охране природы; уметь обращаться с музейными экспонатами; работать с историческими и архивными документами.

В конце обучения по программе учащиеся должны владеть знаниями по краеведению, по географии, истории Валдайского района.

Условия реализации программы:

  1. Помещение (столы, стулья)

  2. канцелярские товары (клей, ножницы, бумага, ручки, фломастеры)


Учебно-тематический план 3 года обучения


№ п/п

Содержание программы, разделы, темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2


2

История села и города Валдая

20

18

2

3

Валдайский национальный парк

20

14

6

4

Экологическая обстановка современного города

18

16

2

5

Памятники истории культуры и архитектуры города Валдая

28

16

12

6

Валдай современный

18

14

4

7

Валдай в годы Великой Отечественной войны

24

18

6

8

Выдающиеся земляки

12

8

4

9

Итоговое занятие

2

2



Итого:

144

108

36


Содержание

  1. Вводное занятие.

  2. История села и города Валдая:

    • моя родословная;

    • вводная лексика по теме «Родословная»;

    • составление родословной;

    • первые жители г. Валдая;

    • легенды старого Валдая;

    • история Валдая в летописях и грамотах;

    • гербы нашего города;

    • Валдай и его слободки;

    • древние и современные улицы Валдая;

    • колокольная песня;

    • вводная лексика по теме «История села и г. Валдая»;

    • познавательная программа «Знаешь ли ты свой город?» (итоговое занятие по теме);

    • экскурсия по городу.

  3. Валдайский национальный парк:

    • природа родного края;

    • растительный и животный мир г. Валдая;

    • охрана растений;

    • охрана животных;

    • Валдайское озеро;

    • Образцовая гора;

    • встречи с работниками Национального парка;

    • экскурсия в музей гидрометеорологических приборов.

  4. Экологическая обстановка современного города:

    • проблема окружающей среды в г. Валдая;

    • мой вклад в защиту окружающей среды;

    • составление экологической азбуки;

    • составление экокроссвордов «Где твои корни?», «Мир вокруг меня»;

    • изготовление разрешающих и запрещающих знаков поведения в лесу;

    • экологическая конференция.

  5. Памятники истории культуры и архитектуры г. Валдая:

    • Иверский монастырь;

    • обладатель исторической воли: патриарх Никон;

    • Петропавловская церковь;

    • Церковь Екатерины II;

    • Музей уездного города;

    • Музей колоколов;

    • водная лексика по теме «Памятники истории, культуры и архитектуры г. Валдая»;

    • обзорная экскурсия по г. Валдаю;

    • подготовка экскурсии;

    • экскурсия в музей уездного города;

    • экскурсия в музей колоколов.

  6. Валдай современный:

    • Валдай - центр туризма и отдыха;

    • улица на которой я живу;

    • их именами названы улицы: ул. Уткина, Германа, Павлова;

    • моя школа (экскурсия);

    • Валдайское озеро и другие озера - места отдыха туристов;

    • проект «Город моей мечты»;

    • пишем стихи о Валдае.

  7. Валдай в годы Великой Отечественной войны:

    • Валдай прифронтовой;

    • Валдайцы - Герои Советского Союза;

    • Сквер героев (экскурсия);

    • Памятные места в Валдае, связанные с великой Отечественной войной;

    • Памятник воинам-артилеристам;

    • Сочинения «Награда моего дедушки (бабушки)».

  8. Выдающиеся земляки:

    • Почетные граждане Валдая;

    • Художники (экскурсия в Дом Народного Творчества);

    • Стихи поэтов о г. Валдае;

    • Встречи с замечательными людьми.

Ожидаемый результат 3 года обучения.

Учащиеся 3 года обучения должны:

Знать:

  • Памятники истории культуры и архитектуры г. Валдая;

  • Выдающихся земляков г. Валдая;

Уметь:

  • Делать краткие сообщения о г. Валдая;

  • Вести экскурсии по знаменательным местам г. Валдая.

Учебно-тематический план 4 года обучения


№ п/п

Содержание программы, разделы, темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2


2

Валдайские поверья, обряды и обычаи

24

16

8

3

Упоминания о Валдае в произведениях великих русских классиков

21

16

5

4

Российские государи в истории Валдая

25

20

5

5

Памятники истории культуры и архитектуры г. Валдая

26

20

6

6

Новгород Великий

44

44


7

Итоговое занятие

2

2



Итого:

144

120

24


Содержание

  1. Вводное занятие

  2. Валдайские поверья, обряды и обычаи.

  3. Упоминания о Валдае в произведениях великих русских классиков:

    • А.С. Пушкин о Валдае;

    • Валдай в произведении А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»;

    • А. Толстой о Валдае.

  4. Российские государи в истории Валдая:

    • Екатерина II;

    • Отечественная война 1812 года;

    • Александр I;

    • Николаевская железная дорога.

  5. Памятники истории культуры и архитектуры г. Валдая:

    • Веденская церковь;

    • Троицкий собор;

    • Путевой дворец;

    • Успенский собор Иверского монастыря;

    • Надвратная церковь Михаила Архангела;

    • Башни Иверского монастыря.

  6. Новгород Великий:

    • Новгород в истории России;

    • Новгород - долина демократических и республиканских традиций;

    • Важные события Новгородской области;

    • Новгород, открытый археологии;

    • Новгород - город-музей;

    • Новгород в составе Российской империи;

    • Современный город;

    • Новгородский Кремль - символ города;

    • Софийский собор;

    • Звонница Софийского собора;

    • Грановитая палата;

    • Памятник «Тысячелетие России»;

    • Ярославово Дворище;

    • Аркада Гостиного Двора;

    • Церковь Параскевы-Пятницы;

Ожидаемый результат 4 года обучения.

Учащиеся 4 года обучения должны:

Знать:

  • Основные этапы истории г. В.Новгорода;

  • Достопримечательности г. В.Новгорода;

  • Обряды и обычаи жителей г. Валдая.

Уметь:

  • Вести экскурсии по знаменательным местам г. Валдая, г. В.Новгорода;

  • Делать краткие сообщения об истории и современности г. Валдая, г. В.Новгорода.

Методическое обеспечение.

Программа «Юный Валдаец» составлена с учетом возрастных особенностей учащихся.

За основу композиционного замысла программы взяты такие методы и формы занятости, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог формирует интерес учащихся к обучению и самому себе, создавая ситуацию успеха, в кабинете, используя при этом:

  • словесные, наглядные, практические занятия;

  • познавательные игры;

  • метод эмоционального стимулирования;

  • творческие задания;

  • анализ, обобщение, систематизацию полученных знаний и умений;

  • проблемные, поисковые формы занятий;

  • выполнение работ под руководством педагога, дозированная помощь, самостоятельная работа;

  • контроль в виде экспертизы, анализа и коррекции; взаимоконтроль, самоконтроль, которые могут быть устными, письменными,

формы проведения занятий разнообразны: при прохождении тем «Взаимоотношение человека и природы» и «Кто мы? Откуда мы? Чем живы?» можно воспользоваться такими формами занятий, как поход и экскурсия.

Занятия по теме «Крестьянская изба как модель мира» проводятся в форме занятия - исследования.

Все познанное и увиденное на этих занятиях отражается в творческих работах учащихся.

Методы занятий характеризируется постепенным смещением акцентов с репродуктивных на саморазвивающие, продуктивные, с фронтальных на групповые и индивидуальные.

При проведении занятий по курсу «Юный Валдаец» приоритет отдается творческой самореализации учащихся, т.к. такой подход усиливает личностную направленность обучения, но при этом важнейшим фактором в процессе эффективного обучения является руководство со стороны педагога обучением детей.

Необходимо варьировать методы обучения учитывая хорошие, средние и плохие способности учащихся.

Поэтапное обучение по спирали разделов и курсов программы позволяет сформировать у учащихся целостное представление о своем крае, об изучении традиций, быта. Программа позволяет «применить комплексный подход к выработке практических умений у детей, их готовности к активным действиям по познанию нового. Она предусматривает творчество и широкий простор для инициативы обучающихся.

Литература для учащихся

  1. Атлас «Люби и знай свой край», М.: 1993 г.

  2. Горбаневский М.В. «В мире имен и названий», М.: 1987 г.

  3. Кайсаров А.С., Глинка Г. А., Рыбаков Б.А. «Мифы древних славян», - Саратов, 1993 г.

  4. Мартынин В.С. «Твоя родословная» - М. 2000 г.

  5. Семенова М. «Мы - славяне!» - С.- Пб. 1997 г.

Литература для педагога.

  1. Ашурков В.Н., Кацуба Д.В., Матюшин Г.Н. «Историческое краеведение» - М. 1987 г.

  2. Вишневский К.Д., Инюшкин Н.М.. «Наследие» - Пенза, 1994 г.

  3. Даринский А.В. «Краеведение (пособие для учителя)» - М. 1987 г.

  4. «Методика собирания и изучения народных игр» - М. 1992 г.

  5. Музей и школа, М. 1994 г.

  6. Никонов В.А. «словарь русских фамилий» - М. 1993 г.

Литература, используемая при составлении программы.

  1. Альманах «Отечество. Родословие» - М., 1998 (вып. 5)

  2. Белова В.В. «Дополнительное образование: некоторые вопросы программ рисования» - М., 2002 г.

  3. Белова В.В., Кульпединова М.Е. «Дополнительное образование: требования к содержанию» - М., 2001 г.

  4. Кацупий М.В. «Образовательная программа объединения», «Юные историки-краеведы»

  5. Рецевич Н.А. «основы краеведения» - Минск, 1998 г.

  6. Содержание и методы этнографической работы школьников - М., 1988 г.

  7. Чудакова М.О. «Беседы об архивах» - М., 1975 г.

  8. Шеппинг Д.О. «Мифы славянского язычества» - М., 1997 г.



Рецензия

на программу «Юный Валдаец»

педагог Гаврилова Надежда Ивановна


Программа разработана с целью, расширить представление детей о родном крае, изучить традиции, быт, историческое прошлое, народный фольклор и эпос нашей местности.

Программа составлена на четыре года обучения с учетом местного компонента (изучение Валдайского края).

Программа продумана и логически составлена.

Руководитель

творческой группы Демшакова О.С.

Члены: Терехова О.Н.

Филиппова А.М.



© 2010-2022