- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа дополнительного образования «Юный Валдаец»
Программа дополнительного образования «Юный Валдаец»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаврилова Н.И. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей «Пульс»
Образовательная программа
«Юный Валдаец»
Возраст учащихся 7-14 лет
Срок реализации программы: 4 года
Направление: туристско-краеведческое
Автор:
Гаврилова Надежда Ивановна,
педагог ДО
г. Валдай
Пояснительная записка
Программа предусматривает расширение и углубление знаний, полученных при изучении школьных предметов.
На занятиях клуба «Юный Валдаец» учащиеся узнают об истории г. Валдая, нашего района, Новгородской области, об окружающей природе, о знаменитых людях нашего края и простых тружениках.
Занятия по данной программе воспитывают у детей любознательность, воображение, пополняется их словарный запас.
Активное изучение природы в результате наблюдения учит ребят любить природу и участвовать в ее охране.
Изучение в доступной форме своего края, чтение литературы местных авторов, знакомство с местными легендами и сказаниями помогут учащимся глубже понять события прошлого, проникнуть любовью к родным местам, способствуют защите, охране и оказанию помощи в восстановлении памятников, памяти традиций прошлого.
Программа реализуется в рамках клуба «Юный Валдаец», рассчитана на 2 года обучения. Возраст учащихся 7-14 лет
Цель: создать условия для:
-
Знакомства с обычаями и нравами предков, с духовно- нравственными традициями русского народа, с его социальным опытом и историческими представлениями предков, семейном укладе, праздниках и буднях.
Задачи:
-
Познакомить, систематизировать, расширить представление детей о родном крае.
-
Изучить традиции, быт, историческое прошлое, народный фольклор и эпос нашей местности.
-
Развивать эстетический вкус: видеть прекрасное в окружающем мире.
Формы работы:
-
наблюдения,
-
экскурсии,
-
походы,
-
викторины,
-
конкурсы,
-
праздники
Методы:
-
Объяснительно- иллюстративный;
-
Эвристический;
-
Репродуктивный;
-
Поисково-исследовательский.
Учебно-тематический план I года обучения.
Цели и задачи I года обучения:
Цель: Создание условий для развития у учащихся универсального мировосприятия через осознание себя как малой части большого мира, который начинается с «малой родины», города, края, где родился и вырос.
Задачи:
-
Воспитание чувства ответственности за будущее своего края;
-
Развитие трудовых навыков на основе изучения краеведения.
№
Тема
Всего часов
Из них
Теорети-
ческие
Практи-
ческие
Экскурсии,
походы
1
2
3
4
Вводное занятие.
Взаимоотношения человека и природы.
Кто мы? Откуда мы? Чем живы?
Итоговое занятие
Итого:
2
20
48
2
72
4
30
40
6
10
10
10
10
Содержание программы:
Вводное занятие
Взаимоотношение человека и природы
-
Живая и неживая природа нашего края.
Воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа.
-
Сезонные изменения в природе.
Осень. Название осенних месяцев.
Зима. Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопад.
Весна. Характерные признаки: потепление, таяние снега, ледоход.
-
Народный календарь
Народные приметы:
Приметы верные и суеверные.
Кто мы? Откуда мы? Чем живы?
-
Легенды старого Валдая.
Происхождение названия города. «Преданья старины далекой».
Легенды, мифы.
-
Валдайские поверья, обряды, обычаи.
Связь живого мира с выдумкой. Происхождение понятий поверье, ритуал, обычай. Валдайские праздники.
-
История Валдая в летописях, грамотах, книгах, рассказов старожилов.
Понятие грамота, писцовая книга. Письменные источники истории.
Кириллица.
Рукописная книга о Валдае 18 в.
-
Старые и новые имена на карте Валдая.
Улицы города. Их название.
Происхождение названий с учетом времени.
Ожидаемый результат I года обучения
Учащиеся должны знать особенности природы своего края, изменения в природе и труде людей по временам года; народные легенды о нашем городе, историю нашего города;
Уметь: проводить эпизодические самостоятельные наблюдения в природе, изготавливать простейшие кормушки для птиц и развешивать их, уметь исполнять песни, считалки, рассказывать легенды.
Учебно-тематический план II года обучения.
Цели и задачи:
Цель: Создание условий для развития у учащихся универсального мировосприятия через осознание себя как малой части большого мира, который начинается с «малой родины», города, края, где родился и вырос;
Задачи: Приобщение учащихся к социокультурным ценностям Новгорода и области;
Формирование у учащихся видения целостной картины прошлого и настоящего Новгородского края.
№
Тема
Всего часов
Из них
Теорети-
ческие
Практи-
ческие
Экскурсии,
походы
1
2
3
4
5
Вводное занятие
Крестьянская изба как модель мира
Историческое прошлое Валдая
Валдай в годы войны
Итоговое занятие.
Итого:
2
10
29
29
2
72
4
10
20
20
6
10
10
10
10
10
10
Содержание программы:
Крестьянская изба как модель мира
-
Во дворце, в усадьбе и избе.
Дворец Екатерины в Валдае. Его история, значение и использование.
Дворянская усадьба в Валдае.
-
Валдай - жемчужина на Северо-Западе, центр туризма.
Природа Валдая. Поверхность. Озерный край.
-
Валдайский национальный парк, охрана природы;
История создания
-
Иверский монастырь- центр духовной культуры. Возрождение монастыря.
-
Люди земли Валдайской.
Письма разных эпох.
Почетные граждане Валдая.
-
Валдай литературный
Известные поэты и писатели на Валдае, поэты и писатели о Валдае.
Произведения местных авторов.
-
Композиторы на Валдае. Песни о Валдае.
-
Валдайский край глазами художников.
Валдайская картинная галерея. Художники Валдайской земли.
Историческое прошлое Валдая.
-
Исторические места Валдая. Древние улицы. Валдайские колокольчики. Музей колоколов.
-
Архитектура Валдая. Храм каменный и деревянный.
Церкви, соборы, часовня Валдая.
Валдай в годы войны
-
Валдай прифронтовой.
Помощь фронту.
Госпитали в Валдае
-
Наши земляки - участники В.О. войны.
Сквер героев.
Братское кладбище.
-
Штаб Северо - Западного фронта.
Редакции военных газет
-
Их имена носят улицы города:
Участники войны, жители нашего города: М.Уткина, Я. Павлова, Н. Васильев, Герман, Белов.
Имена писателей и поэтов на улицах города.
Имена выдающихся государственных деятелей.
Ожидаемый результат II года обучения
Учащиеся должны знать особенности природы и хозяйства Валдая, положение на карте; экономические проблемы нашей зоны, полезные ископаемые; знать исторические достопримечательности города и района; выдающихся и знаменитых людей города и района; историю Валдая в годы Великой отечественной войны; основные архитектурные ансамбли.
Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком; участвовать в работе по охране природы; уметь обращаться с музейными экспонатами; работать с историческими и архивными документами.
В конце обучения по программе учащиеся должны владеть знаниями по краеведению, по географии, истории Валдайского района.
Условия реализации программы:
-
Помещение (столы, стулья)
-
канцелярские товары (клей, ножницы, бумага, ручки, фломастеры)
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ п/п
Содержание программы, разделы, темы
Всего часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
2
История села и города Валдая
20
18
2
3
Валдайский национальный парк
20
14
6
4
Экологическая обстановка современного города
18
16
2
5
Памятники истории культуры и архитектуры города Валдая
28
16
12
6
Валдай современный
18
14
4
7
Валдай в годы Великой Отечественной войны
24
18
6
8
Выдающиеся земляки
12
8
4
9
Итоговое занятие
2
2
Итого:
144
108
36
Содержание
-
Вводное занятие.
-
История села и города Валдая:
-
моя родословная;
-
вводная лексика по теме «Родословная»;
-
составление родословной;
-
первые жители г. Валдая;
-
легенды старого Валдая;
-
история Валдая в летописях и грамотах;
-
гербы нашего города;
-
Валдай и его слободки;
-
древние и современные улицы Валдая;
-
колокольная песня;
-
вводная лексика по теме «История села и г. Валдая»;
-
познавательная программа «Знаешь ли ты свой город?» (итоговое занятие по теме);
-
экскурсия по городу.
-
-
Валдайский национальный парк:
-
природа родного края;
-
растительный и животный мир г. Валдая;
-
охрана растений;
-
охрана животных;
-
Валдайское озеро;
-
Образцовая гора;
-
встречи с работниками Национального парка;
-
экскурсия в музей гидрометеорологических приборов.
-
-
Экологическая обстановка современного города:
-
проблема окружающей среды в г. Валдая;
-
мой вклад в защиту окружающей среды;
-
составление экологической азбуки;
-
составление экокроссвордов «Где твои корни?», «Мир вокруг меня»;
-
изготовление разрешающих и запрещающих знаков поведения в лесу;
-
экологическая конференция.
-
-
Памятники истории культуры и архитектуры г. Валдая:
-
Иверский монастырь;
-
обладатель исторической воли: патриарх Никон;
-
Петропавловская церковь;
-
Церковь Екатерины II;
-
Музей уездного города;
-
Музей колоколов;
-
водная лексика по теме «Памятники истории, культуры и архитектуры г. Валдая»;
-
обзорная экскурсия по г. Валдаю;
-
подготовка экскурсии;
-
экскурсия в музей уездного города;
-
экскурсия в музей колоколов.
-
-
Валдай современный:
-
Валдай - центр туризма и отдыха;
-
улица на которой я живу;
-
их именами названы улицы: ул. Уткина, Германа, Павлова;
-
моя школа (экскурсия);
-
Валдайское озеро и другие озера - места отдыха туристов;
-
проект «Город моей мечты»;
-
пишем стихи о Валдае.
-
-
Валдай в годы Великой Отечественной войны:
-
Валдай прифронтовой;
-
Валдайцы - Герои Советского Союза;
-
Сквер героев (экскурсия);
-
Памятные места в Валдае, связанные с великой Отечественной войной;
-
Памятник воинам-артилеристам;
-
Сочинения «Награда моего дедушки (бабушки)».
-
-
Выдающиеся земляки:
-
Почетные граждане Валдая;
-
Художники (экскурсия в Дом Народного Творчества);
-
Стихи поэтов о г. Валдае;
-
Встречи с замечательными людьми.
-
Ожидаемый результат 3 года обучения.
Учащиеся 3 года обучения должны:
Знать:
-
Памятники истории культуры и архитектуры г. Валдая;
-
Выдающихся земляков г. Валдая;
Уметь:
-
Делать краткие сообщения о г. Валдая;
-
Вести экскурсии по знаменательным местам г. Валдая.
Учебно-тематический план 4 года обучения
№ п/п
Содержание программы, разделы, темы
Всего часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
2
Валдайские поверья, обряды и обычаи
24
16
8
3
Упоминания о Валдае в произведениях великих русских классиков
21
16
5
4
Российские государи в истории Валдая
25
20
5
5
Памятники истории культуры и архитектуры г. Валдая
26
20
6
6
Новгород Великий
44
44
7
Итоговое занятие
2
2
Итого:
144
120
24
Содержание
-
Вводное занятие
-
Валдайские поверья, обряды и обычаи.
-
Упоминания о Валдае в произведениях великих русских классиков:
-
А.С. Пушкин о Валдае;
-
Валдай в произведении А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»;
-
А. Толстой о Валдае.
-
-
Российские государи в истории Валдая:
-
Екатерина II;
-
Отечественная война 1812 года;
-
Александр I;
-
Николаевская железная дорога.
-
-
Памятники истории культуры и архитектуры г. Валдая:
-
Веденская церковь;
-
Троицкий собор;
-
Путевой дворец;
-
Успенский собор Иверского монастыря;
-
Надвратная церковь Михаила Архангела;
-
Башни Иверского монастыря.
-
-
Новгород Великий:
-
Новгород в истории России;
-
Новгород - долина демократических и республиканских традиций;
-
Важные события Новгородской области;
-
Новгород, открытый археологии;
-
Новгород - город-музей;
-
Новгород в составе Российской империи;
-
Современный город;
-
Новгородский Кремль - символ города;
-
Софийский собор;
-
Звонница Софийского собора;
-
Грановитая палата;
-
Памятник «Тысячелетие России»;
-
Ярославово Дворище;
-
Аркада Гостиного Двора;
-
Церковь Параскевы-Пятницы;
-
Ожидаемый результат 4 года обучения.
Учащиеся 4 года обучения должны:
Знать:
-
Основные этапы истории г. В.Новгорода;
-
Достопримечательности г. В.Новгорода;
-
Обряды и обычаи жителей г. Валдая.
Уметь:
-
Вести экскурсии по знаменательным местам г. Валдая, г. В.Новгорода;
-
Делать краткие сообщения об истории и современности г. Валдая, г. В.Новгорода.
Методическое обеспечение.
Программа «Юный Валдаец» составлена с учетом возрастных особенностей учащихся.
За основу композиционного замысла программы взяты такие методы и формы занятости, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог формирует интерес учащихся к обучению и самому себе, создавая ситуацию успеха, в кабинете, используя при этом:
-
словесные, наглядные, практические занятия;
-
познавательные игры;
-
метод эмоционального стимулирования;
-
творческие задания;
-
анализ, обобщение, систематизацию полученных знаний и умений;
-
проблемные, поисковые формы занятий;
-
выполнение работ под руководством педагога, дозированная помощь, самостоятельная работа;
-
контроль в виде экспертизы, анализа и коррекции; взаимоконтроль, самоконтроль, которые могут быть устными, письменными,
формы проведения занятий разнообразны: при прохождении тем «Взаимоотношение человека и природы» и «Кто мы? Откуда мы? Чем живы?» можно воспользоваться такими формами занятий, как поход и экскурсия.
Занятия по теме «Крестьянская изба как модель мира» проводятся в форме занятия - исследования.
Все познанное и увиденное на этих занятиях отражается в творческих работах учащихся.
Методы занятий характеризируется постепенным смещением акцентов с репродуктивных на саморазвивающие, продуктивные, с фронтальных на групповые и индивидуальные.
При проведении занятий по курсу «Юный Валдаец» приоритет отдается творческой самореализации учащихся, т.к. такой подход усиливает личностную направленность обучения, но при этом важнейшим фактором в процессе эффективного обучения является руководство со стороны педагога обучением детей.
Необходимо варьировать методы обучения учитывая хорошие, средние и плохие способности учащихся.
Поэтапное обучение по спирали разделов и курсов программы позволяет сформировать у учащихся целостное представление о своем крае, об изучении традиций, быта. Программа позволяет «применить комплексный подход к выработке практических умений у детей, их готовности к активным действиям по познанию нового. Она предусматривает творчество и широкий простор для инициативы обучающихся.
Литература для учащихся
-
Атлас «Люби и знай свой край», М.: 1993 г.
-
Горбаневский М.В. «В мире имен и названий», М.: 1987 г.
-
Кайсаров А.С., Глинка Г. А., Рыбаков Б.А. «Мифы древних славян», - Саратов, 1993 г.
-
Мартынин В.С. «Твоя родословная» - М. 2000 г.
-
Семенова М. «Мы - славяне!» - С.- Пб. 1997 г.
Литература для педагога.
-
Ашурков В.Н., Кацуба Д.В., Матюшин Г.Н. «Историческое краеведение» - М. 1987 г.
-
Вишневский К.Д., Инюшкин Н.М.. «Наследие» - Пенза, 1994 г.
-
Даринский А.В. «Краеведение (пособие для учителя)» - М. 1987 г.
-
«Методика собирания и изучения народных игр» - М. 1992 г.
-
Музей и школа, М. 1994 г.
-
Никонов В.А. «словарь русских фамилий» - М. 1993 г.
Литература, используемая при составлении программы.
-
Альманах «Отечество. Родословие» - М., 1998 (вып. 5)
-
Белова В.В. «Дополнительное образование: некоторые вопросы программ рисования» - М., 2002 г.
-
Белова В.В., Кульпединова М.Е. «Дополнительное образование: требования к содержанию» - М., 2001 г.
-
Кацупий М.В. «Образовательная программа объединения», «Юные историки-краеведы»
-
Рецевич Н.А. «основы краеведения» - Минск, 1998 г.
-
Содержание и методы этнографической работы школьников - М., 1988 г.
-
Чудакова М.О. «Беседы об архивах» - М., 1975 г.
-
Шеппинг Д.О. «Мифы славянского язычества» - М., 1997 г.
Рецензия
на программу «Юный Валдаец»
педагог Гаврилова Надежда Ивановна
Программа разработана с целью, расширить представление детей о родном крае, изучить традиции, быт, историческое прошлое, народный фольклор и эпос нашей местности.
Программа составлена на четыре года обучения с учетом местного компонента (изучение Валдайского края).
Программа продумана и логически составлена.
Руководитель
творческой группы Демшакова О.С.
Члены: Терехова О.Н.
Филиппова А.М.