Доклад по теме Сохранение психологического и физического здоровья учащихся на уроках и внеурочное время

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сохранение психологического и физического здоровья учащихся на уроках и внеурочное время.

Оборудование: презентация.

Здоровье-это самое ценное, что есть у человека.

Н. А. Семашко.

Слайд №1

Слайд №2

В рамках объявленной темы моего выступления я хочу остановиться на формировании рефлексивных способностей учащихся. Считаю, что адекватная самооценка- ключ к психологической устойчивости человека. В построении моей работы помог концептуальный подход.

Слайд № 3,4,5.

Развитие личности не может быть без психологического комфорта и без хорошего физического самочувствия. В своей работе использовала такие методы и формы:

Слайд №6

  1. Дневник учащегося, разработанный авторским коллективом « Школа «2100» специально для этой системы.

Ученики работают с дневником:

- на каждом уроке;

- в начале и в конце урока;

- в начале и конце года;

На специальной строке в дневнике мы записываем, чем будем заниматься целую неделю. Например, на этой неделе мы будем:

- самостоятельно повторять правила. Тем самым хорошо подготовиться к диктанту;

-учиться делать домашнее задание без ошибок;

-чаще включаться на уроке математики в устную работу;

В конце недели ученики оценивают, насколько они достигли цели:

- я написала диктант на «5»

- меня похвалили на литературном чтении;

- я старалась при выполнении домашнего задания и т.д.

При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних.

Авторы дневника дают конкретные рекомендации родителям. Вместе с ребенком родителям предлагается обсудить, посоветоваться, определить, запланировать, скорректировать.

В дневнике с помощью условных обозначений дети оценивают свои успехи и свое отношение к уроку, работаем в дневнике цветными карандашами.

Красный цвет- задания на уроке оказались слишком трудными, мне нужна помощь.

Желтый цвет- сегодня не все задания оказались легкими. Мне было трудно, но я справился.

Зеленый цвет- урок прошел удачно: активно работал на уроке, с заданиями справился успешно, я очень доволен собой.

Для развития самооценки в конце урока задаю вопросы:

- за что себя можешь похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

-Какие задания оказались трудными?

-Какие задания понравились?

-Достиг ли ты поставленной в начале урока цели?

2. Для самооценки письменных работ в 1 классе использовали шкалу качества выполненного задания и его оформления.

Слайд № 7

После проверки такую же работу выполняла я. Если же учитель согласен с мнением ученика, то обводит красным кружком его отметку. Если же не согласен, ставит свою отметку (выше или ниже по шкале).

В случае разногласий возникает необходимость обсудить правильность отметок, найти варианты согласования. Важность суждений заключается в том, чтобы не дать ребенку себя захвалить или почувствовать вечным неудачником.

  1. Во внеурочное время привлекаю родителей и детей для выступления на классных часах:

-«Как я стал заниматься спортом».

-« Спорт в нашем доме».

-«Хроника спортивных достижений моей семьи».

-«Как я занимаюсь физкультурой».

Особенно такая форма работы дает результаты с заниженной самооценкой.

Через тестирование (опросник Казанцевой) такие формы работы показали, что самооценка учащихся адекватна.

Слайд № 8.

В формировании психологической устойчивости важна не только самооценка, но и состояние тревожности и замотивирования.

Перечисленные формы работы способствуют возникновению психологической ситуации- «ситуации успеха»-в результате которой. Действия, совершаемые учеником, приводят к чувству удовлетворения за свои достижения, гордости за свой труд, самоуважения. Такая обстановка вызывает желание действовать. У детей развивается « мотивация достижения успеха», и она сохраняется на положительном уровне. Через анкетирование выявлены следующие результаты:

Слайд № 9.

Тревожность, как качество помогает мобилизовать свои силы, но в допустимой норме. На протяжении двух лет обучения была проанализирована школьная тревожность (Методика Сирса) Исходя из данных диаграмм, можно сделать вывод о том, что уровень тревожности у учащихся низкий.

Слайд № 10

По данным Центра охраны здоровья детей и подростков хроническими заболеваниями страдают 75% выпускников школ. Известно, что 30-40% хронических заболеваний имеют психогенную основу.

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников возможно только при постоянном контроле состояния здоровья. Заболеваемость сама по себе не может быть показателем эффективности здоровьесберегающей деятельности, но ее учет необходим. С сентября 2007 года веду учет пропусков учебных дней по болезни. Анализ заболеваемости позволил выделить наиболее сложные периоды учебного года. Им оказался декабрь месяц, где на одного учащегося приходится 1,68 дня пропусков по болезни.

С целью поддержания физического состояния детей использовала:

- фиточай (октябрь, февраль. Под контролем школьного медика);

-витаминизация (под контролем родителей);

-встречи с людьми, пропагандирующими здоровый образ жизни;

-беседы с детьми: « Профилактика инфекционных заболеваний»; «Режим дня и занятия спортом»; «Вредные привычки и спорт» ; «История спорта. Откуда она берет начало»; «Великие спортсмены моей страны»; «Юные спортсмены России»; «Наперекор всему» (о спортсменах инвалидах).

Из 28 учащихся 19 человек занимались в спортивных секциях.

-разработаны рекомендации для родителей по профилактике тревожности и физического здоровья.

Итак, мои наблюдения и психологические исследования показали, что необходимо создание обстановки эмоционального комфорта на уроках и психологического благополучия в семье, использование средств и методов здоровьесберегающих технологий в обучении.

Литература.

1.Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя.

2. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей.

3. Журнал «Начальная школа до и после» Королькова В.Л.»Дневник школьника как средство развития самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов».









© 2010-2022