Сценарий классного часа Соблюдение ПДД - закон сохранения жизни

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий викторины по ПДД: «Соблюдение правил дорожного движения- закон сохранения жизни».


Цели:

1.Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

2.Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Развивать творческие способности детей.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения дорожных правил;

  • углублять знания учащихся о правилах дорожного движения;

  • научить различать дорожные знаки;

  • повторить правила уличного движения для пешеходов;

  • развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Оборудование:


1.Таблицы о правилах дорожного движения.

2. Знаки.

3. «Зебра».

4. Машинки.

Ход мероприятия.

1.Организационный момент:

Учитель: дорогие ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном- о правилах дорожного движения. Как вы понимаете выражение: «Знай правила движения, как таблицу умножения!» (Правила дорожного движения все должны знать, как таблицу умножения- наизусть). Сегодня у нас необычный урок, урок- викторина, который покажет, как вы усвоили правила дорожного движения. Одним из основных помощников современного человека является автомобиль. Для передвижения автомобиля существуют дороги. А чтобы пешеходы и автомобили не мешали друг другу, созданы правила дорожного движения. Вот о них мы сегодня поговорим.

В давние времена, когда человек перемещался по земле только пешком, Правил дорожного движения не существовало.

По земле заколесили экипажи и сразу всё усложнилось. Пока не было Правил дорожного движения, одни не хотели уступать дорогу другим, другие рады были бы уступить, но не знали как это безопасно сделать. Царила неразбериха. Сталкивались экипажи, получали травмы пешеходы. Появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дорогах. И тогда людям пришлось задуматься над тем, как упорядочить движение экипажей и пешеходов.

История строительства дорог и информация об особенностях движения по ним уходит в далекое прошлое. В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.

Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.

- Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом).

Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивались, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару.

- Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживленных улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями.

- Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).

- Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть для чего? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта). - В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.

В кажущейся суматохе движения транспорта есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется - "Правила дорожного движения".

Ещё при царе Иване III на Руси повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам, а нарушителей строго наказывать. Известны такие же указы Петра I , царицы Анны Иоановны, империатрицы Екатерины II.

Именно эти указы и стали предшественниками современных Правил дорожного движения. Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, - намного проще. Но и тогда, знать их обязаны были все. Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором - мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.

С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось: "В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности". Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.

Характерно, что сведения о дорогах и дорожных знаках обнаруживаются археологами и в других странах. Так, например, самый старый в мире знак найден на дороге неподалеку от итальянского города Ливорно. Археологи откопали здесь камень, на котором на латинском языке было написано: "Это место опасно". В одном из городов Англии с древнейших времен сохранился здоровенный булыжник с указанием расстояния до ближайшего населенного пункта. Таким образом, и этот знак стал прообразом указателей расстояния.

Необходимость в регулировании дорожного движения возникла в те времена, когда еще не было машин, а улицы находились во власти конных экипажей

В нашей стране, как и в большинстве стран мира, установлено правостороннее движение транспорта. А почему именно правостороннее? Задолго до появления первого автомобиля, чтобы конные экипажи , движущиеся навстречу друг другу, не сталкивались, возницы старались придерживаться разных сторон дороги.

Одной из причин появления правостороннего движения считается то, что древние рыцари держали в левой руке щит, а меч или копьё в правой. Двигаясь верхом навстречу друг другу, они разъезжались, придерживаясь именно правой стороны дороги, чтобы защитить себя щитом от встречного конника. Как говорили щитом к щиту.

И ныне в нашей стране водители ведут свои автомобили, придерживаясь по ходу движения правой полвины дороги, а машины, едущие навстречу друг другу, разъезжаются левыми сторонами.

Для того, чтобы не ошибиться на дороге существуют дорожные знаки. Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет - красные, синие и особая форма - круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.

Ученица: Город, в котором с тобой мы живём,

Можно по праву сравнить с букварём

Азбукой улиц и наших дорог

Город даёт нам всё время урок.

Вот она, азбука - над головой:

Знаки развешены вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Учитель: и так, ребята начинаем наше состязание. В нем участвуют две команды: «Светофор» и «Свисток». Капитаны команд…А судить, правильно ли ребята выполняют задание, будет наше уважаемое жюри в составе… Итак,

Первый раунд: «Назови знак». ( Учащиеся поочерёдно подходят к столу, на котором разложены знаки дорожного движения, выбирают свой знак и рассказывают об этом знаке).

Светофор.

Вот проехали машины,

Загорелся желтый глаз.

Это значит, не спешите,

Будьте бдительны сейчас.

Пешеходный переход.

Смело двигайтесь вперёд.

Здесь пешеходный переход.

Пусть машины подождут,

Постоят и отдохнут.

По дороге пешеходы вы же видите, идут?

Больница.

Если что- то вдруг случится,

Этот знак вам пригодится.

Здесь находится больница

Приезжают полечиться.

Столовая.

У дороги, где развилка,

Знак- подсказка «нож и вилка».

Это значит, что всегда

Здесь находится еда.

Велосипед.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

Кирпич.

Тормози, водитель. Стой!

Знак- запрет перед тобой.

Самый строгий этот знак,

Чтоб не въехал ты впросак.

Должен знак ты соблюдать

«Под кирпич» не заезжать.

Место стоянки.

Есть островки на улице,

Машины где паркуются,

Там знак «Место стоянки»-

У почты, рынка, банка.

Удобно всем и безопасно

И нет волнений понапрасну.

Место остановки автобуса или троллейбуса.

Остановка, толпится народ.

Скоро автобус подойдёт.

Здесь ждут транспорт городской,

Едут в офис, в цех, домой.

Едут в школу, детский сад, в праздник едут на парад.

В уличном круговороте

Транспорт городской в почёте.

Кто бежит через дорогу

Тех накажем очень строго!

Чтобы знали наперёд,

Есть подземный переход.

Учитель: а сейчас ребята расскажут нам стихи о правилах дорожного движения:

И троллейбус и автобус

Обходите сзади вы,

Чтоб навеки не лишиться

Своей буйной головы!

А трамвая громкий звон

Нам твердит другой закон:

Все трамваи обходи

Непременно спереди!

Для болтушек- хохотушек

Есть особенный приказ:

Подходя к любой дороге,

Замолкайте тот же час!

Друг, иди по зебре смело

Чувствуй себя вольно,

Не робей: ведь зебре этой

Вовсе и не больно.

Не рассчитывай на ноги,

Не беги ты по дороге.

Ведь споткнешься, упадешь,

Под машиной пропадешь.

Соблюдай законы эти,

Ведь они - житейские.

И тебя в пример поставят

Дяди-полицейские.

Заучите, зазубрите

Правила дорожные,

И, конечно, на дороге

Будьте осторожными.

Учитель: 2 раунд. «Правила знаю!»

Вопросы команде «Светофор»:

Вставьте недостающие слова.

1.Переходите дорогу только…

2.Не пугайте водителей, не… дорогу перед автомобилями.

3.Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрёстке работают одновременно и светофор и регулировщик?(регулировщику)

4.Со скольких лет детям разрешается ездить на переднем сиденье автомобиля? (с 12 лет)

5.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор? (два: красный и зелёный)

6. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам?

(не разрешается)

7.Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка?( нет)

8.Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

Вопросы команде «Свисток»:

Вставьте недостающие слова.

1.Переходя дорогу, обязательно сначала посмотри…, а дойдя до середины дороги-…

2.Не играйте…

3.Какой сигнал светофора включается одновременно для всех сторон перекрёстка? (желтый)

4. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару (правой стороны).

5.Всегда ли пассажирам нужно пристёгиваться ремнями безопасности?(да, всегда).

6.С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования?(с 14 лет)

7.Кого мы называем « участниками дорожного движения»?(пешеходы, водители, пассажиры).

8.Как называется «зебра» на дороге? ( пешеходный переход).

Учитель: а сейчас, ребята, 3 раунд. мы поиграем в игру «Верю- не верю». Вам будут заданы вопросы, а вы должны дать ответ: верите или не верите.

Вопросы команде «Светофор»:

1.В штате Флорида и сейчас существует закон, который разрешает обезьянам водить автомобиль?(Нет. Он наоборот запрещает.)

2.В калифорнии женщине, одетой в домашний халат, нельзя водить автомобиль? (да.)

3.Таксистам некоторых городов штата Нью- Мексико нельзя силой заталкивать своих пассажиров в автомобиль? (Да.)

4.В далёкой Индии во время езды на слоне ночью обязательно нужно на хвост животному повесить фонарь? (Да.)

5.В Рио - де - Жанейро полицейские могут заклеивать стёкла некоторых автомобилей большими плакатами? (Да. Надпись гласит: «Здесь парковка запрещена»).

Вопросы команде «Свисток»:

1.В городе Бейкер (он находится в штате Огайо), светофоры в некоторых местах имеют 4 цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий? (Нет.)

2. В Германии на автострадах есть специальные переходы для лягушек и жаб на случай гололёда? ( Да. Они представляют собой трубы под полотном дороги.)

3.Полицейским нескольких немецких городов можно забирать в некоторых случаях вещи из чужих автомобилей? ( Да. Если машина не закрыта_-владелец вещей может потом вещи выкупить.)

4.В штате Монтана во время проезда по мостам через реки шириной более 200м шофёр и его пассажиры обязаны надевать спасательные круги? (Нет.)

5.В Калифорнии водителей, которые превышают скорость, в принудительном порядке заставляют сходить на экскурсию в морг? ( Да.)

Учитель: устали? Давайте сыграем в игру «Переменка».

В руках у меня 3 кружка: красный, жёлтый, зелёный.

Показываю зелёный- делаете шаг вперёд, красный- шаг назад, жёлтый- стоим на месте.

Те, кто ошибся- выбывают из игры. Побеждает та команда, в которой меньше нарушителей.

4раунд. «Загадки».

Загадки команде «Светофор»:

1.Это встал для нас в дозор

Пучеглазый …( Светофор)

2.Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.(поезд)

2.Да живее, не зевай-

Ждёт автобус и трамвай.

Ты про это не забудь,

Продолжать им надо путь.

Где ведут ступеньки вниз,

Ты спускайся, не ленись.

Знать обязан пешеход:

Тут…? ( подземный переход)

3.Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус)

4.Конь его- из прочной стали,

Руль, седло есть и педали,

Всадник транспортом гордится,

По дороге быстро мчится.(МОТОЦИКЛ)

Загадки команде «Свисток»:

1.Жёлтым глазом он мигает.

Строго нас предупреждает:

Чтобы был счастливым путь,

Повнимательнее будь!

И не бегай, не играй,

Где автобус и трамвай!

Будь, малыш, всегда смышлёный

И шагай на свет …? ( зелёный!)

2. Полосатые лошадки

Поперёк дорог легли-

Все авто остановились

Если здесь проходим мы.

(Переход - зебра)

3.Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

( автомобиль, автобус)

4.Сам не едет, не идёт,

Не поддержишь - упадёт,

А педали пустишь в ход-

Он помчит тебя вперёд!

(велосипед).

Учитель: Ребята сейчас я хочу проверить, как вы усвоили правила дорожного движения. Я буду задавать вопросы, а вы если так поступаете, говорите:

« Это я, это я, это все мои друзья». Приготовились?

- Кто из нас идёт вперёд

Только там, где переход?

- Кто из вас идя домой,

Держит путь по мостовой?

-Знает кто, что красный свет

Означает- хода нет?

- Кто из вас летит так скоро,

Что не видит светофора?

-Кто из нас в трамвае тесном

Уступает взрослым место?

Частушки про ПДД.

Дорогие пешеходы,

Слушайте внимательно,

Пропоём мы вам частушки

Просто замечательно!

Как шофёр не тормозит,

А машина всё скользит.

На колёсах, как на лыжах-

Ближе, ближе, ближе, ближе!

Для спасенья есть возможность:

Лучший тормоз- осторожность.

Жизнь свою побереги,

Перед машиной не беги!

Мы подруженьки - подружки,

Есть глаза у нас и ушки,

По дороге мы идём,

Всё читаем и поём.

Дорогие вы подружки,

Наш последний вам совет:

Ведь дорога не читальня

И не место для бесед.

Мы хорошие спортсмены,

Любим мы играть в футбол,

Мостовую превратили

В наше поле - стадион!

Мне бесспорно вывод ясен,

Что для жизни пас опасен,

Не дорога, а дворы-

Место для такой игры.

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения,

Нужно помнить, нужно знать

Правила движения!

РЕБУСЫ.

Подведение итогов.

- Для чего нужно знать правила дорожного движения?

Изучать и знать ПДД необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности.

Финальная песня.

Работа жюри.

© 2010-2022