Самоанализ по работе с детьми по формированию навыков здорового образа жизни

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ работы воспитателя ГПД Аникиной Е.В.

"Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"

Всем хочется быть здоровым и счастливым и видеть такими своих детей. Как жить владу с самим собой, окружающим миром, людьми? Хорошее здоровье во все времена считалось величайшей ценностью, но лишь в последние годы установлено, что образ жизни определяет здоровье на 50%, А изменить свой образ жизни, как известно, наиболее трудно.

Нести ответственность за своё здоровье нужно учить с детских лет.

Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни я работаю не только через систему воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий в себя уроки природоведения и окружающего мира. Важно, чтобы дети не просто получали теоретические знания, но и умели их использовать практически.

Конечно, главная задача этой работы: сохранение здоровья младшего школьника.

Цели же её такие:

Повышение уровня учебной активности, создание оптимального баланса психических процессов;

Общее оздоровление и улучшение самочувствия;

Восстановление эмоционально - положительного состояния учеников.

В своей работе я могу выделить несколько направлений:

работа над физическим здоровьем

работа над нравственным и психологическим здоровьем детей

внеклассные мероприятия и работа с родителями.

Первое направление: Работа с родителями и внеурочная деятельность.

- Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

- Посещение учащимися спортивных кружков и секций.

- Лектории для родителей: " Дети никогда не поступают так, как мы велим поступать, они поступают, как поступаем мы сами. Мы должны быть примером для своих детей и жить такой жизнью, какой хотели бы для своих детей" - Луиза Хей

- Режим дня школьника.

- Что нужно знать о навыках письма?

- Садимся за уроки.

- Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

- Воспитание гигиенической культуры детей.

- Роль положительных эмоций в процессе обучения и воспитания.

-Воспитание сознательной дисциплины.

Второе направление: Работа над нравственным и нервно-психическим здоровьем детей.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, особенности темперамента и динамики работоспособности учащихся.

Формирование позитивного мышления: (положительные установки и оценки деятельности учащихся).

Классные часы:

- В гостях у Мойдодыра.

- Путешествие по стране здоровячков.

- Почему мы болеем и теряем своё здоровье?

- Как быть здоровым?

- Программа " Полезные привычки"

Создание благоприятного психологического фона на уроке.

Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.

Создание условий для самовыражения учащихся.

Использование разнообразных видов деятельности.

Предупреждение гиподинамии.

Что я делаю конкретно:

Ориентируюсь на личность ребёнка - т.е. стараюсь создать комфортные условия для развития природных возможностей и задатков.

Использую педагогику сотрудничества - т.е. стараюсь стать не только наставником, но и другом для ребят, конечно же, без всякого панибратства.

Проявляю гуманность по отношению к детям, т.е. такие качества как любовь, оптимистическую веру в них, терпимость к детским недостаткам и ошибкам. Приоритет положительного стимулирования, демократизацию отношений (всегда учу детей, что они могут и должны высказывать своё мнение, конечно же, в очень корректной форме, признаю право ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения).

Всё это оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и, следовательно, повышает уровень нервно- психического здоровья. Приводит к улучшению психологической обстановки в классе, повышению мотивации к учебной деятельности и, как следствие, к приросту учебных достижений.

Третье направление, наверное, самое главное. Работа над физическим здоровьем:

- Смена видов деятельности на уроке; проведение физминуток, направленых на расслабление тех мышц ребёнка, которые испытывали на уроке наибольшее напряжение.

- В 1 Кл. - Разучивание комплексов общеразвивающих упражнений, физминуток, гимнастики для глаз, для пальцев рук.

- Во 2 Кл. - Упражнения для релаксации.

- В 3 Кл. - Обучение точечному массажу.

-В 4 Кл. - Самоконтроль за утомляемостью и снятие напряжения.

Как я работаю в этом направлении:

Перед началом уроков мы с ребятами ежедневно делаем зарядку. В неё входят упражнения: на развитие динамики шейного и поясничного отдела, разминка конечностей, потягивания, дыхательные упражнения.

В течение уроков я провожу двигательную релаксацию. С целью:

предупредить нарушение осанки;

снять напряжение с позвоночника и мышц спины;

восстановить эмоционально- положительный настрой.

Что делаю конкретно:

А) Слежу за соблюдением правильной осанки, и чередую позы в течение урока.

Б) Для предупреждения преждевременного утомления на уроке и снятия мышечного статического напряжения провожу физминутки, в состав которых включаю упражнения по формированию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую нагрузку.

В) Упражнения для сохранения зрения - корригирующая гимнастика для глаз:

" Палец движется" - рука вперёд, смотрим на палец, медленно приближаем к носу, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не начнёт двоиться.

" Зоркие глазки" - рисуем 6 кругов глазами по часовой стрелке, а затем 6 кругов против часовой стрелки.

" Стрельба глазами" - двигаем глазами вправо и влево медленно, глядя как можно дальше 5-6 раз, а затем вверх - вниз 5-6 раз.

" Письмо носом" - закрыть глаза, писать носом в воздухе что- либо.

Г) Упражнения направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Я использую различные упражнения. Например:

1) "Задуй свечу" - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у].

2) " Озорные щёчки" - набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть как в 1 упражнении. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.

3) "Ленивая кошечка" - подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [a].

Д) Пальчиковая гимнастика.

Её несомненные плюсы в том, что она не только улучшает грамотность детей, путём развития межполушарных связей, но и стимулирует развитие речи, т.к. все упражнения делаются под стихи, что активизирует цент речи.

Е) Ну и, конечно же, точечный само-массаж, он улучшает работу всего организма в целом и отдельных его органов.

Ж) Мозговая гимнастика.

Улучшает мозговую деятельность. Такие упражнения, как " Качания головой" (упражнение стимулирует мозговые процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение (30 сек.)

" Ленивые восьмёрки" (упражнение не только активизирует мозг, но и повышает устойчивость внимания, обеспечивает лучшее запоминание) - по 3 раза каждой рукой, а затем вместе

"Шапка для размышления" (улучшает внимание, ясность восприятия и речи). Надеть шапку, т.е. мягко завернуть уши от верхней точки до мочки - 3 раза.

" Моргания" - моргать на каждый вдох и выдох.

" Вижу палец" - палец перед носом на рассмотрении 25-30 см, смотреть по 5 сек. двумя глазами, потом левый глаз прикрыть ладонью и смотреть 5 сек. правым, затем двумя глазами, затем левым - 4-6 раз.

В заключении хочу сказать:

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда важна компетентность учащихся в вопросе здорового образа жизни и теоретическая, и практическая. Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею.

© 2010-2022