- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая тетрадь классного руководителя
Рабочая тетрадь классного руководителя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Удаева Ф.М. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «лицей № 8» г. Махачкала
Рабочая тетрадь
классного руководителя
Подготовила:
классный руководитель 51л класса,
учитель английского языка лицея № 8 Удаева Ф.М.
г. Махачкала 2015-2016 гг.
Классное руководство.
· Классные руководители - самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в школе.
· Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Он стоит ближе к ребенку, чем кто-либо из членов педагогического коллектива. И поэтому он способен оказывать решающее влияние на личностное развитие детей. Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой.
· Именно творчество классного руководителя - главное условие совершенствования воспитательного процесса, повышения качества и эффективности деятельности школы.
· Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования и определенных Законом РФ "Об образовании". Цель его работы с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников.
Задачи классного руководства:
1. Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
2. Организация всех видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания.
3. Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
Основополагающими для классного руководства
являются следующие принципы:
· гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя - развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы), обеспечение прав и свобод обучающихся;
· коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических работников;
· системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех участников воспитательного процесса;
· природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных условий его жизнедеятельности.
Слагаемыми профессиональной подготовки
классного руководителя являются:
· знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов; педагогической этике;
· знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение эффективными методами изучения отдельной личности и группы;
· знание возрастной физиологии, школьной гигиены;
· знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации свободного времени школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);
· знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики;
· знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции о правах ребенка; основ трудового законодательства;
· способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю;
· организаторские умения и навыки;
· коммуникативные способности;
· высокая духовная культура.
Формы работы классного руководителя.
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
- определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Права и полномочия классного руководителя:
1. Получать информацию о физическом и психическом здоровье детей.
2. Координировать работу учителей-предметников в своем классе.
3. Выносить на рассмотрение органов управления школой согласованные с классом мнения и предложения.
4. Разрабатывать (совместно с психологом, медиками и др.) программы индивидуальной работы с детьми.
5. Приглашать родителей в школу, обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и другие органы по решению проблем детей.
6. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления, при необходимости - в органах власти и суда.
Направления работы классного руководителя:
Направление «Здоровье. Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье. Цель состоит в том, чтобы показать ребенку значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Направление «Взаимодействие». Не менее важным направлением в работе классного руководителя является работа по организации общения и взаимоотношений в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель». Целью педагога здесь является передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного, опыта поколений.
Направление «Интеллект». Главной целью здесь является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования - ценности своего существования и ценности существования других людей.
Направление «Нравственность». Очень значимым направлением в работе классного руководителя является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса. Целью работы классного руководителя может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное - определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, создать благоприятные условия для продвижения в интеллектуальном развитии.
Направление «Досуг». Огромное значение для ребенка имеет его участие в жизни класса вне школьных уроков. Для некоторых ребят - это основной мотив прихода в школу, возможность найти свое место в среде сверстников. В работе классного руководителя в этом направлении важно создание ситуаций для добровольного выбора учениками форм внеклассной работы. Значит, главные качества, которые должен развивать у своих воспитанников классный руководитель, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
Направление «Семья». Классный руководитель не сможет успешно осуществлять свою работу, если школа не будет сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания ребенка в школе идет вне такого сотрудничества и это приводит к печальным результатам. Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
Циклограмма работы классного руководителя:
Ежедневно:
-
Контроль посещаемости.
-
Контроль внешнего вида.
-
Организация дежурства по классу.
-
Работа с классным журналом.
-
Индивидуальная работа с учащимися.
-
Выставление оценок в электронный журнал.
Еженедельно:
-
Проведение классных часов.
-
Проверка дневников учащихся.
-
Контроль успеваемости.
-
Связь с учителями-предметниками.
-
Индивидуальные беседы с детьми.
-
Работа с родителями (по ситуации).
-
Встреча со школьным врачом по справкам о болезни учащихся.
Ежемесячно:
-
Участие в общественных делах школы.
-
Консультации у социального педагога.
-
Встреча с родительским активом.
-
Совещание по планированию работы.
-
Организация культпоходов в библиотеку, на выставки.
-
Совещание по планированию работы (по графику).
-
Консультации у школьного психолога.
В конце каждой четверти:
-
Сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал.
-
Организовывает подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти.
-
Работа с документацией: заполнение личных дел, журнала, отчёта.
-
Участие в семинаре классных руководителей.
-
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на следующую четверть.
-
Проведение тематических родительских собраний.
-
Выставление четвертных оценок в электронный журнал.
В конце учебного года:
-
Проведение открытого мероприятия.
-
Проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года.
-
Оформление результатов по окончании года, сдача их в дирекцию школы.
-
Составление анализа воспитательной работы за текущий учебный год.
-
Оформление портфолио классного руководителя.
-
Работа с документацией: заполнение личных дел, журнала, отчёта.
-
Анализ и составление плана работы класса.
-
Передача статистических данных о классе (в начале сентября).
Классный руководитель не имеет права:
1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.
2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
3. Злоупотреблять доверием ребенка, использовать семью для наказания ребенка.
4. Обсуждать за глаза своих коллег, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
Классный руководитель должен знать:
1. Конвенцию о правах ребенка.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Конституцию РФ.
4. Педагогику.
5. Детскую, возрастную, социальную психологию.
6. Школьную гигиену.
7. Педагогическую этику.
8. Теорию и методику воспитательной работы.
9. Основы трудового законодательства.
Классный руководитель должен уметь:
1. Общаться с детьми.
2. Формулировать свои воспитательные цели.
3. Планировать работу.
4. Организовывать работу с детьми в различных формах.
5. Организовывать и проводить родительские собрания.
6. Пользоваться диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
Классный руководитель должен обладать информацией:
1. О состоянии семейно-бытовых условий ученика.
2. О состоянии здоровья ученика.
3. О положении в классе.
4. О внешкольных интересах и увлечениях.
5. Об общественных поручениях.
6. О любимых и нелюбимых предметах.
7. Об отношении к школе, к учителям, родителям, товарищам.
8. Об уровне воспитанности своего класса.
9. О стремлении к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Документация и отчетность.
1. Классный журнал.
2. Электронный журнал.
3. План воспитательной работы.
4. Личные дела учащихся.
5. Дневники учащихся.
6. Папки с разработками воспитательных мероприятий.
7. Протоколы родительских собраний.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя
с семьями учащихся:
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения!
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!
8. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
9. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!