Рабочая тетрадь классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «лицей № 8» г. Махачкала

Рабочая тетрадь классного руководителя

Рабочая тетрадь

классного руководителя


Рабочая тетрадь классного руководителя

Подготовила:

классный руководитель 5 класса,

учитель английского языка лицея № 8 Удаева Ф.М.



г. Махачкала 2015-2016 гг.

Классное руководство.

· Классные руководители - самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в школе.

· Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Он стоит ближе к ребенку, чем кто-либо из членов педагогического коллектива. И поэтому он способен оказывать решающее влияние на личностное развитие детей. Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой.

· Именно творчество классного руководителя - главное условие совершенствования воспитательного процесса, повышения качества и эффективности деятельности школы.

· Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования и определенных Законом РФ "Об образовании". Цель его работы с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников.

Задачи классного руководства:

1. Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

2. Организация всех видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания.

3. Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.

Основополагающими для классного руководства

являются следующие принципы:

· гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя - развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы), обеспечение прав и свобод обучающихся;

· коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических работников;

· системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех участников воспитательного процесса;

· природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных условий его жизнедеятельности.



Слагаемыми профессиональной подготовки

классного руководителя являются:

· знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов; педагогической этике;

· знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение эффективными методами изучения отдельной личности и группы;

· знание возрастной физиологии, школьной гигиены;

· знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации свободного времени школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);

· знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики;

· знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции о правах ребенка; основ трудового законодательства;

· способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю;

· организаторские умения и навыки;

· коммуникативные способности;

· высокая духовная культура.

Формы работы классного руководителя.

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):

- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

- определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Права и полномочия классного руководителя:

1. Получать информацию о физическом и психическом здоровье детей.

2. Координировать работу учителей-предметников в своем классе.

3. Выносить на рассмотрение органов управления школой согласованные с классом мнения и предложения.

4. Разрабатывать (совместно с психологом, медиками и др.) программы индивидуальной работы с детьми.

5. Приглашать родителей в школу, обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и другие органы по решению проблем детей.

6. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления, при необходимости - в органах власти и суда.

Направления работы классного руководителя:

Рабочая тетрадь классного руководителя

Направление «Здоровье. Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье. Цель состоит в том, чтобы показать ребенку значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

Направление «Взаимодействие». Не менее важным направлением в работе классного руководителя является работа по организации общения и взаимоотношений в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель». Целью педагога здесь является передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного, опыта поколений.

Направление «Интеллект». Главной целью здесь является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования - ценности своего существования и ценности существования других людей.

Направление «Нравственность». Очень значимым направлением в работе классного руководителя является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса. Целью работы классного руководителя может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное - определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, создать благоприятные условия для продвижения в интеллектуальном развитии.

Направление «Досуг». Огромное значение для ребенка имеет его участие в жизни класса вне школьных уроков. Для некоторых ребят - это основной мотив прихода в школу, возможность найти свое место в среде сверстников. В работе классного руководителя в этом направлении важно создание ситуаций для добровольного выбора учениками форм внеклассной работы. Значит, главные качества, которые должен развивать у своих воспитанников классный руководитель, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.

Направление «Семья». Классный руководитель не сможет успешно осуществлять свою работу, если школа не будет сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания ребенка в школе идет вне такого сотрудничества и это приводит к печальным результатам. Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.

Циклограмма работы классного руководителя:

Ежедневно:

  1. Контроль посещаемости.

  2. Контроль внешнего вида.

  3. Организация дежурства по классу.

  4. Работа с классным журналом.

  5. Индивидуальная работа с учащимися.

  6. Выставление оценок в электронный журнал.

Еженедельно:

  1. Проведение классных часов.

  2. Проверка дневников учащихся.

  3. Контроль успеваемости.

  4. Связь с учителями-предметниками.

  5. Индивидуальные беседы с детьми.

  6. Работа с родителями (по ситуации).

  7. Встреча со школьным врачом по справкам о болезни учащихся.

Ежемесячно:

  1. Участие в общественных делах школы.

  2. Консультации у социального педагога.

  3. Встреча с родительским активом.

  4. Совещание по планированию работы.

  5. Организация культпоходов в библиотеку, на выставки.

  6. Совещание по планированию работы (по графику).

  7. Консультации у школьного психолога.

В конце каждой четверти:

  1. Сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал.

  2. Организовывает подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти.

  3. Работа с документацией: заполнение личных дел, журнала, отчёта.

  4. Участие в семинаре классных руководителей.

  5. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на следующую четверть.

  6. Проведение тематических родительских собраний.

  7. Выставление четвертных оценок в электронный журнал.

В конце учебного года:

  1. Проведение открытого мероприятия.

  2. Проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года.

  3. Оформление результатов по окончании года, сдача их в дирекцию школы.


  1. Составление анализа воспитательной работы за текущий учебный год.

  2. Оформление портфолио классного руководителя.

  3. Работа с документацией: заполнение личных дел, журнала, отчёта.

  4. Анализ и составление плана работы класса.

  5. Передача статистических данных о классе (в начале сентября).

Классный руководитель не имеет права:

1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.

2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.

3. Злоупотреблять доверием ребенка, использовать семью для наказания ребенка.

4. Обсуждать за глаза своих коллег, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Классный руководитель должен знать:

1. Конвенцию о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Конституцию РФ.

4. Педагогику.

5. Детскую, возрастную, социальную психологию.

6. Школьную гигиену.

7. Педагогическую этику.

8. Теорию и методику воспитательной работы.

9. Основы трудового законодательства.

Классный руководитель должен уметь:

1. Общаться с детьми.

2. Формулировать свои воспитательные цели.

3. Планировать работу.

4. Организовывать работу с детьми в различных формах.

5. Организовывать и проводить родительские собрания.

6. Пользоваться диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

Классный руководитель должен обладать информацией:

1. О состоянии семейно-бытовых условий ученика.

2. О состоянии здоровья ученика.

3. О положении в классе.

4. О внешкольных интересах и увлечениях.

5. Об общественных поручениях.

6. О любимых и нелюбимых предметах.

7. Об отношении к школе, к учителям, родителям, товарищам.

8. Об уровне воспитанности своего класса.

9. О стремлении к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Документация и отчетность.

1. Классный журнал.

2. Электронный журнал.

3. План воспитательной работы.

4. Личные дела учащихся.

5. Дневники учащихся.

6. Папки с разработками воспитательных мероприятий.

7. Протоколы родительских собраний.


Правила эффективного взаимодействия классного руководителя

с семьями учащихся:


1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения!
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!
8. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
9. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

Рабочая тетрадь классного руководителя

© 2010-2022