- Преподавателю
- Классному руководителю
- Эссе Моя педагогическая философия
Эссе Моя педагогическая философия
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Безгубова Ю.В. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Эссе на тему
«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Учителя английского языка
МБОУ «СОШ № 5города Суворова» Тульской области
Безгубовой Юлии Викторовны
Классный руководитель 5 В класса
У моей небольшой работы есть большой эпиграф. Когда-то в детстве эти слова меня потрясли, запомнились, и теперь я просто не могла их не поставить девизом моего эссе.
-Я хочу, мама…Хочу быть сильным, как дед мой Исидор….
-Мало, сынок!
-Чистым и искренним, как мой отец..
-Мало, сынок!
-Честным, как дядя Ванечка…Благодарным и любящим,
как Мерабчик…Мудрым, как Али Хорава. Преданным
долгу, самоотверженным, как Щербина. Смелым и
благородным, как Чхартишвили. Добрым и
милосердным, как ты, мама. Это много?
-Много, сынок. Осилишь ли ты все это?
-Хочу осилить.
( Нодар Думбадзе. «Не бойся, мама!»)
И второй эпиграф:
« Как благодатно удивленье! Способность удивляться - это дар»
( Евгений Винокуров)
Вот прочитала эти строки, и, кажется, можно не продолжать, и так всё всем ясно. Но я должна познакомить Вас с моими педагогическими постулатами.
« Кем быть? Чем заниматься после окончания школы? Этот вопрос как живое существо витает по нашей квартире, каждый день увеличиваясь в размерах и прибавляя в весе.» Так начинала я, выпускница школы № 5 города Суворова, свое конкурсное сочинение, рассказывая всему миру о планах на будущее. Хорошо помню, как мечтала о десятках любознательных глаз, устремленных на меня на уроке, как надеялась сделать маленькую революцию «в отдельно взятом классе», чтобы моим ученикам жилось и училось в школе радостно, творчески, интересно. Дело оставалось за «небольшим»- поступить в институт…
И вот позади потрясающие студенческие годы с невероятно широким спектром лекций, зажигательными КВНами, с мыслимыми и немыслимыми походами, с шумным, вечно голодным общежитием.
Из беспечной студентки Юли Клевакиной я, обретя свою собственную любимую семью,превратилась в учителя английского языка и классного руководителя Юлию Викторовну Безгубову. И сразу вспомнилось моё «программное» сочинение, словно тогда какой-то высшей судьбе я дала слово…
Ну что ж, Юлия Викторовна, претворяй все задуманное в жизнь. Только почему дрожь в ногах и растерянность в глазах? Почему срывается голос? Оказывается, возводить башню мечты на бумаге и воспитать конкретного плохо поддающегося на уговоры Ванечку, флегматичную Олечку, развязного Толика - совершенно разные вещи.
Но рядом со мной были мои родители, опытные преподаватели, все понимающий муж и внимательные коллеги. И вот уже 10 лет я преподаю в школе, выпустила в жизнь девятиклассников и сейчас являюсь классным руководителем любимого 6 «Б».
Про себя их называю : мой океан. То доверчивые и ласковые под солнышком бабьего лета, то взволнованные и крикливые под, казалось бы, небольшой тучкой , а то сметающие всё на пути своим ураганным максимализмом.
Разные, но бесконечно дорогие, дарящие так много света и счастливых минут, но, не дающие расслабиться ни на минуту даже в редкие мгновения полного штиля. Это мои дети.
Начиная свой путь как классный руководитель, я поняла, что моя профессиональная деятельность : педагог -детоводитель - дело непростое. В воспитании, так же как в любой другой сфере человеческой деятельности «опыты быстротекущей жизни» сокращает наука. Для меня это прежде всего педагогика. В институте нужно было просто сдать зачет или экзамен, а теперь я должна была войти в класс, вооруженная лучшими теориями. А их явно не хватало. Поэтому взяла себе за правило каждый день прочитывать хотя бы несколько страниц из блестящих мыслей Песталоцци, Руссо, Блонского. Завидовала тому поколению учителей, которые могли слушать лекции педагогов -новаторов Ильина, Шаталова, Амонашвили. Помните, В.А. Сухомлинский писал о гармонии в педагогическом труде трех понятий - «Надо», «Трудно» и «Прекрасно». Как мне хотелось побыстрее пройти первые два этапа и остановиться на «Прекрасно».Но, как и многие, прошла свой путь проб и ошибок, прежде чем поняла, что классный руководитель- «конечная инстанция» усилий педагогического коллектива, что я достигну хороших результатов, если смогу органически соединить профессиональную компетентность и высокий уровень нравственной ответственности, которую так просто и так ёмко сформулировал Юрий Герман в словах: « Я отвечаю за всё».
За что- за всё? За образование - конечно, но мне хотелось, чтобы дети, получая знания, ощущали и радость первооткрывателей. Как приятно слышать, когда ученики докладывают родителям : «Сегодня я защищаю проект об английских королях и королевах», или « Я исследую английский климат». Вместе с багажом знаний росла и их нравственная самооценка . Это во-первых. Во-вторых, в своем учительском труде больше всего боюсь в суете будней потерять умение удивляться. Оттого, что некоторые разучились удивляться новой звезде и солнечному утру, успеху друга и человеческой доброте, мир много потерял.
Потрясенные, с широко открытыми, полными слез глазами, мои выпускники смотрели спектакль « Если любишь - найди». Актерами не было не произнесено ни слова, только музыка и танцы. После показа слышу тихое « Спасибо» и вопрос :«Когда мы еще поедем?». Ребята удивлены спектаклем, я - их восприятием.
А еще стараюсь заставить ребенка совершать невозможное - удивлять самого себя. Я глубоко верю : это прекрасное чувство- целебное. Каждый ученик моего класса ведет «Дневник радости». Все большие и маленькие победы, пожелания и просьбы к Деду Морозу, благодарности учителей и похвала родителей, всё достойное и позитивное заносится в этот дневник. С рисунками, фотографиями ,наклейками. Работа для классного руководителя трудоемкая, но видели бы вы выражение лица самого посредственного ученика, когда в конце года он читает о себе только добрые слова. Сколько гордости и радости он вкладывает в свое знаменитое: « Yes!»
Кто-то из великих говорил, что педагогика всерьез начинается с ученика, а не с класса.
« Приучить хотя бы одного, в чье-то сердце двери распахнуть» - вспоминаю слова песни, когда превращаюсь вместе с моими шестиклассниками в отчаянную футбольную болельщицу.
Сначала мне было трудно выучить названия футбольных команд и фамилии игроков, удержать в памяти все счета и пенальти, но зато теперь я удивляю главного редактора нашего классного журнала Салищева Максима своими познаниями и, как ни странно, мне очень приятно слышать похвалу: «Молодец, Юлия Викторовна, разбираетесь!»
Я постоянно анализирую стиль и методы моей работы на формирование личности ребенка, и после маленькой обкатки прихожу к выводу, что гуманистический стиль общения, создание в классе настроения (по А.С. Макаренко) «накануне победы», использование методов убеждения, поощрения как ведущих, приносят свои плоды.
И ещё - никакой фальши, истинный интерес ко всему, что ты делаешь сам, станет стимулом активного интереса и ребят, и в этом случае рождается единый интерес и единое дело.
Так как я четко осознаю себя проводником добра и гуманизма для детских сердец, то и сама должна быть внимательна и доброжелательна к людям.
Если хочу воспитать думающего и заинтересованного читателя, то и сама должна успевать прочитать и последние романы Улицкой, и повести Санаева и Мураками. Если говорю, что спорт -основа здорового образа жизни, то и сама 3 раза в неделю хожу в спортивный зал. А тут и интернет затягивает, и туристические походы, уже добрая традиция и нашей семьи и нашего класса.
И я была счастлива, когда многие мои шестиклассники в анкетах доверительно писали : «Хотим быть учителями. Как вы.» Сразу вспомнила, как сидели у костра в «Артеке» с обаятельными, энергичными вожатыми. Именно там я поняла, что можно и нужно так организовывать жизнь детей, что раскроются их лучшие грани души, и именно там я тайно мечтала быть похожей на Лилию и Василия, наших лидеров.
Согласитесь, оглушительное сейчас время. Тревожное, ненадежное, дети другие, идеалы не те. Герцен когда-то писал: «Остановитесь, одумайтесь! Знаете ли вы, куда идёте? Посмотрите - душа убывает!». Я потрясена: это он к нам обращался!
Беда бездумного, нетворческого труда учителя в том, что душа убывает не только у него - рядом дети… Я часто убеждаю себя, что школа-это всегда самопожертвование, не только работа- жизнь. А тут еще вечные сомнения : а есть ли у тебя что отдать, не беден ли ты, не пуст ли душой…
Мне хочется быть честной в своей профессии, чтобы люди смогли сказать: этому педагогу мы можем доверить Детство.
Мне близки по духу слова Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться , биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие - душевная подлость.»
Завтра я открою дверь класса,увижу свой бушующий океан и скажу: «Здравствуйте, ребята. Давайте вместе с вами подумаем, решим, сделаем…»