Доклад Работа с родителями в процессе профилактики употребления ПАВ среди детей и подростков

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

Красненского района Белгородской области









ДОКЛАД:

Работа с родителями в процессе профилактики употребления ПАВ среди детей и подростков






Подготовил: социальный педагог

Харланова Таисия Николаевна









Новоуколово - 2015

Работа с родителями в процессе профилактики употребления психоактивных веществ среди детей и подростков

В настоящее время в сложной социально-экономической и политической ситуации в стране на жизнь многих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее. Являясь одной из наименее адаптированных и социально незащищенных групп, подростки несут на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности и тревожности. В результате этого на первый план в ряду социально-педагогических и психолого-педагогических проблем выдвигаются проблемы детско-подростковой наркомании.

Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение здорового и разумного образа жизни.

Но система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Состояние современной семьи обусловлено множеством негативных факторов, происходит разрушение статуса семьи, даже во вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Семья не может обеспечить в полном объеме воспитания активной, творческой личности. Когда же личность не получает должного внимания и воспитания, появляются наркотики, алкоголь и небезопасное времяпровождение.

Одним из необходимых условий эффективности антинаркотической работы является включенность семьи как субъекта профилактики в процесс антинаркотической деятельности. Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на детей. Без привлечения родителей говорить об эффективности любых проводимых профилактических мероприятий бессмысленно. Сформировать какую-либо привычку гораздо легче, если требуемая модель поведения принята в семье, так она закрепляется ежеминутно и постоянно. При решении задач формирования жизненных навыков и здорового образа жизни у детей и подростков, необходимо обеспечивать их этими знаниями через родителей. Кроме того, если сами родители и обладают определенным жизненным опытом, то часто там, где нужны специальные знания, они оказываются не вполне компетентны. Так обстоит дело с употреблением психоактивных веществ (табака, алкоголя, токсических и наркотических препаратов) и профилактики начала их употребления. Для того чтобы осознать всю сложность и опасность проблемы, чтобы удержать своего ребенка от первой пробы, родитель должен уметь говорить на языке подростка, понимать его интересы и стремления, наконец, он должен уметь донести до подростка информацию о возможной опасности некоторых его поступков.

Фактически участие современной семьи в профилактике ПАВ и формировании здорового образа жизни детей носит проблемный характер. Родители признают необходимость проведения массовой антинаркотической профилактики, но понимают ее в значительной мере только как просвещение детей относительно негативных последствий злоупотребления наркотиками. Имеют место и проблемы, связанные с тем, что значительная часть родительской общественности склонна рассматривать наркоманию как сугубо индивидуальную проблему отдельных людей; отсутствуют знания, навыки и социально адаптированные стратегии поведения у взрослой части населения, не позволяющие им оказывать необходимое воспитательное воздействие; большинство родителей стремятся скрыть факт употребления ребенком наркотиков и решать возникшие проблемы, в первую очередь, через медицинских специалистов.

Профилактическая работа с родителями учащихся состоит из следующего комплекса задач:

- формирование знаний, отношений и установок через предоставление информации о семье и семейных взаимоотношениях (знания в отношении детей, себя, о семейных отношениях, семейных стереотипах);
- формирование знаний, отношений и установок через предоставление информации о ПАВ (специфические сведения о ПАВ);
- тренинг родительских навыков;

- помощь проблемным семьям;

- формирование актива (родители, педагоги, представители различных ведомств) и вовлечение его в профилактическую деятельность.

Школа накопила огромное количество форм работы с семьей и форм взаимоотношения «учитель-родители-дети». Повышение компетентности родителей по вопросам профилактики ПАВ и здорового образа жизни проводится в школе через:

- родительские собрания,

- лекции-беседы со специалистами,

- тематические классные часы,

- брифинги (вопрос-ответ),

- «круглые столы» (обсуждение темы, обмен мнениями и опытом),

- семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка,

- творческие конкурсы,

- антинаркотические профилактические акции,

- тренинговые занятия,

- психолого-педагогический лектории

- ролевые игры.

Однако реализация этих форм работы связана с рядом сложностей:

- организационного характера (родители заняты на работе, по мере взросления детей их активность падает, проводимые в школе мероприятия чаще носят ситуативный, а не системный характер);

- методического характера (учителя и психологи не всегда сами обучены проведению работы с родителями по профилактике ПАВ,

наркомании, не прошли специальную подготовку, не имеют необходимых навыков информирования и консультирования);

- содержательного характера (какая информация, как, в каких формах доводится до родителей: например, тактика запугивания не приводит к желаемым результатам);

- психологического характера (не каждый учитель, классный руководитель, психолог готов к преодолению сложностей взаимодействия с родителями: взрослая аудитория труднее, чем детская, поддается воздействию, родители считают себя просвещенными и компетентными, чтобы принимать чужие советы относительно воспитания собственного ребенка, тем более что советы носят обобщенный характер и не учитывают специфических особенностей семей и родительской позиции в них).

Родители нередко считают, что проблемой подростковой наркомании должны заниматься правоохранительные органы, школы, учреждения здравоохранения, но только не семья. Однако эффективная профилактика употребления психоактивных веществ среди детей и подростков возможна только при активной поддержке родителей.

Семья, родители, социум - важные участники профилактического процесса. Конфликтные ситуации, непонимание между детьми и родителями могут явиться причиной употребления детьми психоактивных веществ.

Работа с семьей должна быть направлена на формирование ее ресурсов, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного и ответственного поведения за свои поступки.




Список использованной литературы:


1. Антинаркотическая профилактическая работа с подростками и их семьями/ Т.А.Фолькович, Н.А.Шостаковская, В.Ф.Крапивина.-Воронеж, 2006 г. - 195с.
2. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - 2-е изд. - М.: Академия, 2007. - 176 с.

3. Смотри по жизни вперед/ Руководство по работе с подростками, - СПб., 2002 г.- 112с.


4. Шаг за шагом от наркотиков/ Книга для родителей, - СПб., 1999 г.-95с.



© 2010-2022