Классный час Узнай себя по произведению Железникова Чучело

ЦЕЛЬ: воспитание  духовной культуры, основ нравственности  учащихся через  чтение  художественной  литературы, просмотра  экранизации  художественного произведения с последующим  обсуждением. ЗАДАЧИ: ·         Развивать творческое восприятие художественной литературы. ·         Учить осознанному чтению и просмотру  экранизаций  произведений литературы. ·         Формировать понятие смысла жизни, добра и зла. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП: ·         Самостоятельное  чтение  повести В.К.Железникова  «Чуч...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

У З Н А Й С Е Б Я

КЛАССНЫЙ ЧАС В 6 КЛАССЕ

АВТОР ИДЕИ: классный руководитель Фазуллина А.Д.

ЦЕЛЬ:

воспитание духовной культуры, основ нравственности учащихся через чтение художественной литературы,

просмотра экранизации художественного произведения с последующим обсуждением.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать творческое восприятие художественной литературы.

  • Учить осознанному чтению и просмотру экранизаций произведений литературы.

  • Формировать понятие смысла жизни, добра и зла.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  • Самостоятельное чтение повести В.К.Железникова «Чучело».

  • Просмотр художественного фильма «Чучело» ( реж. Р.Быков, 1983г.)

  • Выпуск стенгазеты с отзывами на прочитанную повесть

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА:

  • Различные издания повести В.К.Железникова «Чучело».

  • DVD-фильм «Чучело»

  • «Вокруг тебя - Мир…: Книга для ученика 6 класса/ К.Сухарев-Дериваз и др.- М.: Наука/Интерпериодика, 1999

ПЛАН - КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАТРАТА ВРЕМЕНИ

1.

Организационный момент. Приветствие участников и гостей занятия.

1 мин.

2.

Сообщение темы, цели и задач внеклассного занятия.

- Наш классный час называется «УЗНАЙ СЕБЯ».

Знаете ли вы себя, можете быть самокритичным, дать честную и справедливую оценку своим поступкам?

Мы попробуем сегодня узнать или не узнать себя в героях фильма Ролана Быкова «Чучело», снятого по одноимённой повести Владимира Константиновича Железникова.

Для обсуждения книги каждый из вас получил индивидуальный вопрос, а обсуждение фильма будет прямо сейчас. Но… всему своё время.

2 мин.

3.

Работа с эпиграфом.

  • Запись на доске:

И как чужая голова

Жестокосердия слова

Учу, закусывая губы.

Сегодня изморозь висков,

Увы, ума не прибавляет.

И каждый выдох,

Каждый вдох

Любви крупицу отнимает.

В. Гоммерштадт

- Понятен ли вам смысл этих стихов?

- Что означает замечательная метафора «изморозь висков»?

- Почему эти малоизвестные стихи предложены в качестве эпиграфа к нашему разговору?

3 мин.

4.

Обсуждение повести.

- Итак, два жестокосердных слова постоянно звучат на страницах повести Железникова.

- Что это за слова? ( Чучело и предатель )

- Как вы объясните их появление и столь частое звучание? ( Чучелом ребята прозвали в классе новую ученицу - Лену Бессольцеву, они же объявят её и предателем за то, что она выдала их учительнице )

Но и сама Лена признает себя предательницей по отношению к дедушке.

- Почему? ( она пошла на поводу у одноклассников и смеялась над дедушкой, не понимая до конца, почему они зовут его «заплаточником»

- Ита,одно слово - прозвище. Прозвища частенько дают в школе сами же ребята.

Другое слово - характеристика человеку.

- Но что-то их объединяет? ( они все обидные )

- Скажите, а в своей жизни вы с прозвищами сталкивались? Какими они были, за что давались?

- Правы ли ребята, награждая сверстников прозвищами? ( ответ из домашней подготовки)

- А когда человека называют предателем?

- Давайте послушаем, как суть этих социальных явлений объясняют публицисты и поэты.

3 мин.

5.

Сообщения учащихся.

1-й ученик:

Происхождение прозвищ
Если открыть Толковый словарь Даля, то в нём понятие «прозвище» толкуется так: «Название, данное человеку по какой - нибудь характерной его черте, свойству».
Когда впервые появились прозвища? Точно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, тогда, когда человек научился говорить. Так что прозвища - явление древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли, а «прозывали» - отсюда и название явления - прозвища.
В современном мире причины появления прозвищ другие: стремление сократить фамилию ( например, вместо Гусев - Гусь), отметить какие-то характерные для человека свойства фигуры ( Толстый и Тонкий даже у Чехова), внешности или характера, по-дружески пошутить, а иногда и унизить, поиздеваться. Так что прозвища - не всегда безобидное явление.

- Какие прозвища звучат в повести Железникова? ( Лохматый, Железная Кнопка, Рыжий )

2-й ученик:

Ты - предательства гордый носитель,
В души наши втыкающий нож.
А предательство - это родитель,
Его детища - подлость и ложь.

Кто с предательством под руку ходит,
С добротой не пойдёт по пути,
Он несчастным быть может не будет,
Но и счастья ему не найти.

Нет предательства хуже на свете,
Чем предательство то, что внутри,
А потом ночь не спишь, на рассвете
Приговор хочешь сам привести.

И с последней ухмылкой злорадной
Предназначенной лишь зеркалам,
Ты застрелишься в душной парадной -
Приговор свой назначил ты сам.

3 мин.

6.

Продолжение разговора о повести.

Тяжёлые стихи, но и обвинения в предательстве не менее суровы.

- Вспомните, кто в мировой литературе ( в Библии ) является олицетворением предательства? ( Иуда )

- Как он закончил свои дни? (повесился на осине)

- А как Лена Бессольцева переживала своё предательство по отношению к дедушке? (она ему во всём призналась, просила прощения)

- Так почему же Лена Бессольцова согласилась признать себя предательницей и перед одноклассниками? ( она брала на себя чужую вину)

- Как вы относитесь к Димке Сомову? ( ответ из домашней подготовки)

- Как же одноклассники отнеслись к предательству Лены? Прочитаем в цитатнике из фильма:

« - Бессольцевой бойкот.
- А что это такое?
- Сейчас узнаешь. Никто, - слышите? - никто не должен с ней разговаривать. Пусть она почувствует наше всеобщее презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы объявим самый жестокий бойкот. Наш пароль - бойкот предателю!»

Но и бойкота ребятам показалось мало.

- Что ещё они придумали в наказание Лене? ( сжечь на костре чучело с платьем Лены )

Наверное, это один из самых тяжёлых эпизодов в фильме Ролана Быкова. Давайте его посмотрим.

7 мин.

7.

Просмотр эпизода кинофильма.

7мин.

8.

Обсуждение фильма.

- Почему этот эпизод считается одним из самых тяжёлых в фильме? ( Лена полностью разочаровалась в людях, она почувствовала на себе их жестокость и самое настоящее предательство: Димка Сомов так и не сознался в своей виновности)

9.

Работа с дополнительной литературой.

Давайте прочитаем вслух последние строки повести. Отрывок этот помещён в очень необычной книге, изданной Международным и Российским обществом Красного креста. Попробуем после чтения объяснить эту особенность.

Ответим на вопрос из этой книги:

- Почему Ленка не ответила оскорблением на нанесённое ей оскорбление?

( Зло порождает зло, а Лена Бессольцева не способна творить зло)

- Чему учит повесть «Чучело»?

5 мин.

10.

Подведение итогов обсуждения.

- Если бы в нашем классе сложилась подобная ситуация, как бы вы себя повели, а ваши одноклассники? ( ответ из домашней подготовки)

К сожалению, подобные ситуации очень часто случаются в жизни, и не все способны повести себя так, как Лена Бессольцева. Мы страдаем малодушием и трусостью, гордыней и сребролюбием.

- Наш классный час проходит под призывом - узнай себя! Ведь в книге и фильме ваши ровесники.

- Так узнали ли вы себя в них или вы другие, лучше или хуже.

3 мин.

11.

Блиц-анкетирование. ( запись на доске для выбора цифры ответа )

1.Мы такие же «детки в клетке».

2.Мы всё-таки лучше, хотя…

3. Мы ещё хуже, потому что…

  • Учащиеся на маленьких карточках пишут номер одного, выбранного ими варианта ответа, не подписывая своей фамилии. Передают карточки классному руководителю, который их сортирует и объявляет результат. Каким бы он не оказался, он заставит продолжить начатый разговор.

5мин.

12.

Последнее пожелание и совет ( для верующих детей и не только… )

3-й чтец:

Тропарь Иконе Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»)

Умягчи наши злые сердца. Богородица,
и напасти ненавидящих нас угаси,
и всякую тесноту души нашей разреши,
Ибо на Твой святой образ взираем,
Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся
и раны Твоя лобызаем,
стрел же наших, Тябя терзающих, ужасаемся.
Не дай нам, Мати Благосердая,
в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнуть,
Ты ведь воистину злых сердец умягчение.

4-й чтец:

Александр Сумароков
ПРОТИВУ ЗЛОДЕЕВ

На морских берегах я сижу,

Не в пространное море гляжу,

Но на небо глаза возвожу.

На врагов, кои мучат нахально,

Стон пуская в селение дально,

Сердце жалобы взносит печально.

Милосердие мне сотвори,

Правосудное небо, воззри

И все действа мои разбери!

Во всей жизни минуту я кажду

Утесняюсь, гонимый, и стражду,

Многократно я алчу и жажду.

Иль на свет я рожден для того,

Чтоб гоним был, не знав для чего,

И не трогал мой стон никого?

Мной тоска день и ночь обладает;

Как змея, мое сердце съядает,

Томно сердце всечасно рыдает.

Иль не будет напастям конца?

Вопию ко престолу творца:

Умягчи, боже, злые сердца!



© 2010-2022