- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Узнай себя по произведению Железникова Чучело
Классный час Узнай себя по произведению Железникова Чучело
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ФАЗУЛЛИНА А.Д. |
Дата | 26.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
У З Н А Й С Е Б Я
КЛАССНЫЙ ЧАС В 6 КЛАССЕ
АВТОР ИДЕИ: классный руководитель Фазуллина А.Д.
ЦЕЛЬ:
воспитание духовной культуры, основ нравственности учащихся через чтение художественной литературы,
просмотра экранизации художественного произведения с последующим обсуждением.
ЗАДАЧИ:
-
Развивать творческое восприятие художественной литературы.
-
Учить осознанному чтению и просмотру экранизаций произведений литературы.
-
Формировать понятие смысла жизни, добра и зла.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
-
Самостоятельное чтение повести В.К.Железникова «Чучело».
-
Просмотр художественного фильма «Чучело» ( реж. Р.Быков, 1983г.)
-
Выпуск стенгазеты с отзывами на прочитанную повесть
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА:
-
Различные издания повести В.К.Железникова «Чучело».
-
DVD-фильм «Чучело»
-
«Вокруг тебя - Мир…: Книга для ученика 6 класса/ К.Сухарев-Дериваз и др.- М.: Наука/Интерпериодика, 1999
ПЛАН - КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА
-
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАТРАТА ВРЕМЕНИ
1.
Организационный момент. Приветствие участников и гостей занятия.
1 мин.
2.
Сообщение темы, цели и задач внеклассного занятия.
- Наш классный час называется «УЗНАЙ СЕБЯ».
Знаете ли вы себя, можете быть самокритичным, дать честную и справедливую оценку своим поступкам?
Мы попробуем сегодня узнать или не узнать себя в героях фильма Ролана Быкова «Чучело», снятого по одноимённой повести Владимира Константиновича Железникова.
Для обсуждения книги каждый из вас получил индивидуальный вопрос, а обсуждение фильма будет прямо сейчас. Но… всему своё время.
2 мин.
3.
Работа с эпиграфом.
-
Запись на доске:
И как чужая голова
Жестокосердия слова
Учу, закусывая губы.
Сегодня изморозь висков,
Увы, ума не прибавляет.
И каждый выдох,
Каждый вдох
Любви крупицу отнимает.
В. Гоммерштадт
- Понятен ли вам смысл этих стихов?
- Что означает замечательная метафора «изморозь висков»?
- Почему эти малоизвестные стихи предложены в качестве эпиграфа к нашему разговору?
3 мин.
4.
Обсуждение повести.
- Итак, два жестокосердных слова постоянно звучат на страницах повести Железникова.
- Что это за слова? ( Чучело и предатель )
- Как вы объясните их появление и столь частое звучание? ( Чучелом ребята прозвали в классе новую ученицу - Лену Бессольцеву, они же объявят её и предателем за то, что она выдала их учительнице )
Но и сама Лена признает себя предательницей по отношению к дедушке.
- Почему? ( она пошла на поводу у одноклассников и смеялась над дедушкой, не понимая до конца, почему они зовут его «заплаточником»
- Ита,одно слово - прозвище. Прозвища частенько дают в школе сами же ребята.
Другое слово - характеристика человеку.
- Но что-то их объединяет? ( они все обидные )
- Скажите, а в своей жизни вы с прозвищами сталкивались? Какими они были, за что давались?
- Правы ли ребята, награждая сверстников прозвищами? ( ответ из домашней подготовки)
- А когда человека называют предателем?
- Давайте послушаем, как суть этих социальных явлений объясняют публицисты и поэты.
3 мин.
5.
Сообщения учащихся.
1-й ученик:
Происхождение прозвищ
Если открыть Толковый словарь Даля, то в нём понятие «прозвище» толкуется так: «Название, данное человеку по какой - нибудь характерной его черте, свойству».
Когда впервые появились прозвища? Точно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, тогда, когда человек научился говорить. Так что прозвища - явление древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли, а «прозывали» - отсюда и название явления - прозвища.
В современном мире причины появления прозвищ другие: стремление сократить фамилию ( например, вместо Гусев - Гусь), отметить какие-то характерные для человека свойства фигуры ( Толстый и Тонкий даже у Чехова), внешности или характера, по-дружески пошутить, а иногда и унизить, поиздеваться. Так что прозвища - не всегда безобидное явление.- Какие прозвища звучат в повести Железникова? ( Лохматый, Железная Кнопка, Рыжий )
2-й ученик:
Ты - предательства гордый носитель,
В души наши втыкающий нож.
А предательство - это родитель,
Его детища - подлость и ложь.
Кто с предательством под руку ходит,
С добротой не пойдёт по пути,
Он несчастным быть может не будет,
Но и счастья ему не найти.
Нет предательства хуже на свете,
Чем предательство то, что внутри,
А потом ночь не спишь, на рассвете
Приговор хочешь сам привести.
И с последней ухмылкой злорадной
Предназначенной лишь зеркалам,
Ты застрелишься в душной парадной -
Приговор свой назначил ты сам.3 мин.
6.
Продолжение разговора о повести.
Тяжёлые стихи, но и обвинения в предательстве не менее суровы.
- Вспомните, кто в мировой литературе ( в Библии ) является олицетворением предательства? ( Иуда )
- Как он закончил свои дни? (повесился на осине)
- А как Лена Бессольцева переживала своё предательство по отношению к дедушке? (она ему во всём призналась, просила прощения)
- Так почему же Лена Бессольцова согласилась признать себя предательницей и перед одноклассниками? ( она брала на себя чужую вину)
- Как вы относитесь к Димке Сомову? ( ответ из домашней подготовки)
- Как же одноклассники отнеслись к предательству Лены? Прочитаем в цитатнике из фильма:
« - Бессольцевой бойкот.
- А что это такое?
- Сейчас узнаешь. Никто, - слышите? - никто не должен с ней разговаривать. Пусть она почувствует наше всеобщее презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы объявим самый жестокий бойкот. Наш пароль - бойкот предателю!»Но и бойкота ребятам показалось мало.
- Что ещё они придумали в наказание Лене? ( сжечь на костре чучело с платьем Лены )
Наверное, это один из самых тяжёлых эпизодов в фильме Ролана Быкова. Давайте его посмотрим.
7 мин.
7.
Просмотр эпизода кинофильма.
7мин.
8.
Обсуждение фильма.
- Почему этот эпизод считается одним из самых тяжёлых в фильме? ( Лена полностью разочаровалась в людях, она почувствовала на себе их жестокость и самое настоящее предательство: Димка Сомов так и не сознался в своей виновности)
9.
Работа с дополнительной литературой.
Давайте прочитаем вслух последние строки повести. Отрывок этот помещён в очень необычной книге, изданной Международным и Российским обществом Красного креста. Попробуем после чтения объяснить эту особенность.
Ответим на вопрос из этой книги:
- Почему Ленка не ответила оскорблением на нанесённое ей оскорбление?
( Зло порождает зло, а Лена Бессольцева не способна творить зло)
- Чему учит повесть «Чучело»?
5 мин.
10.
Подведение итогов обсуждения.
- Если бы в нашем классе сложилась подобная ситуация, как бы вы себя повели, а ваши одноклассники? ( ответ из домашней подготовки)
К сожалению, подобные ситуации очень часто случаются в жизни, и не все способны повести себя так, как Лена Бессольцева. Мы страдаем малодушием и трусостью, гордыней и сребролюбием.
- Наш классный час проходит под призывом - узнай себя! Ведь в книге и фильме ваши ровесники.
- Так узнали ли вы себя в них или вы другие, лучше или хуже.
3 мин.
11.
Блиц-анкетирование. ( запись на доске для выбора цифры ответа )
1.Мы такие же «детки в клетке».
2.Мы всё-таки лучше, хотя…
3. Мы ещё хуже, потому что…
-
Учащиеся на маленьких карточках пишут номер одного, выбранного ими варианта ответа, не подписывая своей фамилии. Передают карточки классному руководителю, который их сортирует и объявляет результат. Каким бы он не оказался, он заставит продолжить начатый разговор.
5мин.
12.
Последнее пожелание и совет ( для верующих детей и не только… )
3-й чтец:
Тропарь Иконе Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»)
Умягчи наши злые сердца. Богородица,
и напасти ненавидящих нас угаси,
и всякую тесноту души нашей разреши,
Ибо на Твой святой образ взираем,
Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся
и раны Твоя лобызаем,
стрел же наших, Тябя терзающих, ужасаемся.
Не дай нам, Мати Благосердая,
в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнуть,
Ты ведь воистину злых сердец умягчение.4-й чтец:
Александр Сумароков
ПРОТИВУ ЗЛОДЕЕВНа морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
На врагов, кои мучат нахально,
Стон пуская в селение дально,
Сердце жалобы взносит печально.
Милосердие мне сотвори,
Правосудное небо, воззри
И все действа мои разбери!
Во всей жизни минуту я кажду
Утесняюсь, гонимый, и стражду,
Многократно я алчу и жажду.
Иль на свет я рожден для того,
Чтоб гоним был, не знав для чего,
И не трогал мой стон никого?
Мной тоска день и ночь обладает;
Как змея, мое сердце съядает,
Томно сердце всечасно рыдает.
Иль не будет напастям конца?
Вопию ко престолу творца:
Умягчи, боже, злые сердца!
-