Классный час на тему: Что мы знаем о крае нашем? (7 - 8 класс)

Тема: Что мы знаем о крае нашем.   ЦЕЛЬ: Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного края.ЗАДАЧИ: Формирование нравственного воспитания учащихся; Воспитание любви к родной донской земле; Знакомство с казачьими традициями, бытом, культурой; Стимулирование положительных эмоций, желание и умение общаться со сверстниками и взрослыми.   ФОРМА: беседа за круглым столом.МЕТОДЫ: Рассказ с элементами беседы, творческая деятельность детей.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: изучить ли...
Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Что мы знаем о крае нашем.


ЦЕЛЬ: Воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного края.

ЗАДАЧИ:

  • Формирование нравственного воспитания учащихся;

  • Воспитание любви к родной донской земле;

  • Знакомство с казачьими традициями, бытом, культурой;

  • Стимулирование положительных эмоций, желание и умение общаться со сверстниками и взрослыми.

ФОРМА: беседа за круглым столом.

МЕТОДЫ: Рассказ с элементами беседы, творческая деятельность детей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: изучить литературу, подготовить выставку рисунков, подобрать наглядные пособия, задействовать детей в подготовке музыкальной части мероприятия.

Литература:

  1. Р.Г. Тикиджьян «Казачий Дон»,

  2. В.П. Аникин «Старинные русские пословицы и поговорки»

  3. Р.И. Жуковская , Н.В. Виноградова, С.А. Козлова «Родной край»

  4. Л.Н. Новак, н. Фрадкин «Как у нас на тихом дону»


« Что мы знаем о крае нашем»

Добрый вечер, ребята и уважаемые гости. Я рада видеть вас всех сегодня на этом вечере, посвященном нашему донскому краю. Сегодня мы поговорим с вами о коренных жителях Дона- о казаках. Привольная и братская жизнь сильно привязала казаков к родине. Они славили свой Тихий Дон, называя его «кормилец родимый». В плену ли, на смертном одре казак, прощаясь со всем, что имел драгоценное в в своей жизни, всегда обращался к Дону: Ты прости, мой тихий Дон Иванович! Мне по тебе не ездити, дикого зверя не стреливать, вкусной рыбы ни лавливать.» Великий русский поэт А.С. Пушкин сумел передать эти чувства в стихотворении «Дон»:

Блеща средь полей широких,

Вот он льется! Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают Тихий Дон:

От Аракса и Евфрата

Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони, Чуя родину свою,

Пьют уже донские кони Арпагайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сок кипучий, искрометный

Виноградников твоих.

Истоки донской культуры уходят вглубь столетий. Песня… Она сопутствовала казаку всю жизнь. Ее пели при крещении и на свадьбе, провожая на службу и встречая из похода. Обрядовые и бытовые, исторические и походные, свадебные и хороводные… Не без основания один из первых собирателей донских песен в прошлом веке Андроник Савельев, говоря о природном даровании донцов назвал их «Народом в высшей степени певучим». Кто сложил слова той или иной песни? Кто придумал ее мотив? Почти все они - это устное народное творчество. Но есть песни, написанные донскими поэтами, имена которых, к сожалению, мало кому известны. Сейчас вы услышите одну из казачьих народных песен.

(Песня.)

-Ребята, а знаете ли вы как появились казаки на дону и почему их так называют?

Много лет назад в диких полях и обширных, плодородных степях находили себе приют бежавшие от барской неволи русские крестьяне. И со временем на Дону собралось большое количество беглых крестьян. Их называли «казаками», что обозначало «вольные люди», «удальцы». Ребята, а как вы думаете, чем могли заниматься казаки?

(ответы детей)

А вот земледелием казакам заниматься было трудно, даже небольшие участки обработанной целинной земли вытаптывали кочевники, рыскавшие по донским степям. Кочевники всегда заставляли казаков быть готовыми отразить нападение, «держать крепкие и зоркие заставы» вокруг своих поселений, а выходить за их пределы только вооруженными. Полная тревог и опасностей жизнь воспитывала в казаках смелость и удаль.

Постоянных поселений казаки вначале не имели. И вот появился первый город Аксайский. Он не отличался удобствами и красотою строений. Вот как описывали казаки свой городок: «Мы- люди небогатые, городки наши некорыстные , оплетены плетнями и обвешаны тернами». Городки строились на скорую руку, состояли приемущественно из шалашей и землянок . Бесшабашное отношение к своему пристанищу диктовалось естественной необходимостью стиля жизни казачества. При нашествии сильного врага казаки без сожаления оставляли свои жилища. Пускай бусурманы, говорили они, жгут наши городки, а мы в неделю выстроим новые. Скорее они устанут жечь, чем мы возобновлять их.

Уже на много позже, по мере хозяйственного освоения края, приезжающие на Дон восхищались казачьими домами- куренями, чистыми, ухоженными, утопающими в цветах.

И всегда казаки прославляли свой край, свой Дон:

Как ты, батюшка, славный тихий Дон

Ты кормилец наш, Дон Иванович!

Про тебя лежит слава добрая,

Слава, речь хорошая!

-Для решения своих дел. Казаки собирались на общий на общий сбор-круг.

В море казаки сплывались на лодках, образуя широкий круг, в походах становились в круг. Смысл сбора в кругу заключался в том, чтобы каждый участник видел лица своих товарищей. Потому и мы с вами сидим в кругу.

ДЕТИ: На Дону- то все живут, братцы люди вольные. Люди люди вольные живут, братцы, донские казаки живут, братцы все охотнички. Собрались казаки- други во единый круг.

- Ребята, как вы думаете, какие вопросы решали казаки в кругу?

(ответы детей)

-Правильно. Вот и мы сегодня в нашем кругу говорили о том как было у нас на Тихом Дону. Приходили беглые на Дон в своей русской, украинской, калмыцкой, черкесской одежде.

- А так же носили то, что добывали в походах. Но все таки постепенно в пестроте одежды со временем выделилась определенная казачья одежда. Как поется в старинной казачей песне:

«Удалые молодцы, все донские казаки,

Донские, гребенские, запорожские .

На них тапочки собольи, верхи бархатные.

Пестродинные рубашки с золотым галуном,

Астраханские кушаки полушелковые.

С зачесом чулочки

Зелен сарафьян, сапожки кривые каблуки.»

-В этой пестроте одежды выделяется определенный традиционный комплекс из зипуна, шароваров, сапог и шапки. А, что вы еще знаете о казачьей одежде?

ДЕТИ: В старину казакам выдавали синее и красное сукно от царя ,которое поровну делилось на войсковом кругу. А так как красного сукна было мало, то каждому казаку доставалась узкая полоска красного сукна, которым украшали синие шаровары и назывались эти полоски Лампасы.

- Казаки, прежде всего, были люди военные, поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.

По обычаю, когда в семье казака рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему - стрелу, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал его матери, поздравляя ее с казаком.

ДЕТИ: Любимым занятием казаков в свободное время скачки на мишень - чучело из камыша. В последней самой длинной и трудной скачке скакали казачата и взрослые. Судили о достоинстве коней, выращенных казачатами и о том, какая смена подрастает казакам.

- Осенью или ранней весной, когда у казаков было меньше работы, а так же в праздники, все население станицы или хутора собиралось вместе, и это называлось «улица»

Здесь пели песни, играли, водили хороводы.

Представьте себе яркий солнечный день, луг, на нем выделяются разноцветные казачьи наряды. Самым распространенным хороводом был радостный «Плетень заплетень». Славились так же и казачьи частушки.

1.Девочки - казачки!

Чем вы набелилися?

2. Мы вчера спустились к Дону

И водой умылися!

3.Разлюбезные казачки!

До чего ж вы хороши,

Ваши щечки заалели,

Словно мака лепестки.

4.Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас,

Поведу свою казачку

Всем соседям на показ!


  1. А я умница - разумница,

Про то знает вся улица.

Петух за курицу-

Кот да кошка,

Сосед Ермошка, да я немножко.


  1. Иди Женя танцевать

На меня не дуйся

Если жаль тебе сапог

Так возьми разуйся!

-Дон очень богат пословицами и поговорками. Все они так же являются неотемлемой частью казачьего фольклора. Послушайте внимательно и постарайтесь запомнить как можно больше пословиц и поговорок:

-На Дону у нас дали синие

А казачки у нас говорливые;

- Казаку всегда мила

Родная сторона;

-Не взявшись за топор,

куреня не срубишь;

-По казаку и Дон плачет

-Каков казак отец, таков и сын молодец

-Казак без коня , что воин без ружья

-Казак в труде, как в бою, любит Родину свою

-Если казак захочет гору на гору поставит

-На Дону пословица не от безделья молвится.

-Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать.

Песня.

- Много интересного о нашем крае мы узнаем из книг; как научно- познавательных так и художественных. Я думаю тема казачества и истории родного края вас заинтересовала и вы захотите побольше узнать об этом. Здесь представлена выставка литературы, которой я советую вам воспользоваться, чтобы побольше узнать о своей родине.

А каких донских писателей вы знаете?

(ответы детей)

- Прекрасных писателей, поэтов подарил Дон своему народу. Родной стороне посвятил свое творчество М.А. Шолохов, с детства дышавший чудесным степным воздухом, любовавшийся неоглядными просторами, речными далями.

Книги М.А. Шолохова прославляют нашу Родину, наш край, правдиво рассказывают о жизни на Дону. Какие произведения Михаила Александровича вам известны?

(ответы детей)

Правильно. А сейчас я предлагаю вам небольшой конкурс: Кто больше запомнил пословиц? Приглашаю к доске 2 человека, а остальным предстоит определить победителя. (Победителю вручается памятная медаль)

Для победителя и всех присутствующих еще одна казачья песня.

Песня.

-Ребята, что нового вы узнали на нашем занятии? Спасибо ребятам, которые помогли подготовить выставку рисунков. Посмотрите пожалуйста, таким видят ребята свой край.

Надеюсь, что наша встреча надолго запомнится вам и вы поделитесь своими знаниями со своими друзьями в своих школах.

ДЕТИ: Мы и пели для вас,

Говорили для вас,

Если любо вам веселье

Приходите в другой раз.






ОГООУ Санаторная школа-интернат

Г. Красный Сулин Ростовской области




Нравственно- патриотическое воспитание школьников через привитие любви к родному краю.






Воспитатель: Мещерякова Анна Алексеевна



2006 год

ОГООУ Санаторная школа-интернат

Г. Красный Сулин Ростовской области











Конспект открытого мероприятия

«Что мы знаем о крае нашем»






Воспитатель: Мещерякова Анна Алексеевна



2006 год





© 2010-2022