Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий мероприятия, посвященного 200-летию М.Ю.Лермонтова.

«Погиб поэт, невольник чести…»

Мероприятие рассчитано на аудиторию 10-12 классов, время - 30-40 минут. Все происходит на сцене. В углу сцены стоит стол (за ним будет сидеть Лермонтов, писать свои произведения). На столе листы бумаги и перо с чернилами (перо у нас было из листа бумаги, чернила - стаканчик черной гуаши). Вся постановка сопровождается видеороликом.

Ученик выходит на сцену и поет под гитару песню «Гори, гори, моя звезда».

Ведущие:

15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Наш литературный поэтический вечер посвящен его памяти.

Музыка. Полонез.
Звук выстрела.

Ведущий:

27 Января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:

"Погиб поэт, невольник чести…"

Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.

Ведущий:

Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.

Темная сцена.

Звон колоколов. Звучит орган. Выходит ведущий, он несет подсвечник с зажженными свечами. Музыка уходит на второй план и во время чтения стихотворения меняется на мелодию «Орфей и Эвридика»

Ведущий

О чем размышляю я,

стоя сейчас у порога?

О чем размышляю я,

на зарево глядя восхода?

О том, кто когда-то здесь был,

по грешной земле когда-то

ходил,

Как я, кого-то любил и жил.

И глядя на звезды, немея, кричал.

О прошлом страдая, о счастье мечтал.

Печаль воспевая,

музе служил.

Один просто жил,

другой - не дожил!

Другой не допел, недокричал,

недомолил,

не дописал…

Строка, оборвавшись, упала, мертва…

Попав на бумагу,

она ожила.

Она ожила, чтоб о нем рассказать,

Чтоб правда не знала,

не смела солгать…

…И глядя в пространство,

через века,

О нем нам расскажет

его же строка.

Lor ArS «О чем размышляю я…»

Мелодия выводится на первый план, обрывается. Шум разбитого зеркала - оборванная жизнь поэта.

Ведущие:

Родился Л. В Москве, у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в имении бабушки Тарханы, в Пензенской губернии.

Ведущий:

Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом.

Тихо звучит мелодия Бетховена "К Элизе".

Ведущий:

Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.

Чтец "Нищий":

Ведущий:

Лермонтов в 1831 году поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Ведущий:

Звучит полонез Огинского.

В мае 1838 года поэт возвращается с Петербурга. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине.

Чтец:

"Печально я гляжу на наше поколенье" (отрывок).

Ведущий:

Звучит музыка Моцарта, симфония № 40.

1839 год был годом лермонтовского триумфа. Его стихи и прозу печатают журналы. О нем говорят. Его приглашают.

Сцена

Зажигается прожектор, направленный на стоящего корнета Лермонтова (Лермонтов одет в черную мантию, аксельбанты сделали из лоскутов белой ткани - скрутили в косички и опустили из в воду, разведенную оранжевыми красками; головной убор делали из ватмана).

Лермонтов

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!

М.Ю. Лермонтов «Нет, я не Байрон»

Свет гаснет. Лермонтов садится за стол и начинает писать произведения, начиная со сцены «Герой нашего времени».

Сцена

Полный свет

Ведущий 1

Пушкин был убит, Гоголя не было в России. Лермонтов взвалил на свои плечи то, что они несли оба.

Ведущий 2

Он был источник дерзновенный

С чистейшим привкусом беды.

Необходимый для вселенной

Глоток живительной воды.

Ведущий 1

Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура открылась русскому читателю в стихах и поэмах юного Лермонтова. Юношеская драма «Маскарад» предвещает и Печорина и Демона.

Ведущий 2

Да, уже в юношеской драме «Маскарад» Лермонтова волнует образ человека «… с душой кипучею, как лава», который «всюду в мире видел зло, но, « гордый, никогда пред ним не преклонился».

««Герой нашего времени» милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. История души человеческой «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.

Итак, перед нами один из поколения, которое и ненавидело и любило случайно, «ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…»».

Свет гаснет.

Звучит А.Вивальди Tosco Fantasy (не с самого начала, а с сильной части, где-то ближе к середине)

Сцена

Сцена из романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»

За столом сидит компания молодежи. Все оживленно беседуют, входит Печорин во время разговора и незамеченный стоит в стороне, наблюдая за ними…

Кто-то

Да неужели в самом деле это были черкесы? Видел ли их кто-нибудь?

Грушницкий

Я вам расскажу всю историю, только, пожалуйста, не выдавайте меня; вот как это было: вчерась один человек, которого я вам не назову, приходит ко мне и рассказывает, что видел в десятом часу вечера, как кто-то прокрался в дом к Лиговским. Вот мы с ним и отправились под окна, чтоб подстеречь счастливца. …До двух часов ждали в саду. Наконец - уж бог знает откуда он явился, только не из окна, потому что оно не отворялось, а должно быть, он вышел в стеклянную дверь, что за колонной, - наконец, видим мы, сходит кто-то с балкона... Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! после этого чему же можно верить? Мы хотели его схватить, только он вырвался и, как заяц, бросился в кусты; тут я по нем выстрелил.

(Вокруг Грушницкого раздался ропот недоверчивости)

Грушницкий

Вы не верите? Даю вам честное, благородное слово, что все это сущая правда, и в доказательство я вам, пожалуй, назову этого господина.

Сидящие

Скажи, скажи, кто ж он!

Грушницкий

Печорин

(Печорин подошел к нему и сказал медленно и внятно.)

Печорин

Мне очень жаль, что я вошел после того, как вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. Мое присутствие избавило бы вас от лишней подлости.

(Грушницкий вскочил со своего места и хотел разгорячиться.)

Печорин

Прошу вас, прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтобы равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью.

(Грушницкий стоит перед Печориным, опустив глаза, в сильном волнении.

Драгунский капитан, сидевший возле него, толкнул его локтем; Грушницкий вздрогнул.)

Грушницкий

Милостивый государь, когда я что говорю, так я это думаю и готов повторить... Я не боюсь ваших угроз и готов на все...

Печорин

(холодно) Последнее вы уж доказали.

(Печорин, взяв под руку драгунского капитана, выходит на авансцену.)

Драгунский капитан

Что вам угодно?

Печорин

Вы приятель Грушницкого - и, вероятно, будете его секундантом?

Драгунский капитан

(Капитан поклонился очень важно.)

Вы отгадали, я даже обязан быть его секундантом, потому что обида, нанесенная ему, относится и ко мне…

Печорин

Я буду иметь честь прислать к вам нониче моего секунданта.

(Печорин раскланивается очень вежливо, не обращая внимания на капитана. Последний взбешен…все уходят.)

Звучит А.Вивальди Tosco Fantasy (не с самого начала, а с сильной части, где-то ближе к середине)

Сцена

Стол, горит свеча. Сцена немного подсвечивается. Печорин за столом что-то пишет. Затем начинает говорить. Во время монолога он встает, ходит по сцене, но монолог заканчивает за столом.

Печорин

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться.

И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно! (уходит)

Свет гаснет.

Звучит А.Вивальди Tosco Fantasy (само начало до сильной части)

Сцена

Полный свет.

Ведущий

«Ангел и Демон» - вечная тема. Своего Демона Лермонтов поместил на горах Кавказа, Ангелу он отдал пустынную русскую равнину. Над этой равниной в небе пролетает лермонтовский Ангел, неся душу ребенка. Он несет её «для мира печали и слез», но непритворная песнь ангела - песнь о любви - остается в душе молодой.

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой.

Звук остался, он породил слова. Эти слова и есть поэзия Лермонтова. В ней, как и в поэме «Демон», Демон борется с Ангелом. В ней неверие, обида и ирония ведут поединок.

Свет гаснет.

Сцена

«Ангел и Демон»

На сцене ведущий-автор, Ангел и Демон. Лучом света выхватываются поочередно эти три фигуры. Ангел и Демон на слова автора поочередно меняют свое положение на сцене, застывают, замирая в движении, луч выхватывает их только уже застывшими, на свои слова они оживают. Звучит музыка «Ethnicolor» Jean Michel Jarre (из альбома «Zoolook» 1984г.), на протяжении всей сцены на втором плане.

Ведущий

В пространстве синего эфира

Один из ангелов святых

Летел на крыльях золотых,

И душу грешную от мира

Он нес в объятиях своих.

И сладкой речью упованья

Ее сомненья разгонял,

И след проступка и страданья

С нее слезами он смывал.

Издалека уж звуки рая

К ним доносилися - как вдруг,

Свободный путь пересекая,

Взвился из бездны адский дух.

Он был могущ, как вихорь шумный,

Блистал, как молнии струя,

И гордо в дерзости безумной

Он говорит:

Демон

"Она моя!"

Ведущий

К груди хранительной прижалась,

Молитвой ужас заглуша,

Тамары грешная душа…

Пред нею снова он стоял,

Но, боже! - кто б его узнал?

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,-

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

Посланник неба

"Исчезни, мрачный дух сомненья! -

Довольно ты торжествовал;

Но час суда теперь настал -

И благо божие решенье!

Дни испытания прошли;

С одеждой бренною земли

Оковы зла с нее ниспали.

Узнай! давно ее мы ждали!

Ее душа была из тех,

Которых жизнь - одно мгновенье

Невыносимого мученья,

Недосягаемых утех:

Творец из лучшего эфира

Соткал живые струны их,

Они не созданы для мира,

И мир был создан не для них!

Ценой жестокой искупила

Она сомнения свои...

Она страдала и любила -

И рай открылся для любви!"

Ведущий

И Ангел строгими очами

На искусителя взглянул

И, радостно взмахнув крылами,

В сиянье неба потонул.

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свой,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..

М.Лермонтов «Демон»

Музыка со второго плана переводится на первый. Свет гаснет.



Сцена

Полная тишина. Громко на первом плане резкий шум грозы (раскаты грома рядом). На сцене трое спиной к зрителю, когда их выхватывает луч света они поворачиваются, по окончании речи застывают.

Ведущий

За полчаса до дуэли из тихой и прекрасной погоды вдруг сделалась величайшая буря; весь город и окрестность были покрыты пылью, так что ничего нельзя было видеть. Буря утихла, и через пять минут прошел проливной дождь. Как скоро утихла буря, то тут же началась дуэль, и лишь только Лермонтов испустил последний вздох - пошел проливной дождь.

Сама природа плакала об этом человеке…(пауза)

Человек в черном

Странную имеют судьбу знаменитейшие наши поэты, большая часть из них умирает насильственной смертью. Таков был конец Пушкина, Грибоедова, Марлинского (Бестужева)…

Не стало Лермонтова! Он был убит 15 июля в Пятигорске на водах. Он был убит не на войне, не рукою черкеса или чеченца, увы, Лермонтов был убит на дуэли - русским!.. (пауза)

Ведещий

Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил на воздух, желая все кончить глупую эту ссору дружелюбно, не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бесчеловечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику своему, и выстрелил ему прямо в сердце…

Россия оплакивает одного из лучших своих поэтов. (пауза)

Лермонтов и Дантес стоят на сцене лицом друг к другу, разворачиваются, расходятся, как будто отсчитывают шаги, поворачиваются, Лермонтов эмитирует выстрел в воздух, Дантес стреляет в Лермонтова.

Портрет Лермонтова крупным планом.

Сцена

Ведущий

Читает стихотворение «Оборвана цепь жизни молодой»

Шум грозы. Ведущий тушит на столе М.Лермонтова свечи.

Свет гаснет.

Тишина.

Звучит песня В.Высоцкого «О поэтах и кликушах». ( в исполнении ученика).



© 2010-2022