Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков

- Тема нашего занятия - «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом они начинают прорастать… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом.         В. Солоухин «Камешки на ладони» Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Как говорил в свое...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков»



  1. ЭНЕРГИЗАТОР Упражнение «Домики»

Делимся на пары домики 2чел., житель 1 чел., ведущий.

  1. Меняются домики

  2. Меняются жители

  3. Землятресения (меняются домики и жители).

Цель: ведущий должен занять чьё-то место.

3) ОБОЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ

- Тема нашего занятия - «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков»

Детство, как почва, в которую падают семена.

Они крохотные, их не видно, но оно есть.

Потом они начинают прорастать…

Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

некоторые - хлебными колосьями,

некоторые - злым чертополохом.

В. Солоухин «Камешки на ладони»

Сегодня мы обсудим один из актуальных вопросов воспитания - практику работы с девиантными детьми.

На занятии попробуем понять, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий. Но для того, чтобы «воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» - так говорил в свое время К.Д.Ушинский.

4) ИГРА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИВЫЧЕК, СКЛОННОСТЕЙ

- Игра «Сумочка»

Достаньте, пожалуйста, 3 вещи из сумочки. Они должны быть для вас важные. (Каждый должен объяснить, почему так достал.)



  1. РАБОТА В ГРУППАХ

Для того чтобы нам было интересно и комфортно в дальнейшей работе, мы с вами разбились на группы.

Обсуждение ситуаций

- Уважаемые коллеги, перед вами ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них. (Группы слушают выступления, добавляют.)

- После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (Агрессия - асоциальное поведение)

- Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. (Насилие - Антисоциальное поведение)

- Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (Токсикомания - аутодеструктивное поведение)

- Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». (Агрессия - асоциальное поведение)

Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

6) Упражнение «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье - часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги). Каждая группа записывает и отрывает кусочек, затем анализируем души детей.

Когда ребенка не принимают сверстники - происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя - еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?.........

А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.

7) Упражнение «Кто я есть»

Вы должны обвести свою ладонь. Будете писать только имена существительные, отвечая на мои вопросы.Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков

  1. Я проснулась утром кто я? Что я?

  2. Я иду на работу кто я? Что я?

  3. Я сейчас на педагогическом совете кто я? Что я?

  4. Вечером дома кто я? Что я?

  5. Ночью кто я? Что я?

И так можно варьировать вопросами, и в непринуждённой форме узнать, что тревожит ребёнка, на что больше обратить внимание.

8) Составление алгоритма

Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории:

Алгоритм действий:

  • Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка)

  • Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты

  • Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений через заполнение методик, которые даны в «справочнике классного руководителя.

  • Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

  • Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса.

  • Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

  • Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

11) Рефлексия «Мешочек обратной связи»Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков

Каждому раздать 2 мешочка (зелёный, голубой). Зелёный - позитив (Что хорошее у вас есть, или хотите). Голубой - негатив (что плохое). Когда все написали. Я говорю, а теперь давайте порвём голубой мешочек и выкинем весь негатив от себя подальше.

12) ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Упражнение - «Достопримечательность»

Ну вот мы все находимся в позитиве. И теперь настало время своё имя связать с достопримечательностью нашего города. Например, Надежда - набережная и т.д.

Упражнение - пожелание «Подарок»

Ув. коллеги. Ввиду своей профессии, вам часто приходится разбирать разные ситуации. Иные бывают очень запутанные, в которых подчас трудно разобраться.

Чтобы вы могли любую ситуацию рассмотреть гораздо глубже, я хочу вам подарить набор цветных очков:

  • розовые, для того чтобы видеть все только в радужном цвете,

  • голубые - чтобы Вас никогда не покидала надежда,

  • черные - чтобы скрывать за ними свои тайны

  • прозрачные - чтобы любить мир таким, какой он есть.

Удачи в работе!





© 2010-2022