Девиантное поведение: диагностика, профилактика, коррекция

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №4 Ленинского района городского округа город Уфа Республики БашкортостанДевиантное поведение. Диагностика, профилактика, коррекция.Выполнила:Каримова Лилия Галинуровна,классный руководитель 10 «А» классаМБОУ СОШ №4.Уфа -2013 Оглавление Введение I.Теоретические аспекты по проблеме. II.Работа с обучающимися «группы риска», профилактика и коррекция девиантного поведения. Выводы. Список используемой литературы.Вв...
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 Ленинского района

городского округа город Уфа Республики Башкортостан








Девиантное поведение.

Диагностика, профилактика, коррекция.

Выполнила:

Каримова Лилия Галинуровна,

классный руководитель 10 «А» класса

МБОУ СОШ №4.



Уфа -2013

Оглавление


Введение

  1. Теоретические аспекты по проблеме.

  2. Работа с обучающимися «группы риска», профилактика и коррекция девиантного поведения.

Выводы.

Список используемой литературы.







Введение

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, делинквентности, агрессии и других негативных качеств.

Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков.

Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.

I . Теоретические аспекты по проблеме.

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты - табу. В дальнейшем понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия. Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению. Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Замеченные вовремя отклонения в поведении детей и подростков, а также правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Раннее выявление несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению, необходимо рассматривать в качестве начального этапа профилактики.

В научной литературе выделяют следующие стадии развития отклоняющегося поведения:

А) неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством и т.д.;

Б) порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, лживости, нечестности);

В) девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные действия и поступки (нечестность, лживость, притворство, ложь, лицемерие, эгоизм, эгоцентризм, конфликтность, агрессивность, кражи и т.д.), принявшие характер систематических или привычных;

Г) предпреступное поведение, которое несет в себе зачатки криминального и деструктивного поведения - эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.;

Д) противоправное или преступное поведение, основу которого составляют различные правонарушения и преступления.

Эти, довольно условные этапы обычно сменяют друг друга, составляя определенную линию развития. Конечно, в некоторых случаях они могут быть, и не связаны друг с другом. Например, противоправное поведение может возникнуть внезапно, поразить подростка, который до этого ни в чем плохом не был замечен, более того, проявлял себя лишь с положительной стороны. Это может быть результатом сильного влияния извне (товарищей, знакомых, моды), случайного стечения обстоятельств, психологических стрессов и других сильно действующих патогенных факторов. Но в большинстве случаев оно лишь следствие длительно действующих неблагоприятных факторов, таких, как систематическая неуспеваемость, отчуждение в семье, в школьном коллективе, психологический дискомфорт, ведущих к психологической дестабилизации, дезориентации, дезадаптации личности в окружающей ее микросреде.

Проявления этапов развития противоправного поведения в разных возрастных группах детей различно и связано с различными причинами: от биологических факторов (повреждение генетического аппарата, родовые травмы и асфиксии, бытовые травмы, болезни), социальных факторов (плохое питание, неустроенность быта), до серьезнейших недостатков, ошибок, просчетов в воспитании в семье, детском саду, школе.

Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это происходящие перемены в стране.

Существующие социальные проблемы: наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.

Основную роль в приобщении подростков и детей к алкоголю играли питейные традиции и обычаи. Как часто бывает впервые знакомятся с алкогольными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. Остальные мотивы первого знакомства алкоголем курением и наркотиками таковы: «из любопытства», «за компанию с друзьями», «случайно», «от нечего делать».

Для организации и проведения профилактической работы среди детей и подростков, для оперативной корректировки и оценки ее эффективности необходимо постоянно отслеживать ситуацию, т. е. социальный педагог, школьный психолог должны проводить мониторинг факторов риска на местах.

Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.

Работа с семьей сложный процесс и требует особых знаний и умений для того, чтобы найти тот индивидуальный подход, который требуется конкретной, отдельной семье. Воспитательная функция семьи во многих семьях нарушена, значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей сведены до минимума.

Образ жизни семьи во многом связан с её материальным положением, но, даже имея хороший материальный достаток, многие семьи переживают духовный кризис в отношениях, как между супругами, так и в отношениях с детьми. Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом), деградирует культура общения в семье. Чаще всего проблемы с детьми бывают в семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания или наоборот - попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенка либо гиперопека. Негативно сказывается, когда на ребенка вешают ярлыки: ''жертва судьбы'', ''несчастный'', ''невыносимый'' или ''самый лучший''. Особое внимание следует обращать на семьи, где у родителей наблюдается тревожность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость или если родители (или один из них) - «холодные рационалисты».

Часто родители не ищут помощи у психологов и педагогов, считая свою семью вполне благополучной. Для них правонарушение, совершённое их ребенком - полная неожиданность, событие, не имеющее причин. Они могут видеть причину во влиянии улицы, школы, но очень редко в ошибках собственного воспитания. Необходимо отметить, что каждая семья является уникальной системой, и проявление вышеперечисленных признаков может быть различным и многовариантным.

Ребёнку нужно тепло, человеческое участие, это ничем не заменишь. Дело не столько в материальном благосостоянии родителей и их высоком положении в обществе, сколько в том, как они воспитывают своих детей. Там, где детям с раннего возраста прививаются навыки самостоятельности и ответственности, где дети лишаются возможности злоупотреблять заработанными их родителями средствами, где есть теплота и внимание, там дети вырастают нормальными.

Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является организация совместной деятельности учащихся, учителей и родителей. Школа, как мощный институт социализации несовершеннолетних, является центром и правовой культуры, и социализации подростков. Сотрудничество школы с семьей, изучение семьи, необходимо, прежде всего, потому, что личность матери и личность отца, их характер, темперамент, индивидуальные особенности, качество их супружеских взаимоотношений, повседневное поведение в быту, степень их культурности, образованности являются решающим фактором воспитания детей.

Достижение успеха в профилактике и преодолении раннего формирования зависимостей возможно только при координации работы всех структур, работающих с подростками: правоохранительных, психолого-педагогических, социологических, медицинских. Результаты опроса показывают, что страх наказания не способен удержать подростков от употребления алкоголя, табака и наркотиков, а объяснение последствий их злоупотреблением, и здоровый образ жизни помогает не вступать в число употребляющих ПАВ. На вопрос анкеты «Если бы Вы знали о вреде алкоголя, табака и о степени зависимости от их употребления, стали ли бы Вы их принимать?» большинство опрашиваемых (96,7%!) ответили отрицательно. Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения детей и подростков, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, ценностей, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; если во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

Для предупреждения алкоголизации и наркомании среди подростков в сферу деятельности социального педагога входит выявление групп риска, анализ кризисных ситуаций в подростковой среде и предложения по социально приемлемым способам разрешения этих ситуаций.

Важное значение имеет и подготовка учителей для работы с трудными детьми.


  1. Работа с обучающимися «группы риска», профилактика и коррекция девиантного поведения.

Содержанием профилактической работы является раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», ВШК, ОДН); организация превентивно - профилактической работы с учащимися « группы риска»; способствование пропаганде здорового образа жизни; повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

В своей работе использую индивидуальный подход к учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Зачастую необходима коррекционная работа с такими детьми. Коррекционные мероприятия использую как индивидуально, так и в работе с группой.

Я провожу изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяя учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживаю тесную связь с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних ГОВД.

В течение года совместно с классными руководителями выявляются дети из неблагополучных семей. Проводятся рейды в семьи всех учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, в семьи детей «группы риска», неоднократно посещаются неблагополучные семьи. С родителями и детьми во время рейда проводятся профилактические беседы инспектором ОДН, социальным педагогом.

Работа проводится, как с учащимися, так и с семьями, находящимися в социально опасном положении. На начало 2013-2014 учебного года в школе на контроле состояло 19 семей социального риска, к концу года с 2-х семей с улучшением условий проживания и содержания несовершеннолетних был снят статус неблагополучных. Проводятся беседы с родителями о недопущении асоциального образа жизни, о необходимости улучшать условия проживания детей, устраиваться на работу для постоянного источника дохода, но к сожалению беседы и посещения не всегда приносят положительный результат.

Детям из таких семей оказывается социально-психологическая и психолого-педагогическая помощь; ведётся контроль над воспитанием и содержанием таких детей в семьях; контроль над посещаемостью занятий в школе, а так же за их успеваемостью.

На каждую неблагополучную семью и обучающихся «группы риска» ведется личное дело, где отмечается посещаемость учебных занятий, ведется табель на бесплатное горячее питание. Акты посещений и обследования материально-бытовых условий семей социального риска также содержатся в личном деле каждого обучающегося данной категории.

Отдельная работа ведется с учащимися, систематически пропускающими занятия в школе. Социальным педагогом совместно с классными руководителями и администрацией школы ведется ежедневный контроль за наполняемостью классов, все пропуски учащихся фиксируются в специальных табелях. Родители учащихся, систематически пропускающих уроки, своевременно информируются об этом. С учащимися данной категории проводятся индивидуальные профилактические и групповые беседы.

В нашей школе, среди учащихся 2 ступени (5-9 классы), склонных к противоправному поведению, создана «группа риска». В данную группу входят несовершеннолетние с девиантным поведением, нарушающие Устав и дисциплину школы, уклоняющиеся от обучения, а так же подростки, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за совершенные правонарушения. С категорией несовершеннолетних, входящих в «группу риска» ежедневно проводится целенаправленная профилактическая работа, нацеленная на путь исправления.

Используются такие методы и формы работы как индивидуально-профилактические беседы с разъяснением ответственности за совершение проступков, посещение учебных занятий «группы риска» с целью оказания профилактической помощи учителям-предметникам, классным руководителям. Ведется учет динамики успеваемости и посещаемости учащихся, наблюдение за данными подростками в ходе учебного процесса и анализ занятости во внеурочное время. Проводятся лекции и беседы на правовые темы, с целью повышения уровня правовой грамотности учащихся, профилактическая работа с родителями подростков, входящих в «группу риска» по усилению контроля за воспитанием и обучением своих детей. Установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности помогает наладить контакт с такими семьями.

Согласно плану профилактической работы по предупреждению правонарушений среди подростков на 2013-2014 учебный год проводятся следующие мероприятия.

В ходе операции «Подросток» в сентябре 2013года проведено обследование материально-бытовых условий неблагополучных семей в микрорайоне школы. Обследованы 19 семей, в которых воспитывается 28 детей, также были обследованы 41 семей первоклассников с целью раннего выявления неблагополучия. В течение учебного года проводятся рейды социальным педагогом школы совместно с классными руководителями для осуществления контроля за учащимися по месту жительства, изучения микроклимата в семье, обследования материально-бытовых условий и нормализации обстановки в семье.

Организована занятость учащихся, склонных к правонарушениям во внеурочное время с целью недопущения противоправных деяний и бесконтрольного времяпровождения. Учащиеся «группы риска» посещают секцию футбола.

Согласно плану работы школы проводятся месячники правовых знаний, в ходе которых проходят беседы, лекции, классные часы, дискуссионные игры.

С учащимися начального звена в 2013-2014 учебном году были проведены беседы на темы «Правила поведения в школе», «Правила и обязанности обучающихся» с целью ознакомления учащихся с Уставом школы, закреплением знаний правил внутреннего распорядка, воспитания дисциплинированности школьников, уважения друг друга и работников учебного заведения. Беседы были организованны и проведены классными руководителями с привлечением сотрудником ОДН. С обучающимися 1-х классов была проведена беседа с использованием ИКТ на тему «Как правильно вести себя на улице», беседой было охвачено 27 обучающихся.

С целью правового просвещения подростков, предупреждения правонарушений, бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения среди учащихся 5-10 классов были проведены беседы профилактического характера, с разъяснением ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и правонарушений. Беседами охвачен 125 учащихся школы. Подросткам разъяснены нормы административного и уголовного кодекса с ознакомлением статей в отношении несовершеннолетних и с приведением примеров и видов наказания.

Для усиления профилактической работы с учащимися нашей школы поддерживаем тесную связь с сотрудниками ОДН, ГИБДД Ленинского района, которые проводят профилактические беседы по недопущению совершения подростками преступлений и правонарушений.

В целях недопущения совершения учащимися нашей школы противоправных деяний проводим целенаправленную профилактическую работу, нацеленную на путь снижения правонарушений и формирование гармонично развитой личности.

С категорией обучающихся, склонных к девиантному поведению и их родителями систематически проводится работа по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетними, антинаркотическая работа и работа по формированию навыков здорового образа жизни.

Вся работа с родителями направлена на повышение уровня воспитанности учащихся, предотвращение негативных явлений, тесное сотрудничество семьи и школы.

В ходе индивидуальных консультаций даются рекомендации педагогам и родителям для целенаправленного воздействия на личность «трудных» детей и подростков.

В рамках месячников по профилактике употребления проводятся анкетирования среди обучающихся 6-11 классов «Что ты знаешь о наркотиках?». Для 8-11 классов проводятся лекции с использованием ИКТ по темам «Стоп. Алкоголь», « Жизнь без наркотиков». Среди обучающихся 5-6 классов проводятся беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

Также проводились правовые беседы на темы: « Подросток и закон», «О вредных привычках», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «О культуре поведения», «Я- за здоровый образ жизни».

Считаю, что профилактическая работа, работа с детьми «группы риска» проводится систематически и целенаправленно. Не всегда работа приносит ожидаемый результат, так, как очень много различных факторов влияет на становление личности подростка, на формирование его мировоззрения, но важно продолжать начатую работу, искать новые подходы в решении проблемы девиаций и верить в результат проводимой работы.

Заключение

Существует ряд причин появления детей с девиантным поведением.

Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как воспитывать своих детей, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.) или попустительское отношение к детям.

Так же со стороны школы можно выявить ряд причин влияющих на воспитание «трудного ребёнка»: неумение, а часто и нежелание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию.

Так же школьник в условиях традиционно организованного образовательного процесса не имеет достаточных возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» (из неблагополучных семей) редко бывают включены в эту деятельность.

Необходимо чтобы все составляющие воспитательного процесса ребенка были слажены и гармоничны, что зачастую просто не возможно. Поэтому профилактическая работа была и остается важным направлением в деятельности социального педагога.

Список используемой литературы.

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  2. Конвенция о правах ребенка, 1989.

  3. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. М., 2011.

  4. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2012.

  5. Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  6. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические рекомендации специалистам. М., 2011.



© 2010-2022