Конспект ЭОР как средство обучения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся

Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно -деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

1. Мультимедийность.

Средства мультимедиа - одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

2. Интерактивность.

Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.

Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.

3. Доступность.

Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).

4. Универсальность.

Универсальность - качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов.

Использование информационных ЭОР в процессе обучения предполагает организацию деятельности учащихся с текстами, иллюстрациями, анимацией, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями: чтение фрагментов текста, просмотр иллюстраций и видеофрагментов, прослушивание комментариев к текстам и иллюстрациям, аудио-фрагментов (литературных текстов, музыкальных произведений), активизацию элементов (гиперссылок, фрагментов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов, иллюстраций и т.п.). О функции информационных ЭОР говорит их название, они ориентированы на формирование знаний, активизацию у школьников познавательного интереса к теме, расширение читательский кругозор. Эта группа ЭОР обладает также и воспитательным потенциалом.

Включение таких ЭОР в процесс обучения, позволяет учителю организовать фронтальную работу учащихся (Модель: АРМ учителя - класс) или самостоятельную индивидуальную (Модель: 1 ПК - 1 ученик) работу в классе или дома, а также самостоятельную групповую (Модели: 1 ПК - 1 ученик или 1 ПК - малая группа) работу в классе по изучению нового содержания.

Практические ЭОР призваны активизировать деятельность учеников и способствовать формированию, как предметных умений, так и читательских и речевых умений, универсальных учебных действий на основе знаний. Использование практических ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по конструированию, решению задач с подсказками и без, выполнение упражнений с подсказками и без них, наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических и лабораторных работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажеров с подсказками и без них, с проверкой ответа. В процессе работы с практическими ЭОР учащиеся выполняют действия по вводу текста с клавиатуры, переносу элементов в нужную ячейку, установлению соответствия между элементами множеств, выбору элемента из предложенного списка, группировке объектов, перемещению объектов для составления определенных композиций, совмещению объектов для изменения их свойств или получения новых объектов, объединению объектов связями с целью организации определенной системы, восстановлению правильной последовательности этапов процесса. Включение практических ЭОР в процесс обучения позволяет учителю организовать работу учащихся с интерактивной доской под руководством учителя (Модель: АРМ учителя - класс), самостоятельную индивидуальную практическую (Модель: 1 ПК - 1 ученик) работу, самостоятельную групповую практическую (Модели: 1 ПК - 2 ученика или 1 ПК - малая группа) работу, в том числе учебное исследование под руководством учителя или в режиме самостоятельной деятельности (Модели: 1 ПК - 1 ученик, 1 ПК - 2 ученика или 1 ПК - малая группа).

Контрольные ЭОР помогают проверить знания учеников и степень сформированности их умений, их готовность к самостоятельной работе с книгой. Использование контрольных ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки, а также конструированию различных объектов преимущественно на основе репродуктивной деятельности. В процессе работы с контрольными ЭОР учащиеся выполняют: ввод текста с клавиатуры, выбор элемента из предложенного списка - однозначный или множественный, установление соответствия между элементами множеств. Деятельность с контрольными ЭОР может быть организована в форме самостоятельной индивидуальной работы в классе с последующей проверкой результатов или самостоятельной работы дома с целью самоконтроля (Модель: 1 ПК - 1 ученик).

Кроме набора информационных, практических и контрольных ЭОР материалы для апробации включают в себя комбинированные ЭОР, которые включают отдельные информационные, практические и контрольные сцены.

1) Геометрический планшет позволяет:


  • строить линии и фигуры, производить с ними различные действия: передвигать, закрашивать, измерять их элементы, поворачивать, строить симметричные построения, копировать, разрезать и склеивать;

  • создавать задания с определением условия выполнения, записывая формулировку, выбирая инструменты, которые будут доступны учащемуся при его выполнении.

2) Конструктор карт и планов позволяет:


  • создавать модели на картографической основе с презентационной схемой или с проверяемым заданием;

  • задавать в качестве проверяемых объектов при работе в режиме автоматически проверяемого задания символы, стрелки, ломаные - как разомкнутые, так и замкнутые (области), текстовые поля и привязанные подписи, круговые диаграммы, радиокнопки и чекбоксы;

  • проверка может осуществляться по местонахождению и свойствам объекта (цвет, вид символа и т.д.).

3) Клавиатурное письмо позволяет:


  • формулировать задание не только в текстовой форме, но и в форме текстов, изображений, фонограмм или их сочетаний, благодаря чему задействуются различные каналы

  • восприятия информации;

задавать различные типы заданий, благодаря чему среда может служить не только для формирования навыков компьютерного набора текстов, но и для выполнения различных упражнений, необходимых при обучении русскому языку;

  • настраивать режим автоматической проверки правильности действий учащегося в процессе выполнения каждого задания, а также выбирать режим представления учащемуся информации о правильных и ошибочных действиях;

  • автоматически фиксировать все действия пользователя (учащегося) и получать как формальные оценки, так и информацию, необходимую для корректировки действий конкретного учащегося, выбора индивидуальной траектории прохождения курса и т.п.

4) Конструктор событий позволяет:


  • изготавливать интернет-совместимые модели на основе создания или импорта атрибутированных карточек-описаний (событий);

  • описывать событие с помощью ссылок на медиа-объекты (текстовые, графические, аудио-, видео- и другие), а также на интернет-ресурсы;

  • описывать специфику представления событий для каждой отдельной модели за счет атрибутов и других дополнительных параметров, присваиваемых лентам времени и событиям;

  • представить конечным пользователям один и тот же контент в отвечающих разным педагогическим концепциям визуализациях.



© 2010-2022