- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Закон о детском телевидении
Статья Закон о детском телевидении
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Спиридонова Т.И. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Спиридонова Тамара Ивановна
педагог высшей квалификационной категории
ДТО "ТЕЛЕ-КИНО"
Член Союза писателей России, член ИСП
писателей, поэтов и журналистов
г.Москва
Закон о детском телевидении
Долгое время в России не было законодательства, регулирующего телевизионный эфир на предмет пользы или вреда телевизионных программ для детей.
Согласно Семейному кодексу, о психическом, духовном и нравственном развитии ребенка должны заботиться их родители. Однако 1 сентября 2012 года вступил в силу федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Он приблизил российское законодательство к правовым нормам таких стран, как США, Германия, Франция, Швеция, Япония, где доступ юных зрителей к информационной продукции давно и успешно регулируется.
Теперь в период с 4 часов утра до 23 часов вечера по местному времени в российском эфире не могут появляться программы, способные спровоцировать у детей панику, страх, оправдывающие насилие и противоправное поведение.
Закон также запрещает распространение информации, которая может вызвать у детей тягу к употреблению наркотиков, алкоголя, к азартным играм, а также потенциально способна побудить их к причинению вреда себе и окружающим, суициду.
Нецензурная брань также не может звучать в эфире, зато в отношении «цензурной» действуют более мягкие ограничения: ее не должно быть в эфире с 7:00 до 21 часа, как и нейтральных сцен половых отношений 47.
На каждой телепрограмме сейчас стоит специальный знак, предупреждающий о том, насколько ее содержание соответствует определенному возрасту ребенка, и здесь законом предусмотрена градация.
Программы без возрастных ограничений помечены знаком «0+».
Программам, которые нельзя смотреть детям младше шести, двенадцати и шестнадцати лет, присвоены символы «6+», «12+» и «16+» соответственно.
Телепродукция, предназначенная исключительно для взрослых, маркирована как «18+». При этом классифицировать программы и присваивать им соответствующую маркировку могут лишь эксперты и организации, аккредитованные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзором.
Классификация телевизионной продукции, действующая
на территории РФ
Графический символ
Аудитория
Описание информационного продукта
0+
Без возрастных ограничений.
Продукция, не причиняющая вреда здоровью и развитию ребенка. Может содержать оправданные ее жанром и сюжетом эпизоды физического и психического насилия, но оно изображается ненатуралистично и осуждается; к жертве выражается сострадание, а добро в итоге торжествует над злом
6+
Для детей, достигших возраста 6 лет.
В этих программах может присутствовать информация о не тяжелых заболеваниях и их последствиях, а также описание несчастных случаев, аварий, катастроф, ненасильственной смерти. Эти фрагменты краткие, ненатуралистичные и не должны вызывать у детей страх или панику. Кроме того, могут присутствовать сцены преступлений или антиобщественных действий, но они, как и совершающие их герои, осуждаются
12+
Для детей, достигших возраста 12 лет.
В присутствии родителей или законных представителей программы категории «12+» могут смотреть дети старше 6 лет.
Могут присутствовать сцены, включающие:
• Жестокость и насилие , когда процесс лишения жизни или нанесения увечий не показывается натуралистично, выражается сострадание к жертве. Насилие и жестокость при этом осуждается, за исключением тех случаев, когда речь идет о защите прав граждан и охраняемых законом интересах общества и государства;
• Антиобщественные действия, отношение к которым отрицательное;
• Эпизодическое упоминание табачных изделий, наркотиков и психотропных веществ, отношение к которым отрицательно, обозначена опасность потребления данных веществ;
16+
Для детей, достигших возраста 16 лет
Помимо упомянутых выше моментов в рамках сюжета этих программ может также присутствовать изображение или описание:
• Несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания или смерти. При демонстрации их последствий отсутствует натуралистичность, способная вызывать у детей панику или страх;
• Информация о табачных изделиях, наркотиках и психотропных веществах без их демонстрации. Отношение к употреблению этих веществ отрицательно, обозначена опасность их потребления, в том числе с демонстрацией конкретных примеров;
• Отдельные бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани
18+
Программа предназначена только для взрослых. Распространение этой информа- ции среди детей запрещено
В рамках данной программы может появиться информация, которая:
• Способна побудить ребенка совершить действия, представляющие угрозу его жизни и здоровью, способствовать суициду;
• Спровоцировать желание курить, употреблять наркотики, алкоголь, играть в азартные игры, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
• Оправдывает противоправное поведение, а также насилие и жестокость по отношению к людям и животным;
• Отрицает семейные ценности и формирует неуважение к членам семьи;
• Содержит нецензурную брань или сцены порнографического
47 Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года сейчас имеет Знак возрастных ограничений появляется в углу экрана в начале телепрограммы, а также при каждом ее возобновлении после рекламы.
Продолжительность его пребывания в эфире - не менее восьми секунд с первого кадра программы, фильма или клипа, а размер составляет не менее 5 % от площади всего изображения.
При этом знак должен быть ясно виден: он не может накладываться на логотип телеканала или телепрограммы или на другие знаки и маркировки, включая субтитры и надписи разъясняющего характера.
Анонсам телепрограмм также необходимо иметь возрастную маркировку, а их наполнение не должно содержать информации, запрещенной к трансляции в дневное время. Знаки ограничений должны присутствовать и в программах телепередач, публикуемых в печатных изданиях, Интернете и межпрограммных заставках, что позволяет заранее сориентироваться в том, насколько допустимо демонстрировать этот контент детям.
Притом знак ограничений, указанный в программе телепередач, должен соответствовать информации об ограничениях во время трансляции. Маркировать телеконтент могут как сами производители программ и фильмов.
Не попадают под закон и программы, «имеющие значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». К этой категории потенциально относятся «Приключения Тома Сойера», которые можно расценить как призыв к бродяжничеству, включающий сцены курения мультфильм «Ну, погоди!», фильмы о не- разлучном с трубкой Шерлоке Холмсе, а также комедии Леонида Гайдая «Самогонщики», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», в которых употребляется алкоголь. Четкого списка продуктов, представляющих ценность для общества, пока нет.
Без маркировки на экраны также выпускаются рекламные ролики. Впрочем, если речь идет о рекламе информационной продукции - телепрограмм, сериалов, фильмов, журналов и т. д., то необходимо обозначить возраст аудитории, на которую ориентирован рекламируемый товар.
Закон также не распространяется на телепрограммы, посмотреть которые можно исключительно на платной основе и с применением специальных технических устройств, т. е. передачи спутникового и кабельного телевидения, а также IPTV.
Тем не менее Роскомнадзор предупредил о необходимости маркировки представителей «Акадо», «Ростелекома», МТС, НТВ-Плюс, «ВымпелКома», ТТК, «ЭР-Телеком Холдинга» и «Триколор ТВ».
Подобный опыт на рынке уже был: телепередачи помечали специальными знаками в «Акадо». О результатах применения нового закона на практике можно судить по итогам медиамониторинга, проведенного в сентябре 2012 года. Было проверено 2 820 телеканалов и телепрограмм и выявлено у них 289 нарушений - то есть у каждого.
В «Кодексе профессиональной этики российского журналиста» сотрудников СМИ призывают с особой строгостью соблюдать некоторые нормы в случае, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.
В частности речь идет о следующих моментах:
• придерживаться принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не доказано обратное;
• не называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления, за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса;
• воздерживаться называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы50. В настоящее время можно констатировать тот факт, что российское законодательство в области регулирования детского телевещания постепенно приближается к нормам, действующим в странах Европы и США.
Несмотря на то, что в России существует Национальная ассоциация телерадиовещателей, Российская академия радио, Гильдия периодической печати и т. д., отсутствует единая ассоциация, объединяющая представителей всех видов СМИ.
Это не позволяет профессиональному сообществу самостоятельно выработать альтернативные варианты регулирования их деятельности с точки зрения ее влияния на здоровье и развитие детей, поэтому вмешательство государства в эту сферу - своевременный и позитивный шаг в области развития российского телевидения.
Источник:
5-tv.ru/programs/broadcast/507099/
gigabaza.ru/doc/142438.html
ped-kopilka.ru/blogs/valentina-vladimirovna-kashaeva/detskoe-televidenie-kak-sredstvo-formirovanija-lichnosti.html
momri.org/library/files/22.pdf