Методическая разработка урока-практикума Темперамент и творчество личности

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















Методическая разработка


Урока-практикума


по теме:

«Темперамент и творчество личности»




Автор: Есауленко Е.П.






.



Методические рекомендации по проведению занятия.


Долго существенным недостатком системы образования являлось то, что она мало была ориентирована на личность, на воспитание человека как личности.

Поэтому на занятиях по дисциплине «Основы Человековедения» была проделана попытка, подойти к каждому студенту как к индивидуальной личности.

Развить ее всесторонне и многогранно.

В данной методической разработке предполагается один из возможных типов уроков - урок-практикум.

Чтобы провести такой урок необходимо проделать подготовительную работу со студентами. Во-первых, студенты изучают тему «Темперамент человека», где они рассматривают понятие темперамента, типы темпераментов и их характеристику, исследуют свой тип темперамента с помощью тестов. Во-вторых, самостоятельно изучают дополнительную литературу по этой теме. В третьих, из числа студентов выбираются выступающие, которые работают с биографическими данными музыкантов, с их художественными произведениями. Они проводят подборку музыкальных произведений для своих выступлений. Параллельно этому педагогом тоже подбирается музыкальное сопровождение занятия. Все это согласовывается и доводится до окончательного результата.

Студентами готовится оформление аудитории: подбирается эпиграф, составляются и готовятся плакаты.

Эмоционально-личностному восприятию урока студентам способствует использование преподавателем произведений русской и зарубежной классической музыки.

Структура и содержание урока-практикума необычны. Начинается урок с эпиграфа музыкального, звучит один из маленьких шедевров большой музыки, наиболее отвечающей содержанию и тональности, настроению урока. На доске записан эпиграф словесный - для осмысления проблемы урока, для создания проблемной ситуации.

Использование музыки на уроках человековедения становится средством приобщения студентов к хорошей классической музыке, создает и развивает потребность общения с ней, прививает азы музыкальной культуры, развивает эстетический вкус и чувства.

При изучении биографических этапов жизни музыкантов и их творческого развития, воспитывает у студентов чувство патриотизма, гордости как за русское музыкальное искусство, так и за зарубежное. Развивает интерес к искусству, заставляет задуматься о своей жизни, о своем месте в обществе, о своем развитии как личности.

Данная методическая разработка написана на основе опыта работы преподавателя и адресована в помощь не только преподавателям, но и классным руководителям.



План занятия


Тема: «Темперамент и творчество личности».

Цели: обобщить и закрепить знания студентов по теме «Темперамент - биологический фундамент личности». Познакомить студентов с биографической и творческой музыкальной деятельностью великих композиторов. Развитие творческого мышления и формирование эстетического музыкального вкуса. Воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за русское классическое музыкальное искусство.

Тип урока: выработка умений и навыков.

Вид урока: музыкально-практическое занятие.

Оборудование:

  • на доске эпиграф «О, будь же нашим спасителем, хранителем, музыка! Ударь резче своими звуками по дремлющим чувствам, буди наши души!» Н.В.Гоголь;

  • плакаты: «Темперамент - биологический фундамент личности», «Свойства темперамента»;

  • биографические данные В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена, А.Глазунова, П.И. Чайковского.

  • Музыкальные произведения композиторов: А.В.Бетховен - «Симфония №5», Соната №14 «Лунная»; А.Глазунов - Вальс №65; П.И.Чайковский - из цикла «Времена года», пьеса «Ноябрь»(«На тройке»), концерт №1 для фортепьяно с оркестром; В.А.Моцарт - Симфония №40 соль минор, «Реквием» 1 часть.

  • Магнитофон

  • Инструкционно-рабочие карты для студентов.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

2. Мотивация: Звучит музыка Бетховена «5 симфония» - 3-4 мин.

Рассказ преподавателя: Когда я слушаю «5 симфонию» Бетховена, то всегда вспоминаю кинофильм «Секретный фарватер», в котором рассказывается, как летом 1942 года на Черном море одна за другой стали подрываться наши подводные лодки. Никак не могли наши минеры разгадать секрет взрывного устройства подводных мин. И вот одному из акустиков пришла в голову мысль, что взрывное устройство возможно срабатывает на частоту звука. И для доказательства этой версии, он взял «5 симфонию» Бетховена, музыку с большим диапазоном звучания. Ценой своей жизни герой акустик разгадал секрет мины. Так музыка великого Бетховена сохранила жизни сотням подводников.

Прошел уже не один десяток лет, со времени выхода фильма, но кинофильм так и остался у меня в памяти, благодаря, этой необыкновенной музыки.

Вопрос студентам: Ребята, а какие чувства, эмоции вызвала у вас эта музыка?

(ответы студентов)

Преподаватель: Как видим чувства и эмоции не одинаковые, потому что все вы разные. А разные мы с вами, потому, что у всех нас разный биологический фундамент.

3. Актуализация опорных знаний (метод вопрос-ответ):

А что лежит в основе биологического фундамента личности? (Темперамент) Правильно.

А что такое темперамент?

Какие виды темперамента вы знаете?

4. Постановка цели и задачи урока.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как темперамент влияет на творчество личности!

Инструктаж последовательности работы: каждому из вас были выданы инструкционные карты, в которых вы по ходу прослушивания музыки и биографии композитора будите выполнять задания, указанные в них, т.е. записать характерные черты личности, характерные черты музыкального произведения каждого композитора и на основе этого определить, какой же тип темперамента присущ данному композитору. Изучать мы будем четырех великих композиторов: П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, А.Глазунова, Л.В.Бетховена.

5. Структура изложения материала:

1-й выступающий: биография Чайковского П.И. (Приложение 1)

Вопрос: Какие характерные черты темперамента Чайковского вы записали в своих картах?

Преподаватель: Прослушаем произведение характерное для творчества этого композитора, в котором отражается тип его темперамента.(играет музыка Чайковского)

Вопрос: Ребята, а вы знаете, как называется прозвучавшее произведение? Уточнить мне произведение… Из цикла «Времена года», пьеса «Ноябрь», (На тройке»).

Ребята, так какой же тип темперамента у Чайковского?

Да, вы правильно определили Чайковский - меланхолик.

Вопрос: Но, как вы думаете, только ли темперамент влияет на творчество? (заслушиваются ответы студентов).

Преподаватель: Правильно. Творчество зависит не только от темперамента творца, но и от настроения, самочувствия, погоды и т.д.

Послушайте еще одно из великих произведений П.И.Чайковского, где прослеживаются далеко не меланхолические черты темперамента.

(звучит музыка)

Вопрос: Вы раньше слышали это произведение? Как оно называется? (ответы)

Преподаватель: Правильно. Это концерт №1 для фортепьяно с оркестром.

2-й выступающий: О жизни и творчестве великого австрийского композитора Вольфа Амадея Моцарта.(Приложение 2)

Вопрос: Какие характерные черты темперамента В.А.Моцарта вы записали в карте? (ответы)

Звучит музыкальное произведение Моцарта.

Вопрос: Ребята, а вы знаете, как называется прозвучавшее произведение?

Да, это произведение Симфония №40 соль минор. Какие будут дополнения?

Ребята, так какой тип темперамента у Моцарта? (ответы)

Преподаватель: Да, вы правильно определили, он яркий сангвиник. А теперь послушаем другого Моцарта, который по заказу писал траурную музыку «Реквием». (звучит музыкальное произведение)

3-й выступающий: О жизни и творчестве русского композитора, Александра Глазунова. (Приложение 3)

Вопрос: Какие характерные черты темперамента Глазунова вы записали в карте? (ответы)

Звучит музыкальное произведение А. Глазунова.

Вопрос: Ребята, а вы знаете, как называется прозвучавшее произведение? (ответы)

Да, это произведение «Вальс» №65.

Ребята, так какой тип темперамента у Глазунова? (ответы)

Да, вы правильно определили, он флегматик.

Преподаватель: А теперь, слушая о жизни и творчестве Бетховена, хотелось, чтобы вы подошли к определению его типа темперамента не методом исключения, а творчески, так как это одна из самых ярких творческих личностей.

4-й выступающий: О жизни и творчестве композитора Людвига Ван Бетховена.(Приложение 4)

Вопрос: Какие характерные черты темперамента Бетховена вы записали в карте? (ответы)

Звучит музыкальное произведение Л.В.Бетховена.

Вопрос: Ребята, а вы знаете, как называется прозвучавшее произведение? (ответы)

Да, это произведение Аппасионада.

Ребята, так какой тип темперамента у Бетховена, вы определили после прослушивания этого неистового музыкального произведения? (ответы)

Да, вы правильно определили, он холерик.

Преподаватель: А теперь, прослушайте одну из сонат Бетховена, и вспомните, раньше вы слышали ее, и как она называется? (звучит соната №14)

Да, правильно, вы прослушали сонату №14, которую в народе называют «Лунной»

5-й выступающий: Рассказ о «Лунной» сонате.(Приложение 5)

Подведение итога темы.

Преподаватель: Ребята. Мы с вами уже определили типы вашего темперамента. Скажите, музыке какого композитора вы отдаете больше предпочтения, и соответствует ли это вашему темпераменту?

(заслушиваются ответы)

Собираются инструкционные карты.

Выводы по уроку:

  1. Определили, что темперамент влияет на эмоциональную сторону творчества.

  2. Выявили, что «чистые» темпераменты встречаются редко и на творчество влияет не только темперамент, но и другие факторы.

  3. Систематизировали знания о типах темперамента.

Задание: слушая следующие музыкальное произведение, изобразите художественно на бумаге, или поэтически, ваше отношение, ваши чувства и эмоции, возникающие под воздействием данной музыки.

Пока студенты работают, проверяются карточки.

6. Подведение итогов урока, комментарий оценок.

7. Домашнее задание: Определить к какому типу темперамента относятся педагоги, которые у вас преподают.








Приложение 1.

Петр Ильич Чайковский - русский композитор.


Родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городке Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и народных певцов, обитателей рабочего поселка. Чайковский вспоминал: «Я с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характерных черт русской народной музыки».

В 1850 году семья переехала в Петербург, и 10 летнего Петра отдали в училище правоведения. Учебой Петр занимался не охотно, но стал серьезно увлекаться музыкой, которая преподавалась при училище желающим. После окончания учебного заведения Чайковский получил чин титулярного советника и место в министерстве юстиции. Однако служба не привлекала его, и он начинает серьезно изучать теорию музыки, посещает оперу, театр. И в 22-двух летнем возрасте поступает в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Там он серьезно занимается композицией, упорно трудится и овладевает композиторским мастерством. Результатом является серебренная медаль и педагогическая деятельность в Московской консерватории. Обладая высокой чувствительностью, становится прекрасным педагогом. Помимо педагогической деятельности много и напряженно занимается сочинением музыки, печатается в журналах и газетах в качестве музыкального критика, где поддерживает молодых и талантливых композиторов. Создает балет «Лебединое озеро», цикл «Времена года».

Переломным в жизни Чайковского оказался 1877 год. Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное потрясение, сказалась и перегрузка работой прошедших лет, постоянное переутомление. И в конце года друзья отправляют его за границу на лечение и отдых. И все же только неустанная творческая деятельность выводит композитора из состояния душевного кризиса. Он писал: «Я буквально не могу жить, не работая». Без работы от отдавался своим переживаниям, грусти, был тревожен, не уверен в себе, и только работа, его привычное состояние души и творчество помогло выйти из нервного потрясения. Окончив одно произведение, он сейчас же принимался за другое. Создал великое произведение - оперу «Евгений Онегин» и четвертую симфонию.

В конце 70-х годах Чайковский совершает много поездок за границу, выступает как дирижер в Берлине, Париже, Лондоне, в Америке, Англии. По возвращению становится директором Московского отделения Русского музыкального общества. Новые произведения Чайковского отражают настроение, которое переживает определенная часть русской интеллигенции. Это была эпоха безвременья, политической реакции, когда свобода мнений преследовалась и душилась. Чайковский писал брату: «… в России что-то теперь неладное творится… Я стал живее и больнее осознавать настоящее положение дел у нас в отечестве, и часто испытываю серьезную гражданскую скорбь». Произведения этих лет становятся более драматическими. Они все насыщены огромной любовью к жизни, к человечеству, но многие из них трагичны по замыслу. Личное настроение и переживание Чайковского его высокая чувствительность и боль за судьбу народа определили содержание многих творений: противоречие между страстным порывом к лучшей жизни, к счастью и невозможность их достижения. Но наряду с этим имея изменчивое настроение и умение скрывать свои чувства, он создает такие светлые и лирические произведения как опера «Иоланта», балет «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др.

Последние годы Чайковский живет под Москвой, где продолжает упорную творческую работу. День композитора отличался строгим режимом, от которого он никогда не отступал. Умел ценить время, вырабатывал высокую культуру и дисциплину труда.

16 октября 1893 года Чайковский дирижировал в Петербурге первым исполнителем шестой симфонии, а в ночь с 24 на 25 октября он скоропостижно скончался. Ему было 53 года.




Приложение 2.

Людвиг Ван Бетховен - немецкий композитор.


Людвиг родился в 1770 году в небольшом немецком городе Бонне. Мальчик рос в музыкальной семье, его способности проявились очень рано. Отец взял на себя ответственность обучать сына музыке. Но это был не опытный педагог, нечуткий музыкант, черствый, а порой и жестокий человек. Слава маленького Людвига не давала ему покоя. По семь, восемь часов в день отец заставлял несчастного ребенка заучивать упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью. Он будил сына и сонного, плачущего заставлял играть на клавесине. Им руководило желание продемонстрировать перед своими друзьями, успехи маленького музыканта. Никакие уговоры перепуганной матери не могли помешать этим мучительным ночным урокам. И только яркий талант ребенка, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести такое жестокое обращение и не отпугнуть навсегда от искусства.

В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт, в городе Кельне. Концерты мальчика состоялись и в других городах. Отец, видя, что не может больше ничему научить сына, перестал заниматься с ним, а когда мальчику исполнилось 10 лет, забрал его из школы. Развлечения отца требовали денег, рушилось материальное благополучие семьи. Измученная лишениями и невзгодами, заболела мать Людвига. С двенадцати лет мальчик был вынужден работать. Он поступает в придворную капеллу в качестве органиста.

И только встреча с Кристианом Нефе в 1782 году, спасло мальчика от прозябания. Прекрасный педагог, композитор сразу распознал в ребенке замечательного музыканта, а главное сумел понять своеобразие его таланта. Окрепнув, как композитор и пианист, Бетховен осуществляет свою давнишнюю мечту, - приехал в Вену и встретился с Моцартом. Тот был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой. Но встречам двух музыкантов не суждено было продолжаться. Умерла мать Бетховена, так нежно и преданно им любимая. Юноша был вынужден принять на себя все заботы о семье. Воспитание двух маленьких братьев требовало внимание, заботы, денег. Бетховен стал служить в оперном театре, играя в оркестре, давать бесчисленное количество уроков.

В эти годы у Бетховена складываются взгляды на жизнь, отношение к людям. И когда во Франции свершилось великое событие - революция и была провозглашена свобода, равенство, человеческое братство. Все это нашло в душе Бетховена горячий отклик. Заветам революции он остался верен всю жизнь. Распирающая его энергия и смелые замыслы нашли выход в новых сочинениях, в концертной деятельности. Родной город стал ему тесен. И в 1792 году двадцати двух летний композитор приезжает в Вену. Имя Бетховена скоро получило известность. Сначала он завоевал Вену как пианист, виртуозно овладев техникой своего искусства, покорил слушателей, оставив далеко позади себя всех современных пианистов. Но самое главное признание - это произведения Бетховена. Бурная, стремительная и порывистая музыка «Патетической» и «Лунной» сонат, грандиозная сила и мощь «Героической симфонии» говорили о каких-то новых чувствах, новых замыслах, порою остававшимися еще не понятыми, но потрясавшими и покорявшими слушателей.

Но и сам Бетховен как человек, его внешний облик, его отношение к людям ломали все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он был к тому же слишком небрежно и просто , по понятиям того времени, одет. Все это резко выделяло его среди постоянных посетителей богатых гостиниц. Он не переносил их высокомерного или снисходительного покровительственного отношения к музыке, за которым зачастую скрывались невежество и ограниченность ума.

С детства привыкший к труду, композитор был твердо уверен, что ум и трудолюбие выше знатности и богатства. Однажды, находясь на курорте возле Вены, он стремительно прошел мимо императрицы, едва прикоснувшись к шляпе. Придворное общество принужденно было расступиться и уступить ему дорогу. Его считали нетерпеливым, грубым, вспыльчивым, необузданным, несдержанным человеком.

Но друзья композитора знали и «другого» Бетховена - веселого, отзывчивого. Его голубые глаза лучились добротой и нежностью. «Никто из друзей моих не должен терпеть нужды, пока у меня есть что-нибудь» - говорил он. Но сам при этом часто терпел нужду и лишения. Но ни как не становился придворным музыкантом, безропотно выполняющим приказания и капризы своих хозяев.

Трагедией жизни Бетховена стала его глухота. Тяжелая болезнь заставила его сторониться друзей, сделала его замкнутым, впадающим в депрессию человеком. Первые признаки болезни композитор почувствовал в 26 лет. Упорное лечение не помогло, глухота становилась все сильнее. Бетховеном овладело отчаяние, он готов был расстаться с жизнью. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасли его от трагической смерти. Он понял, что долг перед обществом, перед людьми выше, важнее его личных страданий. Из борьбы со своим недугом композитор вышел еще более сильным. Известны его слова: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила».

В 1802 год стал переломным в творчестве композитора. Приходит зрелость таланта, начинается бурный расцвет творчества. В эти годы им написаны многие из лучших произведений. Требовательный к себе и обладая свойством полной отдачи к своему делу, работе он пишет одно произведение за другим. Это был «героический» период его творчества. Слова, им однажды, относятся ко всем произведениям, написанным в эти годы: «Музыка должна высекать огонь из груди человека». К Бетховену приходит всемирная известность и уважение. Он продолжает совершенствовать свое мастерство, полон энергии, радужных надежд. Лучшие годы жизни!

Но неудачи и огорчения уже приближались. Прошение Бетховена о постоянной работе при оперном театре осталась без ответа. Материальные затруднения с годами становились все ощутимее. Сословные предрассудки общества не давали ему возможность создать семью, мешали его счастью. Графиня Тереза Брунсвик, горячо им любимая, так и не стала его женой. Семья девушки воспротивилась их женитьбе. Бетховен был оскорблен, он глубоко страдал.

Усилившаяся глухота делала его более замкнутым и одиноким, опять срывы и спады настроения, депрессия, все сказывается на самочувствии и творческой работе. Бетховен перестал давать сольные концерты, прекратились его выступления как дирижера, все реже и реже он бывал в обществе. Чтобы облегчить свое общение с людьми он стал пользоваться слуховыми трубками. Это помогало ему также воспринимать музыку. Появились «разговорные» тетради, при помощи которых с ним общались его друзья. Но болезни, нужда, одиночество не смогли сломить волю и мужество этого великого человека. Он пишет грандиознейшее произведение, венец всего творчества - девятую (последнюю) симфонию. И на склоне дней Бетховен остался верен заветам своей юности. В симфонии прослеживается замысел радости, жизни. Это вершина - последний взлет гениальной мысли. Болезнь, нужда становится все сильнее, но он продолжает работать и создавать произведения, которые его современники не понимают из-за сложности и глубокой мысли. Они считают их результатом бреда больного человека.

В последние годы Бетховен страдал тяжелой болезнью почек. Было сделано 4 операции. Но ничто уже не могла помочь. Великий композитор умер ночью в 1827 году в возрасте 57 лет. Около него не было никого из родных. Похороны его превратились в грандиозную манифестацию. Гроб провожала двадцатитысячная толпа. Так еще при жизни композитора его музыка покорила сердца людей.


Приложение 3.


Глазунов Александр Константинович - русский композитор.


Родился 10 августа 1865 года в Петербурге. С детских лет увлекался и занимался музыкой. Первоначальное образование получил у Н. Еленковского, затем занимался с Н. Римским-Корсаковым. Уже в возрасте 16 лет написал первую симфонию. В 23-х летнем возрасте начал свою профессиональную деятельность как дирижер, а затем став профессором преподавал в консерватории. Когда из стен консерватории уволили Римского-Корсакова, Глазунов знак протеста против этого увольнения, против гонения инакомыслящих, в поддержку друга, отказался от педагогической деятельности. Только через 6 лет он возвращается в Петербургскую консерваторию и становится ее директором. Развивает активную гастрольную деятельность в США, Италии, Венгрии, где старается раскрыть и показать красоту русской музыкальной классики.

После Великой Октябрьской революции активно участвует в строительстве советской музыкальной культуры. В 1922 году один из первых в стране получает звание народного артиста республики. В 1928 году выезжает на лечение во Францию, где в последствии и умирает в возрасте 71 года, в 1936 году.

Глазунов был истинно русским композитором, дирижером, педагогом, музыкальным деятелем. Отличался высокой работоспособностью, преодолевал все трудности на своем творческом пути.

В центре его творческой деятельности лежит инструментальная музыка, в которой он воплотил достижения и традиции русской музыкальной классики, народности и патриотизма, синтезировал элементы симфонизма Бородина и Чайковского. Кроме классической музыки он любил и народные мелодии, восхищался народным творчеством и способностью народа создавать высоконравственную и духовную музыку. Воспитываясь на народных традициях создавал произведения в основе которой лежала народная музыка.

Глазунов продолжал развивать деятельность Чайковского в балетной музыке. Произведениям Глазунова, особенно симфониям, свойственны эстетическая сила, жизнеутверждающий характер, эмоциональная уравновешенность, мелодическая содержательность, ясность формы, высокое мастерство.

Характеризовался человеком спокойным, рассудительным, целеустремленным, не любил менять привычки, распорядок дня. Не предавал и не менял друзей, верен был им до конца жизни, твердо отстаивал свои убеждения. В любой серьезной неприятности всегда был рассудителен и спокоен. Великими его произведениями считаются - балет «Барышня-служанка», поэма «Степан Разин», фантазия в народной традиции «Лес», романсы и др.


Приложение 4.

Вольфган Амадей Моцарт - австрийский композитор.


Моцарт родился в 1756 году, в старинном красивом гористом городе Зальцбурге. Отец Моцарта был образованным и серьезным музыкантом. Он служил при дворе князя, играл на скрипке, органе, руководил оркестром, хором, писал музыку, и был превосходным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься. С этого и началось чудесное, похожее на сказку детство Моцарта. В 3 года Вольфган начинает играть на клавесине, с 4-х лет повторяя за старшей сестрой, запоминает маленькие пьесы, и пытается сочинить концерты для клавесина! Обладая, природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, к 6-ти годам маленький музыкант исполняет сложные виртуозные произведения. Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился. За это время незаметно даже для отца, мальчик овладел игрой на скрипке и органе. Он был жизнерадостным, любознательным и веселым ребенком. Отец и его друзья не переставали удивляться такому быстрому развитию мальчика. Отец Моцарта не хотел, чтобы жизнь сына не была такой же тяжелой и однообразной, как его собственная. Ведь не смотря на многолетнюю работу, семья Моцарта вела скромный образ жизни, часто не имея средств расплатиться с долгами. Видя яркий,, щедрый талант своего сына и постоянное творческое горение, отец решает вести мальчика в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир!

Программа Вольфгана поражала своим разнообразием и трудностью, он аккомпанировал, импровизировал певцам, играл незнакомые ему произведения. «Его назвали чудом 18 в.». занимала знатную публику и внешность маленького виртуоза. Мальчик был мал ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжелый расшитый золотом костюм, в парике, он походил на волшебную куклу. Но при этом жизнерадостен, весел, общителен с незнакомыми людьми. Ради забавы слушатели заставляли ребенка играть по клавишам с завязанными платком глазами, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха: определение высоты, тона взятого на любом инструменте или звучащем предмете.

Все это было очень утомительно, концерты длились по 4-5 часов. Несмотря на это , отец продолжал образование своего сын: знакомил с процветающими музыкантами того времени, занимался с ним композицией. В Лондоне Моцарт потом и исполнил свои первые симфонии.

В 10 летнем возрасте Моцарт возвращается домой после путешествия. Но отдых длиться недолго. Отец продолжает готовить его к новым выступлениям. Начались усиленные занятия не только музыкой, но и историей, географией, рисованием, большой интерес вызвала у мальчика арифметика, изучение французского , английского, латинского, итальянского языка, которым в последствии он владел в совершенстве. Все это его интересовало и возбуждало для совершения дальнейшей работы.

А тем временем поступают серьезные заказы на новые произведения - опера «Мнимая пастушка», где Моцарт успешно справился с этим новым для себя жанром. Но золотое время детства закончилось тем, что оперу не пустили на сцену, хотя репетиции прошли успешно. На 12 летнего мальчика начинает накатываться зависть и неблагожелательное отношение музыкантов, он стал для них серьезным соперником и прославленным композитором. Вольфган тяжело переживал свою первую неудачу. Он активно начинает защищать себя, борется за нормальное отношение к себе. Началась его взрослая жизнь. Но чтобы предотвратить большие неприятности, надвигающиеся н7а сына, отец увозит его в Италию. Он снова покоряет своим дарованием, становиться членом Болонской академии, как композитор. С головой уходит в работу, пишет симфонии, оперы и другие музыкальные произведения. Но при этом попытки молодого музыканта найти работу были безуспешны. Его никто не принял в серьез из всесильной знати, настораживала самобытность дарования Моцарта, серьезность и вдумчивость его жизни. Возвращение домой было безрадостным, началась жизнь несбыточных надежд. Моцарт поступает на службу к князю Колоредо, который всячески его унижает. Он с трудом терпит насмешки, но не сдается благодаря своей жизнерадостности и веры в лучшее. С величайшим трудом, получив отпуск, Моцарт едет в Париж с матерью в 22 летнем возрасте. Но и в Париже не нашлось места для композитора. Его попытки устроить концерт или получить заказ на оперу остались без результата. Он жил в скромной гостинице в маленьком номере без средств жизни. Не перенеся лишений, умирает его мать. Моцарт в отчаянии. В этот период он пишет произведения, где отражаются сила и зрелость его таланта.

Ему пришлось возвратиться домой. Унизительное положение слуги делало жизнь Моцарта невыносимой. Граф Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах без своего решения. Чтобы еще больше унизить известного музыканта, он заставляет его обедать вместе со слугами в людской между лакеями и поварами. Продолжаться так больше не могло, и Моцарт подал прошение об отставке. Ему отказали, он опять подал прошение, тогда по приказу князя столкнули с лестницы. Это было последней каплей переполнявшей чашу терпения. Нервное потрясение вызвало болезнь, но и твердое решение жить независимо. Нужда, голод не пугали композитора. Он был полон сил, надежд, освободившийся от оков энергии. Моцарт едет в Вену, где начинается расцвет его таланта. Он пишет оперы: «Дон Жуан», «Волшебная флейта», пишет камерную музыку, квартеты. Выступает с концертами «Счастье мое только началось»,- пишет он отцу.

Счастливо складывается жизнь композитора.

Но яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность и нужда. Выдавая серьезную и глубокую музыку, он отказался от поверхностной и легкой.

Непонятый, он числился как сочинитель танцевальной музыки, за что и получал мизерную плату.

Доверчивый, отзывчивый и добрый, он всегда был готов помочь товарищу, попавшему в беду. Сам же впадал все в большую нужду.

Непрерывная, чрезмерно насыщенная творческая и исполнительская деятельность и вместе с ним лишения и невзгоды быстро подточили силы композитора.

Последним произведением Моцарта был Реквием (покой) - хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый человек, одетый в черное, не хотел назвать своего имени. В последствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину.

Реквием Моцарта вышел за рамки церковного произведения, в музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям. Это произведение стало одним из всемирно известных концертных произведений.

Создание Реквиема отняло у Моцарта последние силы. Он не смог присутствовать на представлении своей последней оперы «Волшебная флейта». С часами в руках, он мысленно следил за развитием действий. Директор театра, по просьбе которого композитор написал эту оперу, забыл заплатить Моцарту.

И он тихо скончался и был похоронен в общей могиле для бедняков. Так печально закончилась жизнь великого австрийского композитора, который прожил всего 36 лет.


Приложение 5.

Л. Бетховен «Соната №14».

В 1801 году Бетховен написал одно из величайших своих фортепиановых произведений и вообще одно из лучших сочинений мировой фортепиановой литературы - «Лунную сонату». Она посвящена Джульетте Гвиччарди - молодой итальянке, вызвавшей первую глубокую любовь композитора, но и столь же большое разочарование.

Очень скоро Джульетта изменила своим чувствам к Бетховену и предпочла ему ничтожного человека и бездарного композитора графа Галленберга.

6 октября 1802 года датирован трагический документ жизни Бетховена - известное «Гейлигенштадтское завещание», в котором отчаяние, овладевшее композитором при мысли об утрате слуха, слилось с мучительной болью обманутого сердца. Таким же трагическим, но уже художественным документом является и «Лунная соната».

Название дано сонате отнюдь не композитором. Это поэт Людвиг Рельштаб ее первую часть с пейзажем Фирвальштедского озера в лунную ночь. Антон Рубинштейн горячо возмущался этим поверхностным «пейзажем» сравнением. «Лунный свет,- писал он,- требует в музыкальном изобретении чего-то мечтательного, меланхолического, задумчивого, мирного, вообще нежно святящегося. Первая же часть сонаты ciss-moll трагическая с первой до последней ноты (…), последняя часть бурная, страстная и, следовательно, выражающая нечто совершенно противоположное кроткому свету».

Называя эту сонату «мрачной и пламенной», Ромен Роллан говорил, что в ней «видно больше страдания и гнева, чем любви».прав был и Б.Астафьев, отмечая, что «глубокая сердечность, присущая описываемой сонате, делает ее одной любимейших и доступнейших. Трудно не поддаваться воздействию столь искренней музыки - выразительницы непосредственного чувства». Да, именно в глубоком реализме, в правде ярких переживаний - источник вдохновенности бетховенского шедевра.

Соната фа минор Бетховена, часто называемая «сонатой-Аппассионатой», принадлежит к числу величайших созданий человеческого гения. Она была сочинена в 1804 году, но закончена лишь в 1806 году. Сам Бетховен, по свидетельству К.Черни, считал ее лучшей из своих сонат. Эта оценка разделялась многими музыкантами, художниками и со временем стала общепризнательной. Нет человека который не поддался бы силе эмоционального воздействия этой сонаты. Ее высока героика, ее несравненный драматизм, проникнутый духом страстной, беззаветной борьбы, захватывали не одно поколение людей. «Аппассионата» была любимым произведением В.И.Ленина. Слушая ее однажды в Москве, Ленин сказал: «Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди».

Бетховен не оставил никакой развернутой программы своей сонаты. Единственно, что было замечено им по поводу ее содержания, заключалось, а следующем: «Прочтите «Бурю»Шекспира». Трудно сказать с полной уверенностью, что именно имел в виду Бетховен своим сравнением; скорее всего он хотел подчеркнуть борьбу стихии и человеческой воли, могущество сил природы и покорения этих сил человеком.



Приложение 6.


Инструкционно-рабочая карта урока для студента.


Тема : «Темперамент и творчество личности».


  1. Вопросы для изучения:


  • Биография П.И.Чайковского и его музыкальные произведения.

  • Биография В.А. Моцарта и его музыкальное творчество.

  • Биография А. Глазунова и его музыкальные произведения.

  • Биография Л.В. Бетховена и его произведения.


  1. Задания по работе с изучаемым материалом (каждый студент должен, прослушивая биографию композиторов, выписать характерные черты его темперамента. Прослушав музыкальные произведения, записать характерные черты, проявляющиеся в музыкальных произведениях и на основе этого определить, какой же тип темперамента у композитора).


Чайковский П.И.

Моцарт В.А.

Глазунов А

Бетховен Л.В.

Биография




Музыкальное

творчество




Определение

темперамента



Приложение 7.


Характеристика каждого типа темперамента

  • Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость (все падает из рук). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

  • Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

  • Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказываться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

  • Меланхолик - человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, "стресс кролика", поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.д.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности ( требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.


© 2010-2022