Статья Проблемы организации семейного чтения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.Н.Брянцева

Проблемы организации семейного чтения

На протяжении многих лет педагоги решают вопрос: как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу? Как добиться того, чтобы ребенок отказался от просмотра телевизора, а предпочтение отдал книге?

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.

Многих учителей, да и родителей тоже, беспокоит то, что дети не любят читать. Мы все знаем, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Но как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

В современном мире у детей меняется отношение к чтению. Для чтения детей сейчас стало характерно:

  • постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;

  • сокращение чтения в свободное время;

  • изменение характера чтения;

  • преобладание "делового" чтения над "свободным";

  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное, организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития.

В гимназии работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Особенно сейчас, когда начальная школа перешла на обучение по новому федеральному образовательному стандарту, возможностей для этого стало больше. Посещение различных кружков в рамках внеурочной деятельности, группы продлённого дня, которая работает в начальной школе, предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста.

Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием информационно-коммуникационных технологий мы проводим интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомим детей с писателями и их произведениями и т.д. С использованием мультимедийных технологий на основе телевизионных игр "Звёздный час", "Своя игра", "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", созданы игры-занятия, которые способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге. Они могут быть использованы на уроках и во внеурочное время.

Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей, о воспитании интереса к книге не стоит забывать о среде, которая существенно влияет на весь процесс формирования личности учащегося, и в первую очередь, о семье, в которой ребенок растет. Ведь именно семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры. Семья - это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской.
Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет педагогу обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей - основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда педагог и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это всегда приносит положительные результаты.

© 2010-2022