- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Понятие о толерантности»
Классный час «Понятие о толерантности»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Банникова О.А. |
Дата | 16.05.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Классный час «Понятие о толерантности»
Подготовил учитель русского языка и литературы Банникова Оксана Александрова МОУ «Гимназия № 58» г.Саратов
Эпиграф на доске: Теперь , когда мы научились
летать по воздуху ,как птицы,
Плавать под водой , как рыбы,
Нам не хватает только одного :
Научиться жить на земле , как люди.
Б.Шоу.
Цели: 1.Развитие способности к познанию себя и других людей.
2.Помочь осмыслить проблему различия людей.
3.Показать основные критерии, по которым различаются люди в обществе.
4.Освоить навыки работы в группе.
Задачи:
-
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
-
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
-
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
Предварительная подготовка: листы ватмана, маркеры, пазл , повязка на глаза, кепка, эмблема «цветка толерантности».
Вводное слово учителя.
Добрый день, ребята, мои дорогие восьмиклассники! Сегодня мы поговорим о толерантности. Но сначала мне хотелось бы провести небольшую проверку на внимание.
Разминка «Ванька-встанька». На первоначальном этапе разминки ведущий просит поднять руку тех, кто обладает определенными внешними признаками, например:
- кто сегодня в одежде белого цвета,
-у кого светлые волосы,
- у кого карие глаза,
- кто любит сидеть в «Контакте»,
-кто влюблён.
Первый этап. Работа в группах «Чем различаемся мы?»
Задание: попробуйте перечислить те признаки, по которым могут различаться люди.
Второй этап. Общий «мозговой штурм». Сведение признаков, по которым различаются люди. Задача учителя помочь ребятам укрупнить критерии и их конкретизировать.
Например:
-
Цвет глаз (карий, зеленый, серый);
-
Раса («черный», «желтый», «белый»);
-
Одежда (опрятная, неопрятная, модная)
-
Бедность, богатство (состоятельный/не состоятельный)
-
Больной, здоровый, человек с ограниченными возможностями.
Из-за каких признаков люди могут преследоваться другими людьми? Почему? К чему это может привести?
Для того чтобы избежать конфликтов , которые могут привести к войне, была принята Декларация принципов толерантности , утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Как вы понимаете значение слова «толерантность»?.
Просмотр презентации.
Слово "толерантность" имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
-
в английском - готовность быть терпимым;
-
во французском - отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
-
в китайском - быть по отношению к другим великолепным;
-
в арабском - милосердие, терпение, сострадание;
-
в русском - умение принять другого таким, какой он есть.
Давайте попробуем сформулировать основные принципы толерантности и заполним эмблему «цветок толерантности.
Как вы думаете , легко ли быть толерантным человеком? Почему?
Введение понятия «интолерантная личность».
Просмотр презентации
Беседа по вопросам.
-
Есть ли у вас качества из интолерантной личности?
-
К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?
-
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим?
-
Как вы себя чувствовали в той ситуации?
-
Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?
Посмотрите ещё раз на эти характеристики.
Толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
Интолерантный путь - это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Об этом уже давно сказали выдающиеся мыслители прошлого.
Как же справиться со своей нетерпимостью к некоторым школьным предметам, некоторым школьникам, близким, окружающим?
Методика-(Дерево проблем)
Работа в группах.
На доске образец «Дерева проблем», на партах ватманы, маркеры.
1. Давайте попытаемся изобразить в корнях дерева причины проблем нетерпимого отношения друг к другу в нашем классе. (Почему?)
2. В кроне дерева попытаемся предложить решение проблем.
(Что делать, чтобы проблему решить?)
Итоговая рефлексия
Учащиеся выполняют задания в группах.
-
Собрать пазл , не зная общего вида картинки.
-
Нарисовать собственные эмблемы толерантности.
-
Обыграть ситуации:
1.Нужно покрасить забор 2 рабочим , но один из них слепой.
2.2 подруги (пара влюбленных) спешат на самолет, опаздывают. По дороге встречают человека другой национальности, которому срочно нужна медицинская помощь .Один является толерантной личностью , а другой интолерантной. Кто победит?
Подведение итогов. Что же такое толерантность?.
Толерантности нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, быть выносливыми, слушать замечания, пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибок.
Литература.
-
Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
-
« 50 сценариев классных часов ». М.:Центр «Педагогический поиск», 2000.
-
« Тесты для подростков».М.: АСТ-Пресс книга, 2005.
-
«Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы». М.:ВАКО, 2006.