Классный час «Понятие о толерантности»

Разработка классного часа для учащихся 8 класса . Учащиеся знакомятся с понятием толерантности , узнают составляющие  данного понятия, выделяют черты толерантного человека.  Теоретический материал сопровождается  презентацией и практическими заданиями.Цель классного часа -не только познакомить учащихся  с нормами поведения в обществе , но и на практике  показать необходимость толерантного поведения, постараться найти компромисс между  конфликтующими учениками. Учащиеся самостоятельно делают диаг...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Понятие о толерантности»


Подготовил учитель русского языка и литературы Банникова Оксана Александрова МОУ «Гимназия № 58» г.Саратов

Эпиграф на доске: Теперь , когда мы научились

летать по воздуху ,как птицы,

Плавать под водой , как рыбы,

Нам не хватает только одного :

Научиться жить на земле , как люди.

Б.Шоу.

Цели: 1.Развитие способности к познанию себя и других людей.

2.Помочь осмыслить проблему различия людей.

3.Показать основные критерии, по которым различаются люди в обществе.

4.Освоить навыки работы в группе.

Задачи:

  • развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

  • содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

  • формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

Предварительная подготовка: листы ватмана, маркеры, пазл , повязка на глаза, кепка, эмблема «цветка толерантности».

Вводное слово учителя.

Добрый день, ребята, мои дорогие восьмиклассники! Сегодня мы поговорим о толерантности. Но сначала мне хотелось бы провести небольшую проверку на внимание.

Разминка «Ванька-встанька». На первоначальном этапе разминки ведущий просит поднять руку тех, кто обладает определенными внешними признаками, например:

- кто сегодня в одежде белого цвета,

-у кого светлые волосы,

- у кого карие глаза,

- кто любит сидеть в «Контакте»,

-кто влюблён.

Первый этап. Работа в группах «Чем различаемся мы?»

Задание: попробуйте перечислить те признаки, по которым могут различаться люди.

Второй этап. Общий «мозговой штурм». Сведение признаков, по которым различаются люди. Задача учителя помочь ребятам укрупнить критерии и их конкретизировать.

Например:

  • Цвет глаз (карий, зеленый, серый);

  • Раса («черный», «желтый», «белый»);

  • Одежда (опрятная, неопрятная, модная)

  • Бедность, богатство (состоятельный/не состоятельный)

  • Больной, здоровый, человек с ограниченными возможностями.

Из-за каких признаков люди могут преследоваться другими людьми? Почему? К чему это может привести?

Для того чтобы избежать конфликтов , которые могут привести к войне, была принята Декларация принципов толерантности , утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Как вы понимаете значение слова «толерантность»?.

Просмотр презентации.

Слово "толерантность" имеет почти одинаковый смысл в различных языках:

  • в английском - готовность быть терпимым;

  • во французском - отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

  • в китайском - быть по отношению к другим великолепным;

  • в арабском - милосердие, терпение, сострадание;

  • в русском - умение принять другого таким, какой он есть.

Давайте попробуем сформулировать основные принципы толерантности и заполним эмблему «цветок толерантности.

Как вы думаете , легко ли быть толерантным человеком? Почему?

Введение понятия «интолерантная личность».

Просмотр презентации

Беседа по вопросам.

  1. Есть ли у вас качества из интолерантной личности?

  2. К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?

  3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим?

  4. Как вы себя чувствовали в той ситуации?

  5. Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?

Посмотрите ещё раз на эти характеристики.

Толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Интолерантный путь - это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Об этом уже давно сказали выдающиеся мыслители прошлого.

Как же справиться со своей нетерпимостью к некоторым школьным предметам, некоторым школьникам, близким, окружающим?

Методика-(Дерево проблем)

Работа в группах.

На доске образец «Дерева проблем», на партах ватманы, маркеры.

1. Давайте попытаемся изобразить в корнях дерева причины проблем нетерпимого отношения друг к другу в нашем классе. (Почему?)

2. В кроне дерева попытаемся предложить решение проблем.

(Что делать, чтобы проблему решить?)

Итоговая рефлексия

Учащиеся выполняют задания в группах.


  • Собрать пазл , не зная общего вида картинки.

  • Нарисовать собственные эмблемы толерантности.

  • Обыграть ситуации:

1.Нужно покрасить забор 2 рабочим , но один из них слепой.

2.2 подруги (пара влюбленных) спешат на самолет, опаздывают. По дороге встречают человека другой национальности, которому срочно нужна медицинская помощь .Один является толерантной личностью , а другой интолерантной. Кто победит?

Подведение итогов. Что же такое толерантность?.

Толерантности нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, быть выносливыми, слушать замечания, пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибок.

Литература.

  1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.

  2. « 50 сценариев классных часов ». М.:Центр «Педагогический поиск», 2000.

  3. « Тесты для подростков».М.: АСТ-Пресс книга, 2005.

  4. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы». М.:ВАКО, 2006.



© 2010-2022