- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка Круглый стол «Выжить вопреки…»
Методическая разработка Круглый стол «Выжить вопреки…»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пашкова Т.А. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
Круглый стол «Выжить вопреки…»
Цель: формирование патриотических чувств и сознания российской молодежи, гордости за историческое прошлое, развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи:
-
утверждение в сознании и чувствах молодежи социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений,
-
привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания исторической памяти Отечества;
-
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Участники: учащиеся и студенты образовательных учреждений Республики Хакасия.
Эксперты:
-
Минор Олеся Вячеславовна. Преподаватель ГБОУ РХ СПО «Хакасский политехнический колледж», кандидат исторических наук
-
Беккер Виктор Яковлевич, доцент кафедры истории России ФГОУ ВПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, кандидат исторических наук
-
Лушников Валерий Иванович, заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», кандидат педагогических наук
-
Максимов Сергей Олегович, президент Городского Союза детей и подростков «Дружба-Ынархас»
Условия и оборудование: зал, мобильные стулья и столы, ноутбуки, медиапроектор, компьютерная презентация, доска, бейджики.
Форма проведения: круглый стол
Этапы проведения, их задачи и время реализации:
-
Предварительная подготовка. Участникам за две недели была сообщена тема круглого стола.
Задача: вспомнить исторические события блокады Ленинграда, сформировать мнение по теме
-
Круглый стол:
-
Знакомство участников
-
Задача: определение правил и регламента круглого стола
Время: 5 минут
2.2 Выступления по теме участников
Время: 3-5 мин
2.3 Обмен мнениями в форме круглого стола. Высказывание экспертов
Время: 30-40 мин
2.4 Практическое задание. Составление перечня мероприятий посвященных Дню Победы
Время: 5-10 мин
2.5 Подведение итогов
Задача: рефлексия участников
Время: 5 мин
Круглый стол
Этап 1.
Участники рассаживаются за столы.
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые участники круглого стола «Выжить вопреки…» Мы приветствуем вас на нашем мероприятии, посвященном 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Это важнейшее событие в жизни не только России, но и всего прогрессивного человечества. Ленинградская блокада навсегда вошла в историю нашей страны. Она стала ее символом, событием, являющемся для народа примером стойкости духа, источником силы. Фактически у стен Ленинграда решалась судьба нашего государства. Мы собрались для того, чтобы поразмышлять в своем кругу о роли Ленинграда, об исторической памяти и тех современных проблемах, которые вытекают из этого факта.
Ведущий 2: Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.
900 - дневная защита осажденного города - это легендарная повесть мужества и героизма, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Ленинградцы до конца остались верными родине. Город-герой - вот имя, которое благодарно присвоил Ленинграду советский народ.
Ведущий 1: Позвольте открыть круглый стол
Ведущий 2: Хотелось бы представить наших уважаемых экспертов:
-
Минор Олеся Вячеславовна. Преподаватель ГБОУ РХ СПО «Хакасский политехнический колледж», кандидат исторических наук
-
Беккер Виктор Яковлевич, доцент кафедры истории России ФГОУ ВПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, кандидат исторических наук
-
Лушников Валерий Иванович, заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», кандидат педагогических наук
-
Максимов Сергей Олегович, президент Городского Союза детей и подростков «Дружба-Ынархас»
Ведущий 1: наша встреча пройдет в форме круглого стола. Напоминаю, что круглый стол предполагает заслушивание выступлений и их активное обсуждение всеми участниками. Предлагается следующий регламент работы: выступление - 3-5 мин. Затем обсуждение.
Ведущий 2: по завершению работы круглого стола мы подводим итоги и принимаем резолюцию. Вы согласны с предложенным регламентом?
Ведущий 1: из-за серьезности проблемы, которую сегодня будем обсуждать, невозможно подробно раскрыть сложнейшую историческую, политическую и экономическую обстановку предвоенных лет и начала войны.
Этап 2.
Обсуждение вопросов круглого стола
Ведущий 1: Приступая к обсуждению темы, давайте вспомним официальное понятие Блокады Ленинграда
Ведущий 2: Блокада Ленинграда - военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), длившаяся с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) - 872 дня.
Ведущий 1: существует несколько ключевых вопросов связанных с блокадой Ленинграда:
-
Была ли блокада?
-
Проблема голода
-
Какая была численность населения в осажденном городе
-
Роль «дороги жизни»
-
Кировский завод
-
Почему Сталин позволил быть блокаде?
Ведущий 2: Приступаем к работе круглого стола. Слово предоставляется Фабричкий Марии с проблемой - Почему для блокады был выбран именно Ленинград?
Ведущий 1: Предлагаем обсудить данную проблемы. Слово предоставляется экспертам.
(обсуждение проблемы)
Ведущий 2: Самой актуальной темой по заявкам стала роль «дороги жизни» в жизни осажденного города. Разрешите предоставить слово Сараевой Наталье с выступлением - «Дорога жизни»: водители и дорожники. О том насколько было оправдано название «дорога жизни» нам расскажет Сычев Алексей. Этой проблеме также посвящены размышления Анжигановой Марии и Беляева Валерия.
(выступление участников круглого стола)
Ведущий 1: Слово для обсуждения данной проблемы предоставляется экспертам и участникам круглого стола
(обсуждение)
Ведущий 2: Одной из сложнейших и неоднозначных проблем блокадного города была проблема детей, их вклад в освобождение Ленинграда. По квартирам, дворам шныряли мальчишки и девчонки - собирали пустые бутылки. Целыми мешками относили их к военкоматам, отвозили на тележках. Оттуда бутылки отправляли на заводы, где, наполненные горючей смесью, они превратились в грозное оружие против танков. Более миллиона бутылок собрали тогда ленинградские школьники.
Ведущий 1: Предлагаем прослушать размышления по данной проблеме Барашковой Дианы и Алексенко Светланы.
Ведущий 2: Слово для обсуждения данной проблемы предоставляется экспертам и участникам круглого стола
(обсуждение)
Ведущий 1: Внешний враг был всем известен - это германский фашизм. Но самым страшным внутренним врагом каждого жителя блокадного Ленинграда был голод.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь
(Ольга Бергольц)
Ведущий 2: слово предоставляется Долгополову Евгению.
Ведущий 1: Слово для обсуждения данной проблемы предоставляется экспертам и участникам круглого стола
(обсуждение)
Ведущий 2: среди проблем блокадного Ленинграда особое место занимает работа Кировского завода. Находясь в 3 км от линии огня, он продолжал работать. Враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день! Чем это можно объяснить?
Ведущий 1: Слово для обсуждения данной проблемы предоставляется экспертам и участникам круглого стола
(обсуждение)
Ведущий 2: Героизма Ленинграда трудно переоценить. О роли Ленинграда и ленинградцев в войне расскажет Ушакова Татьяна.
Ведущий 1: Ленинград находится более чем в 4 тыс. км от Хакасии, но многие жители республики принимали непосредственное участие в судьбах ленинградцев и выражалось это не только в защите города и его освобождении, но и в прямой помощи эвакуированным жителям. На территории поселка Таштып был открыт детский дом, воспитанниками которого были дети, эвакуированные из Ленинграда. Предоставляется слово Чаптыковой Марии.
Ведущий 2: Слово для обсуждения данной проблемы предоставляется экспертам и участникам круглого стола
(обсуждение)
Ведущий 1: в последнее время мы все чаще сталкиваемся с попытками фальсифицировать историю, реабилитировать фашизм, нацизм, нормой становится уничтожение памятников, посвященных Великой Отечественной войне! На фоне этих событий современная российская молодежь должна сделать все возможное для того, чтобы сохранить и защитить историю Великой Победы.
Ведущий 2: Выживший Ленинград сегодня отмечает 70 лет со дня снятия блокады. Эту дату воспринимают не как праздник города, а как праздник всей страны, всех тех российских регионов, которые в годы фашистского натиска протянули ленинградцам руку помощи, т е и нашей Хакасии.
Этап 3.
Рефлексия
Ведущий 1: Какие выводы вы для себя сделали, став участниками круглого стола? Была ли тема круглого стола актуальной?
(ответы участников:
-
Обмен мнениями был очень полезен,
-
Понравились конкретные примеры мероприятий, которые продемонстрировали участники,
-
Возникла идея провести аналогичный круглый стол с педагогами)
Ведущий 2: В заключение работы круглого стола нам необходимо принять резолюцию. Ваши предложения?
Предлагаемые рекомендации:
-
Признать работу круглого стола состоявшейся
-
Максимально использовать работу музеев, библиотек для доведения до молодежи правды о героизме нашего народа в период блокады
-
Продолжить работу по темам предоставленных исследований и пропагандировать изучение героических страниц истории Отечества
-
Продолжить формирование в общественном сознании молодежи нетерпимости к фактам фальсификации правды о войне
Ведущий 1: Вам нужно знать нашу историю, историю Великой Отечественной войны, чтобы самостоятельно уметь отличать правду от лжи, цель которой уменьшить значимость наших побед и обесценить их значение.
Ведущий 2: Виктор Некрасов создал прекрасный «литературный» памятник солдатам - победителям. Он говорит: «Разве мины удержали немцев? Разве дзоты? Черта с два! Их удержали вон тот Ванька и Петька из окопа». И ради этих Ваньки и Петьки, ради их внуков и правнуков мы не должны забывать город, имя которому Ленинград!
Приложение.
Резолюция Круглого стола «Выжить вопреки…», посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда
О блокаде Ленинграда знают и помнят во всех уголках земного шара. В блокаде оказалось 3 миллиона человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю. По плану Гитлера, города не должно быть на карте мира. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.
Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.
Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великов Отечественной войны. Это легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.
Мы, участники круглого стола, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда, заявляем о необходимости:
-
Максимально использовать возможности музеев и библиотек для освещения героизма нашего народа в период блокады.
-
Продолжить работу по темам предоставленных исследований и пропагандировать изучение героических страниц истории Отечества
-
Формировать в общественном сознании нетерпимость к фактам фальсификации правды о Великой Отечественной войне.
-
Всем молодежным объединениям Республики Хакасия включиться в работу по достойной встречи 70-летия Победы в Великой Отечественной войне
Вам нужно знать нашу историю, историю Великой Отечественной войны, чтобы самостоятельно уметь отличать правду от лжи, от той лжи, цель, которой - уменьшить величину наших побед и обесценить их значение.
Виктор Некрасов создал прекрасный «литературный» памятник солдатам - победителям. Он говорит: «Разве мины удержали немцев? Разве дзоты? Черта с два! Их удержали вон тот Ванька и Петька из окопа». И ради этих Ваньки и Петьки, ради их внуков и правнуков мы не должны забывать город, имя которому Ленинград!
Принято единогласно.