Конспект разработка библиотечный урок Структура книгиРекомендовано учащимся 3 классов

Конспект разработка библиотечный урок "Структура книги"Рекомендовано учащимся 3 классов Цель урока: познакомить детей с основными элементами книги; дать понятия «титульный лист», «обложка», «аннотация», «содержание», «иллюстрация»; привить навыки самостоятельного выбора книг с помощью полученных знаний. Задачи: Отличать друг от друга структурные элементы книги.Развивать: культуру чтения,  внимание Воспитывать: любовь к книге и чтению и бережное обращение с книгой.
Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотечный урок «Структура книги»

Для учащихся 3 класса


Цель урока: познакомить детей с основными элементами книги; дать понятия «титульный лист», «обложка», «аннотация», «содержание», «иллюстрация»; привить навыки самостоятельного выбора книг с помощью полученных знаний.

Задачи:

Отличать друг от друга структурные элементы книги.

Развивать: культуру чтения, внимание

Воспитывать: любовь к книге и чтению и бережное обращение с книгой.

Оборудование: мультимедийное оборудование, выставка наиболее интересных художественных книг, ученикам дать задание принести свою любимую книгу,

раздаточный материал- задание.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами библиотечный урок. О чем мы будем сегодня говорить? Я думаю, отгадав загадку, вы сможете мне ответить:

Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а разговаривает?

- Правильно. Это книга

А какие ваши любимые книги, о чем они?

Сл.1 Когда вы берёте в руки книгу, то не сразу начинаете её читать, а бегло перелистываете страницы, рассматриваете картинки, решая: читать или нет?

Что же помогает довольно быстро определить, о чем книга, каков её характер, на кого она рассчитана?

Сл.2 Помогает в этом сама книга, все её элементы: обложка, титул, иллюстрации, оглавление и др.

И так, давайте рассмотрим на примере ваших книг, как она устроена.

Каждая книга, ребята обязательно одета в обложку. «Встречают по одёжке…» - гласит русская пословица. В полной мере это относится и к «одёжке» книги - переплёту или обложке.

Сл.3 Обложка бывает мягкой, бумажной, а бывает твёрдой - тогда её называют переплётом Переплёт обнимает текст книги двумя корками с корешком посередине. На корешке обычно пишется фамилия автора и название книги. На лицевой стороне переплёта обязательно ставится название книги, фамилия автора, иногда название издательства. В старину переплёты делались из кожи, которая украшалась тиснённым рисунком с золотом

Сл.4 Для особо ценных книг на переплёте укреплялись металлические застёжки.

Некоторые книги по краям обрамлялись уголками, вырезанными из металла. Богатые владельцы украшали переплёты драгоценными камнями, золотом.

Сл.5 Обложка и переплёт, являясь внешним защитным устройством для книги, одновременно помогают отысканию данной книги среди других.

Сл.6 На обложке пишется название книги, фамилия автора, серия, иногда - издательство. Всем знакомо слово «супер», а пришло оно к нам из латинского языка и означает «сверху». Некоторые книги имеют суперобложку, которая одевается поверх переплёта Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждний, а также служит её украшением, являясь элементом книжного оформления и рекламы книги. Чаще всего суперобложки встречаются на очень дорогих или подарочных изданиях

- А теперь, скажите, что мы видим внутри обложки? - Правильно листы.

- Следующий элемент книги вам уже давно знаком - это страница - одна из сторон листа бумаги в книге. Страниц бывает в книге мало или много. Когда их мало, они похожи на тетрадку и называются "брошюрой". А когда их много, эти маленькие тонкие тетрадки скрепляются вместе - получается книга

Сл.7 Титульный лист или заглавный. Его называют лицом книги. Здесь сообщено всё самое главное о книге. Автор книги, название, издательство, город, в котором была издана книга, год издания. Художник, который сделал иллюстрации.

Титул - это лист бумаги, первая страница книги. Титульный лист даёт очень много сведений о книге. Это как бы паспорт книги. Поэтому очень важно уметь читать титул.

Сл.8 Обложка, титул дали нам много сведений о характере книги, но далеко ещё не раскрыли её содержание, не сказали, о чём именно говорится в книге. А что еще есть в книге? Рисунки в книге занимают очень важное место и называются они - иллюстрации.

Они изображают наиболее интересные и важные события, которые описывает автор. По иллюстрации можно понять: смешная или грустная книга, про хорошего или плохого человека, о нашем времени или о далеком прошлом.

Сл.9 Важно обратить внимание и на обратную сторону титульного листа, где может быть помещена аннотация. В аннотации раскрывается содержание книги, говорится об авторе. Она помогает выбрать книгу, решить: хочешь ли ты её прочитать.

Сл.10 Иногда в книге перед основным текстом есть предисловие. Предисловие помогает не только выбрать книгу, но и лучше понять её. Иногда предисловие пишет сам автор, иногда другие писали писатели или критики

Сл.11 Многое о незнакомой книге могут рассказать и оглавления. Это перечень глав или содержание (перечень всех произведений).

Сл.12 Это ещё один источник знакомства с книгой. Особенно важно оглавление или содержание, если в книге нет аннотации или предисловия. Название глав подскажет, ту ли книгу вы хотите взять.

Сл.13 А теперь давайте повторим, из чего состоит книга?

Обложка

Титульный лист

Предисловие

Содержание

Иллюстрация

«Физ. Минутка» : кукла и стойкий оловянный солдатик.

Поиграем в сказку: Расположитесь так, чтобы вокруг вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат из сказки Г. Х. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик". Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели и не двигайтесь, стоя на одной ноге. А теперь, наклонитесь и расставьте руки так, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося. Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной и т.д.

- Скажите, что нужно сделать, чтобы книги дольше жили

Ответы детей: за ними нужно ухаживать, оберегать от пыли, грязи, всегда держать на полке и в обложке, пользоваться закладками, беречь.

.

  • Нельзя перегибать листы.

  • Нельзя загибать книжные страницы.

  • Нельзя закладывать в книги карандаши.

  • Нельзя писать и рисовать в книгах.

  • Нельзя брать книги грязными руками.

  • Нельзя читать книги во время еды.

  • Нельзя читать книги на солнце.

. Думаю, что вы все были очень внимательны. Так ли это?

Давайте проверим.

Задание:

Найди определение к каждому элементу книги, соединив их прямыми линиями. Используй для этого цветные карандаши.


Оглавление (содержание)


плотное покрытие книги картоном, обтянутым тканью, бумагой и т.д. Они не только защищают книгу, но и сообщаю общие сведения о ней. В настоящее время часто бывают не из картона, а из плотной бумаги.

Титульный лист

это первый лист книг, содержащий основные сведения о ней: издательство; название серии; инициалы и фамилию автора; заглавие издания; сведения о переиздании (при наличии их); место и год выпуска книги.


Предисловие

это рисунок, фотография, чертеж, если книга про то, как сделать что-нибудь своими руками, или про то, как устроена машина, прибор. Книгу с …………… читать интереснее, потому что легче представить себе то, о чем рассказывает автор.

Обложка или переплёт

это обязательный элемент аппарата книги, представляющий собой перечень заголовков публикуемой книги с указанием страниц, на которых начинаются ее соответствующие подразделы.

Иллюстрация

помогает читателю познакомиться с особенностями данной книги, ее автором, историей создания, а также - почему предпринято издание данной книги. Его могут написать автор книги, редактор или признанный специалист в той области, которой посвящена книга

Конспект разработка библиотечный урок Структура книгиРекомендовано учащимся 3 классов









Сл.14 Проверим, правильно ли вы поставили стрелки

Сл15 Игра угадайка (Около каждой загадки стоят цифры-ссылки.Ответы)

У Алёнушки - сестрицы унесли братишку птицы. Высоко они летят, далеко они глядят.

Был друг у Ивана немного горбатым, но сделал счастливым его и богатым

Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, и светло в ночи, как днём

Уплетая калачи, ехал парень на печи, прокатился по деревне и женился на царевне.

Бабусю знает целый свет, ей от роду лишь триста лет. Там на неведомых дорожках дом её на курьих ножках

Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал её кто-то. Кто-то простившись с зелёною кожей сделался мигом красивой, пригожей

Сл17. Назовите фамилию Дениски из книги «Денискины рассказы»

Драгунский, Кораблёв, Слонов, Шестаков

Сл.18 Одного из героев книги зовут Борис Сергеевич. Это:

папа Дениски, учитель физкультуры, учитель пения, сосед Дениски

Как называется рассказ, в котором Денис и Мишка поют

«Где это видано»

Сл.19 В какой цвет была выкрашена Алёнка?

красный, жёлтый, синий, коричневый

Как называется этот рассказ? Сверху вниз наискосок

Сл.20 Ради какого приза Дениске нужно было срочно поправиться на полкило?

билета в цирк, подписки на журнал «Мурзилка», детской энциклопедии

Сл.21 Какая пословица является названием рассказа В.Драгунского?

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Ум хорошо, а два лучше.

Тайное всегда становится явным.

Гусь свинье не товарищ.

Сл.22 Какой рассказ Николая Носова начинается со слов: один раз мы с Мишкой шли в игрушечном магазине и увидели замечательную игрушку:

затейники, телефон, автомобиль

Сл.23 Из какого рассказа можно узнать рецепт приготовления каши?

весёлая каша, Мишкина каша, манная каша, каша убежала

Сл.24 Как называется этот рассказ?

Бобик в гостях у Барбоса.

Огородники.

- Что вы узнали сегодня? Чему научились?



Использованная литература:

  1. Использованные источники:

  2. Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование.- 1988.- №6.- с. 11-47

  3. Петровский М. Книги нашего детства.- М.: Книга, 1986.- 288с.

  4. Рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю.- М., 1987.- 145с.

  5. Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку.-М.: Книга, 1987.- 255с.

  6. biblio.ep.perm.ru/lesson.html

  7. festival.1september.ru/articles/592820/

  8. festival.1september.ru/articles/628953/

  9. aforism.su

  10. lgroutes.com/femous/Scientific/Regiomontanus.htm

  11. bibliotekar-chitalka.blogspot.ru/p/blog-page.html

© 2010-2022