Статья. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коваленко Наталья Леонтьевна

Учитель истории и обществознания

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Работа с историческими источниками как этап познавательной активности учащихся

Самостоятельная исследовательская практика учащихся рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей и повышения качества образования. При этом знание даётся не как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом, работы с документами, другими жизненными источниками.

Работа с документом даёт большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроках, целевые установки в этом случае направлены на:

- формирование у учащихся системы научных знаний и развитие способов человеческой деятельности на основе исследовательской работы;

- оказание помощи учащимся в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

- содействие в формировании у ребенка Я- Концепции, развитие творческих способностей.

Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создавая особый эмоциональный фон. Учебники истории дают позицию автора, и ученику остаётся только согласиться с мнением авторов учебника, не особенно вникая в их суть. Чтобы устранить эти недостатки и предложить ученику самому мыслить, понять исторические события, необходимо привлечь ученика к исследовательской работе.

Работа с историческими источниками способствует углублению и конкретизации знаний школьников, активизации процессов их мышления и воображения в силу необходимости реконструировать минувшее. Возможность непосредственно познакомиться с присущим историческим памятникам языкам, символикой, знаменательными событиями прошлого имеет большое значение для пробуждения интереса учащихся к истории.

Работа с документом предполагает добывание факторов, которые обычно не лежал на поверхности. Из текстов их приходится извлекать, осуществляя сложные мыслительные операции. При этом документы весьма разнообразны, и их анализ включает в себя элементы творческой деятельности. Надо обратить внимание на то, что автор документа, как правило, современник, описывающий событие.

Так, проводя урок по отмене крепостного права и, затем, говоря о подъёме выступлений народа, привожу документ «Из письма Н.А. Крылова», очевидца восстания (Автор - управляющий имением помещицы Ермолаевой, которой и адресовано настоящее письмо). Прошу детей попытаться войти в ту эпоху, увидеть события с субъективной стороны автора, дать оценку событиям. Это сложно, но эта работа интересна детям. Материал, изученный таким образом, дети запоминают лучше, развивается интерес, происходит «вживание» в эпоху. Достаточно интересно и методически оправданно была проведена работа с документами па уроке «Начало славных дел Петра»-10 класс.

В начале урока дети работали по вариантам с разными документами.

Задание. На основании текста документа объяснить, какие черты нового и старого одновременно существовали в России в 17 веке.

Ответы: - феодальные (тысячи душ крепостных, холопы...)

- капиталистические (торговля с другими странами, заводы, железоделательные предприятия).

Дети делают вывод: Россия оставалась феодальной страной, но появились черты нового, капиталистического строя.

Для строительства флота и других преобразований нужны были образованные люди, поэтому Петр I отправляет молодых людей за границу. И вновь работа с документами.

У учеников появляется интерес к предмету, возрастает познавательная активность, дети все работают, развивая творческое мышление, воображение.

Исследовательская работа с документами может занимать и целый урок. Так, в 10 классе была изучена тема: «Внутрипартийная борьба в 20-е годы». Тема сложная, трудная для восприятия детей. Поэтому была проведена лабораторная, исследовательская работа по заданию.

Учащимся были выданы документы, с которыми они работали самостоятельно, под наблюдением учителя и, в случае необходимости, с его помощью. По ходу работы учащиеся заполняли таблицу:

Название

оппозиции

Когда

появилась

Кто

входил

Что

отстаивали

Когда

прекратила существование



После выполнения этой работы в классе проводится беседа, в более сильных классах она может перерасти в дискуссию о борьбе внутри партии после смерти В.И. Ленина и причинах установления в стране тоталитарного режима.

Работу с документами необходимо проводить не эпизодически, а на каждом уроке. Документы должны характеризовать историческую эпоху, событие, явление, процесс.

К документам ставятся вопросы и задания разной степени сложности: они формируются с учетом возрастных особенностей детей. В младших классах, а особенно слабоуспевающим детям, можно предложить репродуктивные вопросы, ответы вычитываются из текста документов напрямую, ученики постарше выполняют по преимуществу проблемные задания.

Работая с документами, дети начинают воспринимать историческое время, ощущая при этом свою сопричастность прошлому. При этом дети не столько запоминают, сколько размышляют, они вновь и вновь оказываются в ситуации выбора, принятия решения. Это создает условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой ребенок в сотрудничестве с учителем не только открывает нечто новое для себя, но и создает это новое, творит его.

Одной из эффективных форм работы выступает ученическое исследование. Цель ученического исследования - глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков.

В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ, и др.

В итоге этой работы:

- развивается познавательная деятельность ребенка:

- развивается творческое мышление, воображение:

- формируется интерес к предмету;

- у ребенка вырабатывается свое отношение к изучаемому материалу;

- учащиеся учатся аргументировано доказывать свою точку зрения.

Решение познавательных задач

В настоящее время, время стремительных социальных изменений в переустраивающемся и развивающемся обществе, резко возрастает личностная и социальная значимость умения мыслить творчески. Оно позволяет человеку, потерявшему точку опоры, найти новую, проявив гибкость, модифицировав свою деятельность. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Проблема развития интеллектуальных способностей личности - одна из актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость.

В обучении истории необходимо ориентироваться на интеллектуальную инициациативу детей. При решении познавательной задачи ребенок стремится найти оригинальный альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне, либо, но по-другому подойти к ней. Ученикам предлагается не только рассказать или дать, характеристику великому полководцу древности Святославу, а предположить, почему Святослав носил одежду, не отличавшуюся от одежды воинов? Почему он уведомлял противника о наступлении: «Иду на Вы!». Даются такие задачи, которые требуют размышления. Дети начинают рассуждать, используя слова: «Я думаю». «Я считаю». «Мне кажется». «По-моему». Такая работа сплачивает коллектив детей, развивает внимание, воспитывает уважение к суждениям других учеников. Так учащиеся приучаются работать не рядом, а вместе.

Примеры задач:

1. Какова ваша оценка атомных бомбардировок городов Хиросимы и Нагасаки с точки зрения военной целесообразности и политической направленности

2. Один из сподвижников академика Андрея Сахарова. Сергей Ковалёв, отмечал: «Мы политиками не были, у нас была просто нравственная несовместимость с режимом».

Вопрос: «Как вам представляется, что имел в виду активный участник правозащитного движения?»

Отбор вопросов и заданий определяю в зависимости от уровня подготовленности классов.

Таким образом, решение познавательных задач способствует развитию творческого мышления. В таких ситуациях не происходит простое воспроизведение учебника, ученик думает, высказывает свою точку зрения, аргументирует её.

Проводя тематический учёт знаний, нужно обязательно ставить, вопросы или задачи проблемного, творческого характера, не требующие простого воспроизведения материалами.

© 2010-2022