Праздник Хлеб - всему голова

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хлеб - всему голова

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Оформление зала:

1. Плакаты: « Хлеб - всему голова!», « Много снега - много хлеба!».

2. Рисунки ребят на тему: « Хлеб - всему голова ».

3. Выставка сочинений «Хлеб - всему голова».

4. Таблички с названиями станций.

5. Выставка книг, посвящённых хлебу.

Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, в центре - каравай хлеба на рушнике.

Оборудование: магнитофон.
Под звуки песни « Русское поле» музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф дети входят в зал.

Учитель: Наш праздник мне хочется начать стихотворением А. Балина:

Вот хлеб - высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?!

Их много - всяческих преград -

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два,

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный, трудный хлеб.

Учитель: Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. Начнём наше путешествие со «Станции Легенд».

1 ученик: Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо-колоске.

Учитель: С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус. Существует такая легенда.

2 ученик: Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть.
И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Учитель: Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы - « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом « хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измеришь.

На выпечку одного батона хлеба уходит 1200 зёрен. Ежедневно в стране выпекается 82000 тонн хлеба. В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

Звучит песня «Золотое зёрнышко», музыка Ю.Чичкова, слова Синявского.

Учитель: А сейчас, ребята, мы все вместе отправляемся на станцию «Военный хлеб».

3 ученик:

Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
( Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

Учитель: В музее истории Санкт - Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

4 ученик:

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:

Все дети:

Хлеб - всей жизни голова!

Учитель: Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему - 125 г хлеба, рабочему - 200 г (показать кусочек в125 г). И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого.

Учитель: 641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы стоят люди и молча плачут. На могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова: «Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда».

5 ученик: Многим известна история 11 летней ленинградки Тани Савичевой, у которой умерла вся семья. Умирающую Таню вывезли вместе со всем детским домом в г. Шатки Горьковской области, но спасти Таню не удалось, истощенная голодом девочка умерла. В Музее Пискаревского кладбища хранится дневник, где девочка записывала все страшные события той блокады, выпавшие на долю ее семьи.

6 ученик:

Прошу тебя, не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!

Мы собирали каждый колосок,

Когда грозой войны гремело небо.

Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала даже хлеба крошка…

Но и сейчас оплачена стократ

Трудом нелегким каждая лепешка.

Не раз прощал тебе я озорство

Я знаю: детство без игры нелепо

Но не могу простить лишь одного

Хоть крошки брошенного хлеба.

7ученик:

Что хлеб наш насущный - святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова -

Сила великая хлебушку дадена

Хлеб как святыня для всех был всегда,

Есть он - исполнилось счастье народное,

Не было - голод душил города,

И вымирали деревни голодные.

Нынче ж, когда у нас вдоволь его,

Полки изделием хлебным завалены,

То ли от сытости, толь от чего

Хлеб совершенно ценить перестали мы.

Мы не бедны: на столе, в закромах

Досыта хватит всем хлеба душистого;

На необъятных колхозных полях

Колос наполнит зерно золотистое.

Чтобы в России люди могли

Жить в благоденствии долгие годы,

Надо беречь хлеб - щедрость земли,

Силу Руси, дар великий природы.

Был хлеб всегда в почете на Руси

Ее просторов главное богатство

Его ты хочешь цену знать? Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Учитель: Но ленинградцы жили, творили, дерзали, дрались за жизнь, за победу. Торжеством жизни стала ледовая ладожская трасса, действовавшая в течение 152 дней!

8 ученик:

Дорогой жизни шел к нам хлеб.

Дорогой дружбы многих к многим,

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

9 ученик:

Казалось, что конец земли.

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще. Он рядом где-то.

- На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под тёмным небом

Толпой у булочных стоят.

Учитель: Торжеством жизни был подвиг ученых Всесоюзного института растениеводства, знаменитого ВИРа, основанного Н. И. Вавиловым… 14 ослабевших от голода сотрудников не уходили со своего поста, охраняя от сырости, мороза, крыс, тысячи образцов зерновых культур.

От голода погиб Дмитрий Сергеевич Иванов. На его рабочем столе осталась тысяча пакетиков с зерном…

Из 14 сотрудников института в живых осталось пять. Они верили, что родной стране после войны нужны будут коллекции, которые они спасли, жертвуя собственной жизнью.

Война кончилась, и на основе спасенной коллекции были созданы лучшие послевоенные сорта пшеницы.

Звучит песня «Баллада о спасённом хлебе» (музыка М. Фрадкина, слова В. Штормова).

Учитель: Следующая станция «Горячий хлеб».

10 ученик:

На свете я видела хлеба
Немало.
Крестьянка его из печи
Вынимала.
И клала на стол, осеняя
Крестом.
Он отдыхал, накрытый
Холстом.
В горнице пахло сильно
Сладко.
За трапезой ели его без
Остатка:
Ни крошки, ни корки -
Ломоть до конца.

11 ученик:

А как делают хлеб?

Его формуют на рассвете,

Чтоб он в духу румяно креп,

Нет хлеба лёгкого на свете.

Во все века был трудным хлеб.

Он труден летом и зимою,

То сев, то жатва, то помол:

Тот хлеб особою ценою

Ложится пахарю на стол.

Ему как прежде, так и ныне

Всегда была цена одна.

Она не та, что в магазине,

А та, что во поле цена.

Учитель: В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

Исследователи считают, что человек и хлеб - ровесники. Вначале человек употреблял хлеб в виде сырых зёрен, затем в виде похлёбки и каши. А печёный хлеб имеет свою историю.

Первым хлебом считают лепёшку, испечённую или обжаренную на углях из прокисшей простокваши. Современный способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт в Древнем Египте около 4000 лет назад. Мастер, владеющий этим ремеслом, почитался необычайно высоко. Хорошим пекарям в Древней Греции ставили памятники. Почётен этот труд и в наши дни.

12 ученик:

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создаёт:

Крестьянин, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтёр, машинист, металлург - народ.

13 ученик:

Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

Учитель: Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб.

14 ученик:

Перед этой пашнею шапку скинь сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
Для него, для зернышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.

Учитель: День и ночь - и в палящий зной, и в дождь - идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.

15 ученик:

Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

16 ученик:

В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.

17 ученик:

Выйди в поле за станицу,
Дымка сизая клубится…
Слышит чуткая округа
Гул моторов день-деньской,
И бурлит земля под плугом,
Слышит чуткая округ
Гул моторов день-деньской
И бурлит земля под плугом
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Сколько требует ухода
Мать - земля за целый год

Хлеб на блюде подает.

18 ученик:

Степные машины
Покоя не знают.
Горячую воду
Моторы глотают.
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят
Горячие звёзды.

19 ученик:

Но ветер доносит
Сквозь горечь полыни,
Сквозь запах бензина
В горячей кабине,
Сквозь гул молотилок,
Сердец колыханье,
Горячее, сытное
Хлеба дыханье.

20 ученик:

Вот он хлебушко душистый
Хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

21 ученик:

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.

22 ученик:

В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы
Ветер песни им поет
Капитаны- комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед

23 ученик:

Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесто тесно, мало места,
«Ох, пустите!» шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай
Нарядился каравай.

Звучит куплет песни на музыку Е.Родыгина, слова Н. Солохиной «Едут новоселы».

Учитель: Приближаемся к «Станции Бережливых».

Учитель: Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом - солью.

24 ученик:

Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

Учитель: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Без золота проживёшь, а без хлеба - нет».

- А какие пословицы знаете вы?

(«Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска», «Хлебушко - калачу дедушка», «Хлеб да вода - молодецкая еда» « Хлеба нет - и корочки в честь», «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно», «У кого хлебушко, у того и счастье».)

25 ученик:

Нужны нам и мясо, и фрукты,

Однако коль строго судить,

Жить можно без многих продуктов -

Без хлеба вовек не прожить.

Всему голова и основа,

В нём труд хлеборобов, их пот.

И хлебушком - ласковым словом -

Зовёт его часто народ.

Учитель:

Хлеб! Какое привычное и всё - таки необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

26 ученик:

Только хлеб сошёл в апреле
Как поля позеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой,
Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.

Учитель: Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:

  • Бери хлеба столько, сколько съешь.

  • Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.

А также помни:

  • Никогда не бери хлеб грязными руками.

  • Не заворачивай хлеб в газету.

  • Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.

Этим правилам меня научили в детстве, я следую им всегда.

Учитель: Хлеб - это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. И таких слов в нашей родной речи очень мало: мать, Родина, хлеб…Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокие цены хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывать.

По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и поцеловать его, попросить прощения. Немалым грехом, считалось уронить крошку хлеба и не поднять ее, еще большим грехом - растоптать ногами.

«Хлеб - дар Божий», говорили наши предки. Они относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством. Пора и нам подумать: что для нас хлеб, любим ли мы его, бережно ли мы к нему относимся?».

Стихотворение, которое вы сейчас услышите, не выдумано автором, эти эпизоды взяты из жизни. И может, кто-то узнает себя в этих строках.

27 ученик:

Мальчик,

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб -

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали.

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

28 ученик:

Мне больно,

Когда я, случайно, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Учитель: И если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе не занимал, если он не уважает хлеб и считает, что может без него обойтись, этот человек не вызывает никакого уважения.

29 ученик:

Мне жить, пока стоят хлеба,

И петь о них, пока имею голос.

Как хлебороба вечная страда,

В судьбе моей страды - высокий колос.

Учитель: Сегодня на нашем столе, на самом почётном месте, лежит хлеб. Много людей потрудилось для того, чтобы он был на нашем столе: и тот, кто пахал землю, сеял, убирал, и тот, кто хлеб молол, а потом испёк. Хлеб занимает в нашей жизни важнейшее место. Ведь недаром говорят: «Хлеб - всему голова».

30 ученик:

Дороже и злата, и соболя

Он всем и всему голова

У хлеба значенье особое

Державные держит права.

И так повелось это исстари,

Изба - пирогами красна,

Хлеб - наиглавнейшая исповедь

Пред жизнью во все времена.

Звучит «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной.

Учитель приглашает всех к столу.

Литература

Н.Г. Кувашова «Праздники в начальной школе - 2»

В.Б. Леонтьева «Праздники для детей младшего школьного возраста»

«Начальная школа» №4, 2001г.

Е.М. Тихомирова «Сценарии школьных праздников»



12


© 2010-2022