Внеклассное мероприятие по патриотизму для старшеклассников «Быть ли России – великой космической державой?»

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по патриотизму для старшеклассников

«Быть ли России - великой космической державой?»

Форма занятия: круглый стол

Цель: предоставление участникам круглого стола возможности оценить с гражданской позиции достижения России в области освоения космоса.

Задачи:

  • воспитание патриотических чувств, гордости и уважения к достижениям российской науки и народа, самоотверженно создающего материальную основу освоения космоса;

  • формирование гражданской позиции и аргументировано представлять свою точку зрения;

  • способствовать расширению кругозора обучающихся в области освоения космического пространства;

  • содействовать формированию общеучебных компетенций в структурировании информации и анализе фактов.

Идея мероприятия. Объявляется тема сформулированная в виде вопроса, с целью допуска разных оценок имеющихся фактов. Даётся время для сбора информации по данной теме. Сообщается, что по прошествии отведённого времени состоится обмен мнениями по выбранной теме. Каждый должен подготовить высказывание, в котором будет приведён хотя бы один факт и сделанный лично вывод и выступить. Условие : факты не должны повторяться. Выступления обучающихся должны быть чёткими и краткими. Мероприятие должно учить деловым публичным выступлениям и формированию собственного мнения.

Методическое оснащение занятия: презентация ,видеофильм с интервью у жителей улицы Гагарина города Абакана, стенд с фотографиями летчиков-космонавтов и учёных, являющихся основоположниками освоения космоса

Участники круглого стола: обучающиеся 11 класса МОУ «Гимназия»

Структура мероприятия

  1. Подготовительный этап:

  1. определение темы для обсуждения;

  2. сообщение вопросов предлагаемых для обсуждения;

  3. разработка плана проведения мероприятия;

  4. консультирование обучающихся, связанное с отбором материала по проблеме

  5. создание мини фильма о улице Гагарина города Абакана с интервью у жителей

  6. сообщение тем по созданию презентаций;

  • «Не навреди планете Земля»

  • «Осваивая космос, не забывайте о Земле»

  • «Земля и космос в будущем»

  1. знакомство обучающихся с правилами участников круглого стола

  • мнения участников круглого стола по обсуждаемому вопросу должно складываться хотя бы из одного факта и личного вывода;

  • факты недолжны повторяться;

  • выступления должны быть чёткими и краткими;

  • запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний;

  • не допускаются суждения о неразрешимости проблемы;

  • при очевидной бесплодности вести дискусс

  1. Подготовка помещения

  1. Ход мероприятия

Ведущий (читает стихотворение «Небо» И.Никитина под музыку и в сопровождении слайдов звёздного неба)

Иван Никитин

Небо

С глубокою думаю

Гляжу я на небо,

Где в тёмной лазури

Так ярко сверкают

Планет мириады.

Чья мощная сила

Вращает их чудно

В таинственной сфере?

Когда и откуда

Тела их начало

Своё получили?

Какие в составе

Их тел неизвестных

Основою жизни

Положены части?

Какие имеют

Они назначенье

И кто бытия их

Всесильный виновник?

Уж много минуло

Суровых столетий;

Как лёгкие тени,

Исчезли народы,


Но так же, как прежде,

Прекрасна природа,

И нету песчинки,

Нет капли ничтожной,

Не нужной в системе

Всего мирозданья;

В ней всё служит к цели,

Для нас непонятной…

И пусть остаётся

Во мраке глубоком

Великая тайна

Учитель (проводит рефлексию стихотворения «Небо» И.Никитина) Вы заметили, что автора стихотворения «Небо» волнуют вопросы освоения космоса, он задумывается о его назначении и проблемах, связанных с ним, не так ли?

Мнения участников круглого стола…

Ведущий

Космос - это тайна, космос - это будущее… А какие ассоциации вызывает у вас слово космос?

Космос - это …

Космос - это …

Космос - это …

Космос - это …

Космос - это

Учитель. Россия и космос…. Как много ассоциаций возникает в нашем сознании с этими словами. Вы стоите на пороге взрослой жизни. Вам решать глобальные вопросы, в том числе «Быть ли России великой космической державой?» . Надеюсь, что сегодняшний круглый стол будет способствовать дальнейшему формированию мнения о достижениях России в области космоса и его назначении с позиции гражданина своей страны. Я думаю, что с поставленными задачами мы справимся…Чтобы мы не говорили и не думали о космосе, неоспорим тот факт, что Россия стояла у истоков освоения космоса. 50 лет тому назад в мире произошло потрясающее событие.

Ведущий

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый космический корабль - спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом - космонавтом, которого являлся гражданин нашей страны, Юрий Алексеевич Гагарин.

Учитель. Это событие произошло через 16 лет после Победы Советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Страна, ещё не оправилась от последствий страшной войны, но добилась такого прорыва, который также можно назвать подвигом. Я как и вы горжусь этим. Мне кажется в истории нашей страны 9 мая и 12 апреля - две знаменательные даты которые помнят все. Конечно хочется, чтобы наша страна не уступала другим странам своих позиций в области освоения космоса.

Ведущий. Согласно опросу, проведённому среди россиян каналом ТВ-5 «Является ли Россия великой космической державой?», были получены следующие ответы:

  • конечно, да - 23%

  • уже нет - 64%

  • мы ещё покажем -13%

Итак 64% россиян считают, что Россия была великой космической державой, так ли это?

Обмен мнениями участников круглого стола….

Учитель (вывод).Запуски первых космических спутников произвели громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Полёт Юрия Алексеевича Гагарина открыл эру практического освоения человеком космического пространства, дал мощный импульс техническому прогрессу, развитию современных технологий, фундаментальной и прикладной науки. Советские космонавты стали первопроходцами во многих эпохальных космических событиях 20 века. Россия стала великой космической державой

Ведущий. Давайте попытаемся на несколько минут оказаться в том далёком году, почувствовать дыхание того исторического дня. 12 апреля 1961, когда по радио было передано важное сообщение…

Учитель. «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время 10 часов 2 минуты. Передаём сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль - спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом - космонавтом космического корабля «Восток» является гражданин нашей страны, лётчик Гагарин Юрий Алексеевич»

Ведущий. Данное сообщение услышали и жители нашего города. Вот их воспоминания…

Учитель. Впечатляет, правда?...

Мнения участников круглого стола…

Учитель.Мне приятно ребята, что ваши чувства связанные с полётом в космос Юрия Алексеевича Гагарина совпадают, с чувствами жителей нашего города.

Ведущий. С запуска первого спутника земли и полёта Юрия Гагарина освоение космоса вплоть до распада СССР постоянно было в фокусе общественного внимания. «Битва за Луну», космонавты - герои, «мирный космос» и «звёздные войны» будоражили умы людей - от маститых академиков до школьников и пенсионеров. Мне кажется, в настоящее время мы мало знаем о происходящем в космонавтике и относимся к этому буднично. Согласны ли вы со мной?

Обмен мнениями участников круглого стола….

Учитель (вывод). Хотя и нет сейчас сенсационных открытий в области освоения космоса, космическая наука не стоит на месте.

Ведущий. В конце 80-х годов технологический уровень СССР и США в космической сфере был примерно одинаков. Американцы лидировали по ряду направлений, однако и нас были свои преимущества. Наиболее важными из них было превосходство советских ракетных двигателей и в целом средств выведения, а также наличие орбитальной станции «Мир».Эти достижения отечественной космической техники открывали колоссальные стратегические возможности. В 1991 году, когда СССР распался на независимые государства, будущее «Мира» было неопределенным также, как и российской космонавтики в целом. В настоящее время часто бытует мнение, что из космических лидеров Россия превратилась в догоняющее государство, а ракетно-космическая отрасль теряет технологии и становится неконкурентоспособной. Расходятся по этому вопросу и мнения политиков. Например:

Геннадий Гудков

( Справедливая Россия)

…Россия по-прежнему является великой космической державой. Если проанализировать реальный вклад мирового сообщества в исследование космоса, то наша страна занимает одну из ведущих позиций…

Максим РОХМИСТРОВ

(ЛДПР)

…к сожалению, вынужден констатировать: в части космических технологий мы за последние 20 лет существенно потеряли….

Как вы думаете, является ли Россия великой космической державой в настоящее время?

Мнения участников круглого стола…

Учитель(вывод). Кризис в космической отрасли связан не только с общим упадком производства в России, Нои с отсутствием государственной политики, направленной на сохранение наукоёмких производств, способных составить конкуренцию зарубежным фирмам. Наша страна открыла человечеству дорогу в космос. Мы конечно же гордимся этим, и используя свои конкурентные преимущества, способны их закрепить.

Ведущий. В настоящее время всё взаимосвязано, как человек зависит от космоса, так и космос зависит от человека.

Какое значение для нас имеет освоение космоса?

Обмен мнениями участников круглого стола….

Учитель(вывод). Успехи в освоении космоса обусловили резкое и на качественно новом уровне развитие самых актуальных и передовых областей науки и техники. Исследования и использование космического пространства играют всё более важную роль в экономическом, социальном развитии страны, в обеспечении её национальной безопасности.

Ведущий. «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы ат­мосферы, а затем завоюет себе все около­солнечное пространство.» Константин Эдуардович Циолковский

Хотелось бы услышать мнение нашего поколения, действительно ли космосу принадлежит будущее?

Обмен мнениями участников круглого стола….

Учитель(вывод). Приведённые факты - подтверждение слов К.Э. Циолковского о будущем человечества.

И так быть ли России великой космической державой?

Мнения участников круглого стола…

Учитель. Как будет развиваться космонавтика в дальнейшем, зависит от всех нас. И как наказ в будущее пусть прозвучат ваши мысли, презентации с позиции граждан России.

Рефлексия. Защита презентаций

  1. «Не навреди планете Земля»

  2. «Осваивая космос, не забывайте о Земле»

  3. «Земля и космос в будущем»

Учитель. Рада, что у вас собственный взгляд, мысли, а главное вы не равнодушны, ко всему, что происходит в нашей стране. Поэтому

На пыльных тропинках далёких планет

Останутся Ваши следы…

Исполняется песня

«Трава у дома»

1. Земля в иллюминаторе (3 раза) видна.
Как сын грустит о матери (2 раза),
Грустим мы о Земле - она одна.
А звезды, тем не менее, (2 раза),
Чуть ближе, но все также холодны,
И как в часы затмения, (2 раза)
Ждем света и земные видим сны.

Припев: И снится нам не рокот космодрома,
Не эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава у дома,
Зеленая, зеленая трава.

2. А мы летим орбитами, путями неизбитыми,
Прошит метеоритами простор.
Оправдан риск и мужество, космическая музыка,
Вплывает в деловой наш разговор.
В какой - то дымке матовой, Земля в иллюминаторе,
Вечерняя и ранняя заря.
А сын грустит о матери, (2 раза)
Ждет сына мать, а сыновей Земля.

Припев.

Использованная литература:

  1. Александров С. Г., Федоров Р. Е. Советские спутники и космические корабли, 2-е изд. - М., 1961.

  2. Борзенко С. А., Денисов Н. Н. Первый космонавт. - М., 1969.

  3. Каманин Н. П. Первый гражданин Вселенной. - М., 1962.

  4. Кинг-Хили Д. Теория орбит искусственных спутников в атмосфере / Пер. с англ. - М., 1966.

  5. Руппе Г. О. Введение в астронавтику / Пер. с англ. ; т. 1. - М., 1970.

  6. Рябов Ю. А. Движение небесных тел. - М., 1962.

  7. Эльясберг П. Е. Введение в теорию полёта искусственных спутников Земли. - М., 1965.

  8. Первый полет человека в космос. - М., 1961.

  9. Советский человек в космосе. - М., 1961.

  10. Утро космической эры. - М., 1961.


  • вступительное слово преподавателя;

  • выступления по названной теме учащихся, сопровождаемое показом слайдов на экране.

III. Этап закрепления знаний: предлагается ответить на вопросы по теме.

IV. Подведение итогов мероприятия, выводы.

  • .

В подготовку диспута входит:

1. Выбор темы.

2. Назначение руководителя.

3. Подбор группы активистов для помощи руководителю.

4. Разработка дискуссионных вопросов и составление плана проведения диспута.

5. Извещение личного состава о проведении диспута.

6. Оформление помещения, книжной выставки, художественной части вечера.

Методика проведения диспута:

Диспут начинается вступительным словом ведущего руководителя. Он приглашает участников выступать откровенно, доказательно, включаться в задушевный разговор. После выступят военнослужащие /первых троих-четырех желательно подготовить, чтобы они предоставили тон диспута/.

По ходу диспута ведущий следит за тем, чтобы участники не отвлекались от сути темы. Он тактически, репликами подсказывает правильный ход диспута и решение.

В зависимости от темы диспута приглашаются гости (которые принимали участие в выдающихся событиях, ученые, артисты, или руководители города и области). Их участие в диспуте помогает воинам глубже разобраться в жизненных проблемах, найти правильный авторитетный ответ на них.

Ведущий подводит итоги дискуссии, отвечает на вопрос, которые не освещались в ходе выступлений, или оказались спорными.

8


© 2010-2022