Рабочая программа Информатика и ИКТ для 10-11 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов, базовый уровень – автор Н.Д. Угринович.    Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) ...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вводная часть.

Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов, базовый уровень - автор Н.Д. Угринович.

Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы);

АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Формы и методы обучения:

Программой курса 50 % учебного времени отводится на проведение практических работ и компьютерных практикумов (проектов) - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Практические работы проводятся на каждом уроке до 25 минут, согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Их цель - формирование, отработка умений и навыков, полученных в процессе изучения теоретического материала. Также используются методы: рассказ, учебная лекция, беседа, в сочетании с наглядными методами, групповые формы занятий, деловая игра.

Формы, способы проверки и оценки результатов обучения: фронтальный опрос, опрос в парах, практикум, тест, зачёт.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Класс



Кол-во часов в неделю согласно учебному плану школы






Реквизиты программы




УМ К

обучающегося




УМ К

учителя



Федеральный

компонент

Региональный компонент

Школьный

компонент

10

1

1


Н.Д.Угринович. Программа по информатике и ИКТ. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

Информатика и ИКТ» Базовый уровень: учебник для 10 класса

-Информатика и ИКТ» Базовый уровень: учебник для 10 класса;

-Методическое пособие для учите6ля «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Н.Д.Угринович.

-Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;

- Linux-DVD(выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linuxи программную поддержку курса;

- VisualStudio-CD(выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования VisualBasic2005, VisualC и VisualJ;

- TurboDelphi-CD(выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования TurboDelphi.

11

1

1

«Информатика и ИКТ» Базовый уровень: учебник для 11 класса

Информатика и ИКТ» Базовый уровень: учебник для 11 класса;

-Методическое пособие для учите6ля «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Н.Д.Угринович.

-Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;

- Linux-DVD(выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linuxи программную поддержку курса;

- VisualStudio-CD(выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования VisualBasic2005, VisualC и VisualJ;

- TurboDelphi-CD(выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования TurboDelphi.





В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

· Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

· Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

· Назначение и функции операционных систем;

уметь:

· Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

· Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

· Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

· Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

· Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

· Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

· Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

· Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

· Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

· Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

· Автоматизации коммуникационной деятельности;

· Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

· Эффективной организации индивидуального информационного пространств






Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ. 10класс.

урока

Дата проведения

Содержа

ние (тема урока)

Примечание



Введение. Информация и информационные процессы. 7часов


1.


Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояние элементов обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов.


2.


Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.


3.


Поиск и систематизирование информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.


4.


Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Особенности запоминания обработки и передачи информации человеком.


5.


Преобразование информации на основе формальных правил.


6.


Организация личной информационной среды. Защита информации. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.


7.


Этапы становления информационного общества. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе природе и технике.



Глава 1. Информационные технологии. 31часов




1.1 Кодирование и обработка текстовой информации.


8/1


Кодирование текстовой информации (1.1.1) Практическая работа 1.1 Кодировка русских букв


9/2


Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. (1.1.2-1.1.3)


10/3


Основные приёмы преобразования текстов. Практическая работа 1.2 Создание и форматирование документа. Гипертекстовое представление информации.


11/4


Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа 1.3 Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика


12/5


Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 1.4 Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.


13/6.


Графические информационные объекты.1.2 Кодирование и обработка графической информации.


14/7.


Кодирование графической информации. (1.2.1) Практическая работа 1.5 Кодирование графической информации.


15/8.


Растровая графика. (1.2.2)


16/9.


Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов. Практическая работа 1.6 Растровая графика. Геометрические преобразования в растровом редакторе Paint.(з.1)


17/10.


Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов Практическая работа 1.6 Растровая графика. Преобразования изображения в растровом редакторе GIMP. (з. 2)


18/11.


Практическая работа 1.6 Растровая графика. Сохранение изображения в различных форматах. (з. 3)


19/12


Векторная графика. (1.2.3)


20/13


Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов Практическая работа 1.7 Трёхмерная векторная графика.


21/14


Знакомство с системой компьютерного черчения КОМПАС Практическая работа 1.8 Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС (з. 1.8.1)


22/15


Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов. Практическая работа 1.8 Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС(з. 1.8.2-1.8.3)


23/16


Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов. Практическая работа 1.8 Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС(з. 1.8.4-1.8.5)


24/17


Создание и редактирование графических информационных объектов средствами систем анимационной графики. Практическая работа 1.9 Создание флэш-анимации.


25/18


1.3 Кодирование звуковой информации.


26/19


Практическая работа 1.10 Создание и редактирование оцифрованного звука.


27/20


1.4 Компьютерные презентации. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами систем презентационной графики.


28/21


Создание и редактирование графических информационных объектов средствами систем презентационной графики. Практическая работа 1.11 Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».


29/22


Практическая работа 1.12 Разработка презентации «История развития ВТ».


30/23


Практическая работа 1.12 Разработка презентации «История развития ВТ».


31/24


Практическая работа 1.12 Разработка презентации «История развития ВТ».




1.5 Кодирование и обработка числовой информации


32/25


Представление числовой информации с помощью систем счисления. (1.5.1) Практическая работа 1.13 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора


33/26


Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую (1.5.1)


34/27


Представление числовой информации с помощью систем счисления. (1.5.1)


35/28


Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. (1.5.2)


36/29


Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). Практическая работа 1.14 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах


37/30


Построение диаграмм и графиков.


38/31


Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). Практическая работа 1.15 Построение диаграмм различных типов.




Глава 2. Коммуникационные технологии. 24 часов


39/1


Локальные и глобальные компьютерные сети. 2.1 Локальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.


40/2


Практическая работа 2.1 Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.


41/3


2.2 Локальные и глобальные компьютерные сети Глобальная компьютерная сеть Интернет.


42/4


2.3 Подключение к Интернету. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.


43/5


Практическая работа 2.2 Создание подключения к Интернету. Практическая работа 2.3 Подключение к Интернету и определение IP-адреса.


44/6


2.4. Всемирная паутина. Практическая работа 2.4 Настройка браузера.


45/7


2.5. Электронная почта


46/8


Практическая работа 2.5 Работа с электронной почтой.


47/9


2.6. Общение в Интернете в реальном времени.


48/10


Практическая работа 2.6 Общение в реальном времени в глобальной и локальной компьютерных сетях.


49/11


2.7. Файловые архивы


50/12


Практическая работа 2.7 Работа с файловыми архивами.


51/13


2.8. Радио, телевидение и Web -камеры в Интернете.


52/14


2.9 Геоинформационные системы в Интернете.


53/15


Практическая работа 2.8 Геоинформационные системы в Интернете


54/16


2.10. Поиск информации в Интернете. Поисковые информационные системы.


55/17


Практическая работа 2.9 Поиск информации в Интернете. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.


56/18


2.11 Электронная коммерция в Интернете.


57/19


Практическая работа 2.10 Заказ в Интернет-магазине.


58/20


2.12.Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.


59/21


Основы языка разметки гипертекста. 2.13


60/22


Практическая работа 2.11 Разработка сайта с использованием Web-редактора.


61/23


Практическая работа 2.11 Разработка сайта с использованием Web-редактора.


62/24


Практическая работа 2.11 Разработка сайта с использованием Web-редактора.




Повторение. 6 часов.


63/1


Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приёмы преобразования текстов.


64/2


Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов.


65/3


Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц.


66/4


Локальные и глобальные компьютерные сети.


67/5


Информация и информационные процессы.


68/6


Итоговое занятие.



Приложение 2

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ.

11 класс.

урока

Дата проведения

Содержание (тема урока)

Примечание

Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. 12 часов.

1.


История развития вычислительной техники. Практическая работа 1.1 «Виртуальные компьютерные музеи».


2.


Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Практическая работа 1.2 «Сведения об архитектуре компьютера». Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.


3.


Операционные системы. Многообразие операционных систем. Основные характеристики операционных систем. Практическая работа 1.3 «Сведения о логических разделах диска».


4.


Операционная система Windows. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства. Практическая работа 1.4 «Значки и ярлыки на Рабочем столе».


5.


Операционная система Linux. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства Практическая работа 1.5 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux». Практическая работа 1.6 «Установка пакетов в операционной системе Linux»


6.


Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Программные средства защиты информации.


7.


Программные средства защиты информации. Биометрические системы защиты. Практическая работа 1.7 «Биометрические защита: идентификация по характеристикам речи».


8.


Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Программные средства защиты информации. Вредоносные и антивирусные программы.


9.


Компьютерные вирусы и защита от них. Практическая работа 1.8 «Защита от компьютерных вирусов».


10.


Сетевые черви и защита от них. Практическая работа 1.9 «Защита от сетевых червей»


11.


Троянские программы и защита от них. Практическая работа 1.10 «Защита от троянских программ».


12.


Хакерские утилиты и защита от них. Практическая работа 1.11 «Защита от хакерских атак».


Глава 2. Моделирование и формализация. 18часов

13/1.


Моделирование как метод познания.


14/2.


Системный подход в моделировании. Назначение и виды информационных моделей.


15/3.


Формы представления моделей. Информационные (нематериальные) модели. Структурирование данных.


16/4.


Формализация. Формализация задач из различных предметных областей.


17/5.


Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.


18/6.


Исследование интерактивных компьютерных моделей. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Исследование физических моделей.


19/7.


Исследование физических моделей. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования.


20/8.


Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Исследование астрономических моделей.


21/9.


Исследование астрономических моделей. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования.


22/10.


Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Исследование алгебраических моделей.


23/11.


Исследование алгебраических моделей. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования.


24/12.


Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности Исследование геометрических моделей (планиметрия). Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования.


25/13.


Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Исследование геометрических моделей (стереометрия). Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования.


26/14.


Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Исследование химических моделей.


27/15.


Исследование химических моделей. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования.


28/16.


Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Исследование биологических моделей.


29/17.


Исследование биологических моделей. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования


30/18.


Зачёт по теме «Моделирование и формализация».


Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). 16 часов.

31/1.


Табличные базы данных.


32/2.


Системы управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты.


33/3.


Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Практическая работа 3.1 «Создание табличной базы данных «Процессоры».


34/4.


Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.


35/5.


Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Практическая работа 3.2 «Создание формы в табличной базе данных «Процессоры».


36/6.


Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.


37/7.


Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Практическая работа 3.3 «Поиск записей в табличной базе данных «Процессоры» с помощью фильтров и запросов».


38/8.


Сортировка записей в табличной базе данных.


39/9.


Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Практическая работа 3.4 «Сортировка записей в табличной базе данных «Процессоры».


40/10.


Печать данных с помощью отчётов.


41/11.


Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Практическая работа 3.2«Создание отчёта в табличной базе данных «Процессоры».


42/12.


Иерархическая модель данных.


43/13.


Сетевая модель данных.


44/14.


Практическая работа 3.6 «Создание генеалогического древа семьи».


45/15.


Практическая работа 3.6 «Создание генеалогического древа семьи».


46/16.


Зачёт по теме «Базы данных. Системы управления базами данных»


Глава 4. Информационное общество. 6 часов

47/1.


Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Право в Интернете.


48/2.


Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Право в Интернете.


49/3.


Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Этика в Интернете. Правила этикета для электронной почты.


50/4


Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Этика в Интернете. Правила этикета для общения в чате, форуме, телеконференции.


51/5.


Основные этапы становления информационного общества. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.


52/6.


Зачёт по теме «Информационное общество».


Глава 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ. 14 часов

53/1.


Информация. Кодирование информации.


54/2.


Информация. Кодирование информации. Двоичное представление информации.


55/3.


Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.


56/4.


Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Многообразие операционных систем.


57/5.


Алгоритмизация и программирование.


58/6.


Алгоритмизация и программирование.


59/7.


Основы логики и логические основы компьютера.


60/8.


Основы логики и логические основы компьютера.


61/9.


Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности


62/10.


Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности


63/11.


Информационные технологии. Автоматизированные средства и технологии создания текста. Основные приёмы преобразования текста. Основные приёмы преобразования текстов.


64/12.


Информационные технологии. Динамические (электронные) таблицы как информационные таблицы. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц.


65/13.


Информационные технологии. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов.


66/14.


Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.


Резерв учителя. 2 часа.


© 2010-2022