- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сообщение на МО классных руководителей
Сообщение на МО классных руководителей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Столбова Л.Н. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 VIII вида г. Лабинск Краснодарского края
СООБЩЕНИЕ
НА МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Тема: «Об опыте проведения родительских собраний в школе»
Подготовила: Столбова Л. Н. - учитель начальных классов
2012 г.
С каждым годом родительские собрания пользуются всё меньшей популярностью у родителей. Сегодня в школах России от посещения собраний уклоняются от 10 до 50 % родителей. Однако известно и то, что в некоторых учебных заведениях удаётся не только заметно повысить посещаемость собраний, но и создать предпосылки для успешного формирования у родителей начатков педагогического мышления. Исследуя этот феномен, попробуем выделить некоторые общие принципы подготовки и проведения родительских собраний. Нужно сказать о том, что каждое собрание желательно посвятить актуальной не только для учебного заведения, но и для большинства родителей теме.
Собрания могут проходить в форме дискуссий, «мозговых штурмов», «круглых столов», ролевых игр, психолого-педагогических тренингов по различным проблемам воспитания и обучения школьников. К их проведению желательно подключить психологическую службу школы, учителей-предметников. При этом не следует превращать собрание в перечисление «детских грехов», негативные оценки, если они необходимы, должны носить обобщённый, безличностный характер.
Приветствуется разговор на тему детских возрастных возможностей с показом конкретных достижений учеников или класса в целом. Встречу, например, модно провести на фоне выставки художественных работ, выполненных детьми.
Важным для установления доверительного сотрудничества является стремление классного руководителя полнее информировать родителей по поводу школьной жизни ребенка, о его интересах, увлечениях, отношениях с детьми. Часто по окончании собрания родители заявляют о своём желании в индивидуальном порядке побеседовать о своём ребёнке. В этой связи Эффективным является выделение так называемого «Родительского дня», в течение которого можно будет прийти в школу и поговорить наедине с классным руководителем. Таким образом, реализуется принцип индивидуальной педагогической коррекции семьи обучаемого ученика.
Подготовка к родительскому собранию может включать следующие этапы:
- выбор темы;
- проведение анкетирования родителей и детей для определения остроты поднимаемой проблемы (можно также использовать выдержки из детских сочинений, которые послужат поводом для разговора);
- разработка сценария мероприятия, подготовка вопросов для родителей;
- оформление классной комнаты в соответствии с обсуждаемой проблемой (подготовка видеофрагментов, аудиозаписей, фотоматериалов);
- расстановка столов и стульев по кругу, чтобы все участники собрания могли чувствовать себя на равных;
- направление родителям приглашений, из которых они могут узнать о тематике предстоящего собрания;
- привлечение родительского комитета или отдельных родителей к подготовке собрания.
Было бы уместно провести несколько встреч с такими названиями: «Возрастные особенности детей», «Дети глазами родителей, родители глазами детей» и т.п.
Другая серия собраний может быть посвящена обучаемости школьников и успешному усвоению ими знаний: «Подготовка к школе», «Готовность ребенка к профильному обучению», «Переход в среднюю школу».
Отдельную тему может составить разговор о помощи, которую можно оказывать детям в выполнении домашних заданий. В этот раздел могут войти собрания под названиями: «Правильная организация выполнения домашнего задания», «Как привить интерес к чтению у ребёнка».
Если в результате проведенной работы посещаемость собраний начнёт расти, педагог может подумать о некоторых дополнительных формах взаимодействия с родителями, например таких:
- создание клубов «Родительский всеобуч», «Совет отцов», «Клуб родителей неполных семей»;
- организация информационных стендов и уголков;
- распространение буклетов и памяток для родителей;
- установка информационных ящиков для организации упорядоченного общения с родителями: «Вопрос психологу», «Вопрос классному руководителю», «Вопрос директору школы», «Вопрос учителю-предметнику» и т.п.
Следует довести до сведения родителей простую мысль, что тот, кто предъявляет ребёнку высокие требования, сам должен их выполнять. С этой целью можно позаботиться о выпуске памяток для родителей. В них могут быть помещены некоторые правила, например:
- если их родители хотят, чтобы их ребёнок не лгал, они не лгут сами;
- если они хотят, чтобы их ребёнок не пристрастился к крепким напиткам, они не поддерживают культ спиртного;
- если родители хотят, чтобы ребёнок по- доброму и уважительно относился к ним, они сами уважительно относятся к старшим;
- если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к учёбе в школе с пренебрежением, они стараются вспоминать о школьном детстве с тёплым чувством и т.д.
Список таких правил должен быть не слишком большим и обременительным. Подобные памятки могут создаваться к каждому собранию с учётом его тематики и по окончании раздаваться родителям.
Литература
1. В помощь классному руководителю. - Мн.: ООО «Классико-принт», 2003.
2. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практич. Пособие. - М.: ЦГЛ, 2002.
3. Методика проведения родительского собрания. - Мн.:Изд-во Управления образования г. Минска, 2007.
4. Кибардина Л. П., Алексеева Е. П. Родительское собрание [электронный ресурс]. CD-ROM. - М., 2002.
5. Классному руководителю: Учебно-метод. Пособие / Под ред.М. И. Рыжкова. - М.: Владос, 2001.
6. Нигматуллина Н. Педагоги и родители - единомышленники // Учитель. - 2008. - № 4. - С.40-42.
7. Чемодурова И. В. Методика очистки авгиевых конюшен, или как провести родительское собрание // Учительская газета. - 1998. - № 40. - С. 13.
8. Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания. 2000.
9. Дементьева И. Ф. Социализация детей в семье: теории. Факторы, модели. - М., Генезис, 2004.
10. Седова Н.В. Общение учителя и учащихся на уроке //Изучение личности школьника учителем/ Под ред. З.И. Васильевой. - М., 1991.
11. Щуркова Н. Е. Общение учителя с детьми //Воспитание школьников. - 1995. - № 1. - С. 2-7.