Час общения Мы - россияне!

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Час общения «Мы -россияне»

Цель: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности. Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач коллектива:

  1. Усиление патриотических качеств личности.

  2. Расширение кругозора учащихся

  3. Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт.

  4. Повышение интереса к истории Отечества

  5. Развитие эмоциональной сферы.

Форма проведения классного часа - беседа.

Основной вид деятельности на мероприятии - общение через диалог с учащимися, монолог учителя.

Оформление: на доске фотографии просторов России, высказывания, русская береза, выставка книг.

Оборудование: Карта «Народы России», плакаты с портретами известных общественных деятелей, список героев Советского Союза, плакаты с пословицами народов России, кроссворд «Дружба», памятки- правила «Учимся уважать людей любой национальности».

Эпиграф:

"Нам Родину завещано любить.
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться".

Цитаты:

"Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился".

Бернард Шоу

"Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины".

Джон Кеннеди

"Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете".

Владимир Путин

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: Добрый день, ребята. Сегодня у вас я проведу час общения.

На сегодняшней встрече нам с вами предстоит обсудить один из важных, на мой взгляд, вопросов.

Упражнение "Салфетка".

Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему наши узоры получились такие разные?

Дети отвечают.

Учитель:

- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

Дети называют.

Учитель:

- Да, все мы - жители замечательной, богатой страны, у которой удивительно красивое имя-Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом - самые дорогие слова для русского человека.

- И мне бы хотелось нашу сегодняшнюю беседу назвать "Мы - россияне"

"Нам Родину завещано любить.
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться".

Великий художник Васнецов писал: "Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории". На протяжении всех лет существования нашей страны зарубежные деятели различных областей называли в своих выступлениях и публикациях, Россию великой страной.

Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства?

Дети называют.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Федерация означает союз, объединение. Россия объединяет в своем составе: республики, края, области, автономные округа. Она занимает первое место среди всех стран в мире по площади своей территории. Россия больше Канады, Китая, США, или Индии. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз. Россию омывают моря Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов.

Широка и необъятна наша страна. Но главное ее богатство- люди.
Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын. Так же многие поэты прославляли наше Отечество в своих произведениях, стихах , рассказах. Может кто-то из вас прочитает нам или назовет такие произведения.

Ребята, что такое Конституция РФ?

Главный закон государства - Конституция России начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Вдумайтесь в эти строки. Почему наша страна называется многонациональной?

Потому что в России проживают представители многих национальностей, но все мы - единый народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.

- А сколько народов проживает в нашей стране?

- В настоящее время на территории России проживает более 180 народов, которые говорят более чем на 230 языках.

И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, карелы, чуваши, якуты, башкиры, мордва, дагестанцы, удмурты, адыгейцы, коми, ханты, грузины, манси, татары, армяне и многие- многие другие. Среди народов России есть даже такие малочисленные, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек (например, вепсы, ненцы, гагаузы, долганы, эскимосы, караимы и чукчи, живущие на Крайнем Севере).

- А как, одним словом можно назвать все народы России?

- Все, живущие в России, люди именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у нас одна Родина, одно Отечество - Россия.

Что далее написано?

«соединенные общей судьбой на своей земле» - сплочение народов на территории России, этому сообществу предстоит существовать и в будущем.

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, - цель ради которой принята данная Коснституция

- А какие права имеете вы?

Я имею право:

1. на жизнь,

2. на свободу слова, мысли и религии,

3. на медицинскую помощь,

4. на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

5. жить со своими родителями и воспитываться в семье,

6. на воспитание,

7. на уважение человеческого достоинства,

8. на защиту от жесткого обращения,

9. на Ф.И.О. при рождении,

10. на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

11. на образование ,

12. на защиту от насилия в семье,

13. иметь гражданство своей страны,

14. на защиту от продажи в рабство,

15. на помощь со стороны государства по защите моих прав

«Сохраняя исторически сложившееся государственное единство» - единство России как государства

«Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов» - принципы разделенные миром

«Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» - народ помнит и ценит свое прошлое

«Стремясь обеспечить благополучие и процветание России» - будущее состояние страны при котором достигнут достаток во всех сферах жизни

«Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями» - ответственность за положение дел в стране

«Сознавая себя частью мирового сообщества» - Россия является неотъемлемой частью мирового сообщества, его полноправным членом

«Принимаем Конституцию Российской Федерации» - 12 декабря 1993 всенародным голосованием

Дак что же является богатством нашей родины?

Многонациональный народ

- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов отличается от другого языком, историей, культурой).

- Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее. И уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты РФ имеют свои органы печати, национальные театры, в школах этих регионов преподается национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции.

Но у всех людей есть нечто общее, то, что нас объединяет. Возьмем, наш класс. Что нас всех объединяет? (Общее дело, уроки, поручения школы, классный руководитель, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о народах России, которые, не смотря на различия, схожи образом мыслей, отношением к жизненным устоям, о чем свидетельствуют пословицы. Ведь именно в них заложена мудрость народа.

- Давайте выполним задание. Перед вами пословицы некоторых народов, проживающих в России, кроме русского:

«Еда подождет, но дело - нет» (Киргиз.)

«Ружье убило одного, а язык тысячу» (Чечен.)

«Правда сильнее силы» (Осетин.)

«Горькая правда лучше сладкой лжи» (Чуваш.)

«Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить» (Монг.)

Задание. Подберите пословицам народов России аналогичные русские пословицы. («Делу - время, потехе - час», «Острое словечко колет сердечко», «Правда в огне не горит, в воде не тонет», «Хлеб, соль ешь, а правду режь», «Слово - серебро, а молчание - золото».

Объединяют нас и общечеловеческие ценности. Какие? Узнаем, решив кроссворд.




1д


о


б


р


о




2в


е


р


н


о


с


т


ь


3с


о


ч


у


в


с


т


в


и


е


4н


а


д


е


ж


д


а




5л


ю


б


о


в


ь




6б


р


а


т


с


т


в


о

Вопросы:

1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.

2. Преданность, неизменность в своих чувствах.

3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.

4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.

5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.

6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.

Ключевое слово кроссворда - дружба. Какое хорошее и доброе слово. Наверное, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу.

У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства» или «ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА - БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов.

Среди любого народа есть хорошие и плохие люди. Однако, возвышать или унижать какой либо народ неправильно, опасно. Потому что плохих наций не бывает. А межнациональные конфликты разобщают общество, страну, делают государство слабым. Главное выстраивать дружбу между народами, основанную на любви, на терпимом отношении к чужому образу жизни. Об этом говорил и наш президент М. А. Медведев в своем обращении к россиянам 1 сентября 2009 г: «У нас - общая история и общее будущее. И где бы мы ни находились - нас окружаю люди разных национальностей. Когда необходимо было защищать Родину от врагов все народы России не жалели своих жизней во имя ее свободы. И сегодня залог процветания России - в единстве и сплоченности народов, которые проживают на нашей территории. Это наше богатство и преимущество, которое мы должны сохранить. Сохранить вместе с вами. Величие российской культуры определяется достижениями выдающихся ученых, инженеров, художников, композиторов, поэтов и писателей - представителей всех национальностей России».

Береза - рефлексия. Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Береза - символ России. На доске береза без листьев. На столе лежат листья двух цветов. Если вам понравился классный час, прикрепите зеленые листья к березке, если затрудняетесь ответить - желтые.











9


© 2010-2022