- Преподавателю
- Классному руководителю
- Час общения Мы - россияне!
Час общения Мы - россияне!
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Епанчинцева Н.В. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Час общения «Мы -россияне»
Цель: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности. Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач коллектива:
-
Усиление патриотических качеств личности.
-
Расширение кругозора учащихся
-
Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт.
-
Повышение интереса к истории Отечества
-
Развитие эмоциональной сферы.
Форма проведения классного часа - беседа.
Основной вид деятельности на мероприятии - общение через диалог с учащимися, монолог учителя.
Оформление: на доске фотографии просторов России, высказывания, русская береза, выставка книг.
Оборудование: Карта «Народы России», плакаты с портретами известных общественных деятелей, список героев Советского Союза, плакаты с пословицами народов России, кроссворд «Дружба», памятки- правила «Учимся уважать людей любой национальности».
Эпиграф:
"Нам Родину завещано любить.
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться".
Цитаты:
"Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился".
Бернард Шоу
"Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины".
Джон Кеннеди
"Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете".
Владимир Путин
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: Добрый день, ребята. Сегодня у вас я проведу час общения.
На сегодняшней встрече нам с вами предстоит обсудить один из важных, на мой взгляд, вопросов.
Упражнение "Салфетка".
Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему наши узоры получились такие разные?
Дети отвечают.
Учитель:
- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?
Дети называют.
Учитель:
- Да, все мы - жители замечательной, богатой страны, у которой удивительно красивое имя-Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом - самые дорогие слова для русского человека.
- И мне бы хотелось нашу сегодняшнюю беседу назвать "Мы - россияне"
"Нам Родину завещано любить.
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться".
Великий художник Васнецов писал: "Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории". На протяжении всех лет существования нашей страны зарубежные деятели различных областей называли в своих выступлениях и публикациях, Россию великой страной.
Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства?
Дети называют.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Федерация означает союз, объединение. Россия объединяет в своем составе: республики, края, области, автономные округа. Она занимает первое место среди всех стран в мире по площади своей территории. Россия больше Канады, Китая, США, или Индии. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз. Россию омывают моря Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов.
Широка и необъятна наша страна. Но главное ее богатство- люди.
Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын. Так же многие поэты прославляли наше Отечество в своих произведениях, стихах , рассказах. Может кто-то из вас прочитает нам или назовет такие произведения.
Ребята, что такое Конституция РФ?
Главный закон государства - Конституция России начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
Вдумайтесь в эти строки. Почему наша страна называется многонациональной?
Потому что в России проживают представители многих национальностей, но все мы - единый народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.
- А сколько народов проживает в нашей стране?
- В настоящее время на территории России проживает более 180 народов, которые говорят более чем на 230 языках.
И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, карелы, чуваши, якуты, башкиры, мордва, дагестанцы, удмурты, адыгейцы, коми, ханты, грузины, манси, татары, армяне и многие- многие другие. Среди народов России есть даже такие малочисленные, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек (например, вепсы, ненцы, гагаузы, долганы, эскимосы, караимы и чукчи, живущие на Крайнем Севере).
- А как, одним словом можно назвать все народы России?
- Все, живущие в России, люди именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у нас одна Родина, одно Отечество - Россия.
Что далее написано?
«соединенные общей судьбой на своей земле» - сплочение народов на территории России, этому сообществу предстоит существовать и в будущем.
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, - цель ради которой принята данная Коснституция
- А какие права имеете вы?
Я имею право:
1. на жизнь,
2. на свободу слова, мысли и религии,
3. на медицинскую помощь,
4. на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,
5. жить со своими родителями и воспитываться в семье,
6. на воспитание,
7. на уважение человеческого достоинства,
8. на защиту от жесткого обращения,
9. на Ф.И.О. при рождении,
10. на защиту от вовлечения в преступную деятельность,
11. на образование ,
12. на защиту от насилия в семье,
13. иметь гражданство своей страны,
14. на защиту от продажи в рабство,
15. на помощь со стороны государства по защите моих прав
«Сохраняя исторически сложившееся государственное единство» - единство России как государства
«Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов» - принципы разделенные миром
«Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» - народ помнит и ценит свое прошлое
«Стремясь обеспечить благополучие и процветание России» - будущее состояние страны при котором достигнут достаток во всех сферах жизни
«Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями» - ответственность за положение дел в стране
«Сознавая себя частью мирового сообщества» - Россия является неотъемлемой частью мирового сообщества, его полноправным членом
«Принимаем Конституцию Российской Федерации» - 12 декабря 1993 всенародным голосованием
Дак что же является богатством нашей родины?
Многонациональный народ
- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов отличается от другого языком, историей, культурой).
- Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее. И уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты РФ имеют свои органы печати, национальные театры, в школах этих регионов преподается национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции.
Но у всех людей есть нечто общее, то, что нас объединяет. Возьмем, наш класс. Что нас всех объединяет? (Общее дело, уроки, поручения школы, классный руководитель, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о народах России, которые, не смотря на различия, схожи образом мыслей, отношением к жизненным устоям, о чем свидетельствуют пословицы. Ведь именно в них заложена мудрость народа.
- Давайте выполним задание. Перед вами пословицы некоторых народов, проживающих в России, кроме русского:
«Еда подождет, но дело - нет» (Киргиз.)
«Ружье убило одного, а язык тысячу» (Чечен.)
«Правда сильнее силы» (Осетин.)
«Горькая правда лучше сладкой лжи» (Чуваш.)
«Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить» (Монг.)
Задание. Подберите пословицам народов России аналогичные русские пословицы. («Делу - время, потехе - час», «Острое словечко колет сердечко», «Правда в огне не горит, в воде не тонет», «Хлеб, соль ешь, а правду режь», «Слово - серебро, а молчание - золото».
Объединяют нас и общечеловеческие ценности. Какие? Узнаем, решив кроссворд.
1д
о
б
р
о
2в
е
р
н
о
с
т
ь
3с
о
ч
у
в
с
т
в
и
е
4н
а
д
е
ж
д
а
5л
ю
б
о
в
ь
6б
р
а
т
с
т
в
о
Вопросы:
1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.
2. Преданность, неизменность в своих чувствах.
3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.
4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.
5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.
6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.
Ключевое слово кроссворда - дружба. Какое хорошее и доброе слово. Наверное, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу.
У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства» или «ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА - БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов.
Среди любого народа есть хорошие и плохие люди. Однако, возвышать или унижать какой либо народ неправильно, опасно. Потому что плохих наций не бывает. А межнациональные конфликты разобщают общество, страну, делают государство слабым. Главное выстраивать дружбу между народами, основанную на любви, на терпимом отношении к чужому образу жизни. Об этом говорил и наш президент М. А. Медведев в своем обращении к россиянам 1 сентября 2009 г: «У нас - общая история и общее будущее. И где бы мы ни находились - нас окружаю люди разных национальностей. Когда необходимо было защищать Родину от врагов все народы России не жалели своих жизней во имя ее свободы. И сегодня залог процветания России - в единстве и сплоченности народов, которые проживают на нашей территории. Это наше богатство и преимущество, которое мы должны сохранить. Сохранить вместе с вами. Величие российской культуры определяется достижениями выдающихся ученых, инженеров, художников, композиторов, поэтов и писателей - представителей всех национальностей России».
Береза - рефлексия. Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Береза - символ России. На доске береза без листьев. На столе лежат листья двух цветов. Если вам понравился классный час, прикрепите зеленые листья к березке, если затрудняетесь ответить - желтые.
9