Программа библиотечных уроков в школе

    «Обучение школьников основам ББЗ».      Цель программы - Вызвать у школьника устойчивый интерес к книге, привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой и журналом и научить его ориентироваться в библиотечном пространстве, сформировать библиотечно-библиографическую  и информационную грамотность у учащихся  Задачи программы строятся из потребностей возрастных и   психологических особенностей школьников.   1-4 кл. - 1.Воспитывать устойчивый интерес к книге и желание преодолеть трудн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Бичурская средняя образовательная школа №2




« Одобрено »

Руководитель МО. Заместитель директора по ВР с детьми.

Агафонова Г.Г..___________

Протокол № ___ от

«____»____________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УР

__________ Арсентьева ЛЕ

«____»____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Бичурская средняя общеобразовательная школа№2»

__________Некипелова ЛД.

Приказ № ___ от «___»______________201г.




Программа

«Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний».
















Составитель: Педагог-библиотекарь Степанова Е.П.

Возраст участников программы 1-11 кл.








Бичура

2014-2015






Пояснительная записка.

Книга - это корабль мысли, странствующий по волнам времени и бережно несущий свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Френсис Бэкон)

Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеет школь­ная библиотека. С помощью школьной библиотеки можно успешно развивать познавательную активность учащихся, интерес к учению, формировать исследовательские умения учеников и, конечно же, лю­бовь к книге.

Разнообразные и необычные формы работы школьной библиотеки могут формировать:

  • интерес к чтению;

  • интерес к словарям и энциклопедиям;

  • интерес к исследовательской деятельности;

интерес к собственным умениям по восприятию информации.

Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеют биб­лиотечные уроки.

Программа «Обучение школьников основам библиотечно -библиографическим знаниям» предполагает обучение учащихся основам ББЗ в начальном и среднем звене школы.

Цель программы - Вызвать у школьника устойчивый интерес к книге, привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой и журналом и научить его ориентироваться в библиотечном пространстве, сформировать библиотечно-библиографическую и информационную грамотность у учащихся

Задачи программы строятся из потребностей возрастных и психологических особенностей школьников.

1-4 кл. -

1.Воспитывать устойчивый интерес к книге и желание преодолеть трудности чтения.

2. Научить пользоваться библиотекой и ее фондами.

3.Целеноправленное формирование основам самообразования;

4.Находить среди книг источник недостающих знаний;

5. Самостоятельно прочитывать материал, осмыслять, оценивать результаты своей работы;

5-7 кл.-

6.Приобщить к устойчивому чтению, включить в читательскую деятельность;

7.Овладеть основным навыкам самостоятельного чтения;

8.Формировать аналитическую мыслительную деятельность, способность к обобщению;

9. Привить познавательную активность путем приобщения к книге.

8-11 кл

10. Стимулировать формирование у учащихся умений и навыков самообразовательной работы;

11. Обучить самостоятельному творческому поиску необходимой литературы;

12.Знакомство со справочным аппаратом библиотеки и с прикнижным списком литературы.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

• свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

• сотрудничества и ответственности;

• сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

• систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Формы методы работы с учащимися разнообразны: Библиотечные уроки - лекции, интеллектуальные игры, уроки - загадки,, библиографическая игра - соревнование, игра -аукцион, бинарный библиотечные уроки, исторические игры путешествия, деловые игры.

Методы работы с учащимися: иллюстративные, групповые, индивидуальные, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа рассчитана с 1 - 11 класс. Всего 20 часов. В год по 2 часа. Обучение ББЗ учащихся 1- 11 классов.












Учебно-тематический план.





Продолжительность

занятий

Периодичность в

полугодие

Количество часов в год

1 кл. - 1 часа

2 кл. - 1 часа

3 кл. - 1 часа

4кл. - 1 часа

5 кл. - 1 часа

6 кл. - 1 часа

7 кл- 1 часа

8кл. - 1 часа

9кл. - 1 часа

10 кл. -1час

11 кл.-2 часа

1 раз

1 раз

1 раз

1 раз

1 раз

1 раз

1 раз

1 раз

1 раз

1раз

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

1 часа

1 часа

2 часа

всего:

20 час








Номер по порядку

Наименование разделов

Общее количество

В том числе

Практических

Теоретических

1 кл

1. Библиотека, или город твоих друзей. Знакомство с библиотекой.

2.Разноцветные страницы. Правила обращения с книгой

1

1

1

0,5

0,5

2 кл

1.Как рождается книга. Строение и структура книги.

2. Журналы и газеты для детей младшего школьного возраста.

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

3 кл.

1. Знакомство с научно- познавательной литературой для младших школьников.

2. Твои первые словари и справочники.

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

4 кл.

1.О книге и библиотеке.

2. Работа с книгой и текстом.

1

1

0,5

0,5

1

5 кл

1.О книге и библиотеке. Какой я читатель.

2.Справочная литература.

1

1

1

0,5

0,5

6 кл

1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

2. Периодические издания для детей среднего

школьного возраста

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

7 кл

1.Книга и ее создатели. Структура книги использование ее научно - справочного аппарата.

2. Научно -популярная литература и справочная литература для школьников среднего звена.

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

8 кл

1.Переиодические издания для учащихся старших классов.

2.Научно - популярная литература для учащихся старших классов.

1

1

1

0,5

0,5

9 кл.

1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

1

0,5

0,5

10 кл.

1.Библиография - ключ к знаниям. Методы самостоятельной работы с книгой.

1

0,5

0,5

11 кл.

1.Современные методы работы с источниками. ИКТ.

2

1

1

Итого:

20 час

11

9



Содержание программы.

1 класс.

1. Библиотека, или город твоих друзей. Знакомство с библиотекой. Знакомство с библиотекой , с некоторыми библиотечными терминами. Знакомство с правилами обращения с книгой и библиотекой. Уяснить понятия Абонемент, Читальный зал, читательский формуляр.1 час.

Форма урока: Экскурсия.

Практическая часть: Выбор книги в библиотеке.

Форма контроля: Опрос по пройденному материалу.

2.Разноцветные страницы. Правила обращения с книгой.

Научить первоклассников бережно, правильно обращаться с книгой, научить мелкому ремонту книг, воспитывать бережное отношение к природе. 1 час

Форма урока: урок -лекция с практическими заданиями

Практическая часть: ремонт книг.

Форма контроля: Ремонт книги и знания правил обращения с книгой.

2 класс.

1.Как рождается книга. Строение и структура книги.

Ближе познакомить учащихся с книгой , с ее элементами ( обложка. титульный лист, содержание, иллюстрации), подготовить к самостоятельному выбору книги.

Форма урока: лекция- мультимедийная презентация

Практическая часть: самостоятельный выбор книги.

Форма контроля: опрос учащихся.

2. Журналы и газеты для детей младшего школьного возраста.

Знакомство с периодическими изданиями для детей младшего школьного возраста, выработка умений и навыков периодической печати.

Форма урока: беседа, урок творчества.

Практическая часть: создание журнала сами.

Форма контроля: создание журнала сами по разделам и темам.

3 класс.

1. Знакомство с научно- познавательной литературой для младших школьников.

Познакомить учащихся с научно - познавательной литературой и работой с ней. Почемучкины книжки, книги писателей - Акимушкина И. , Лев. Ф., Н. Павлова и др.

Эти книги могут дать расширенный ответ на интересующие вопросы истории, астрономии, географии, биологии.

Форма урока: лекция, мультимедиа

Практическая часть: рассказ учащихся об одной из книг

Форма контроля: опрос, викторина о животных

2. Твои первые словари и справочники.

Заинтересовать учащихся справочной литературой и научить самостоятельной работе с ней. Работа с Детской энциклопедией, Все об всем, Я познаю мир и т.д.

Форма урока: лекция, интеллектуальная игра, мультимедийная презентация.

Практическая часть: научить самостоятельной работе со справочной литературой.

Форма контроля: интеллектуальная игра.

4 класс.

1.О книге и библиотеке.

Заинтересовать учащихся историей книги, рассказать о роли, которую играла книга в развитие человечества, вызвать у ребят желание ближе познакомиться с книгой и библиотекой.

Форма урока: лекция, мультимедийная презентация.

Практическая часть:

Форма контроля: мультимедийная викторина.

2. Работа с книгой и текстом.

Дать понятие структуры книги - главы, аннотация, содержание, список литературы, различные виды иллюстраций - фотографии , рисунки чертежи, карты.

Познакомить учащихся с различными типами текстов, научить определять принадлежность текста тому или иному типу (инструкция, реклама, объявление, заметка, заявление и т.д.).

Форма урока: игра - путешествие

Практическая часть: написание текстов

Форма контроля: опрос, написание текстов.

5 класс.

1.О книге и библиотеке. Какой я читатель.

Обратить внимание ученика на его отношение книге настроить на вдумчивое, внимательное чтение, получить информацию о литературных вкусах детей.

Форма урока: лекция, мультимедийная презентация

Практическая часть: анкета

Форма контроля: ответы на анкету читателей.

2.Справочная литература.

Расширенное знакомство со словарями и справочниками, энциклопедиями и применение их в научно - исследовательской работе.

Форма урока: лекция.

Практическая часть: групповые занятия, работа со справочной литературой

Форма контроля: опрос, поиск информации на заданную тему.

6 класс.

1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

Первоначальное знакомство со структурой систематического и алфавитного каталога, выработка навыков и умений работы с каталогом при поиске литературы, знакомство с автоматизированным каталогом.

Форма урока: лекция -мультимедийная презентация.

Практическая часть: работа с карточками каталога, каталогом, автоматизированным каталогом.

Форма контроля: поиск карточки в каталоге.

2. Периодические издания для детей среднего

школьного возраста.

Знакомство с периодическими изданиями для детей среднего школьного возраста. Многообразие изданий журналов и газет, их структура.

Форма урока: лекция - обзор.

Практическая часть: работа в группах с периодическими изданиями, поиск информации.

Форма контроля: чтение информации из журнала или газеты.

7 класс.

1.Книга и ее создатели. Структура книги использование ее научно - справочного аппарата.

Расширить знания подростков об элементах и структуре книги (супер обложка, форзац, фронтиспис, шмуцтитул и сведение, которые помещаются на титуле - серия, сведения о переиздании, переводчик, художники оформители).

Форма урока: лекция, работа с литературой.

Практическая часть: индивидуальные занятия.

Форма контроля: опрос- викторина.

2. Научно - популярная литература и справочная литература для школьников среднего звена.

Расширить знание учащихся о научно -популярная литература и справочная литература для школьников среднего звена.

Форма урока: урок- путешествие «Загадки страны «Почмучляндии»»

Практическая часть: знакомство с многообразием литературы.

Форма контроля: ответы на вопросы по ходу урока.

8 класс.

1.Преиодические издания для учащихся старших классов.

Способствовать формированию устойчивого интереса к молодежным газетам и журналам. Знакомство с новыми изданиями. Дать основные понятия периодика, рубрика и периодические издания.

Форма урока: лекция- обзор.

Практическая часть: групповые занятия с периодическими изданиями.

Форма контроля: поиск информации, ответы на вопросы

2.Научно - популярная литература для учащихся старших классов.

Расширить знание о научно - популярной литературе и дать устойчивое понятие о книгах связанных со школьными предметами физике, химии, биологии и т.д., библиографические очерки, мемуары, публицистические произведения, в помощь юным исследователям и техникам - конструкторам. О своеобразие чтения и пути использования их на практике.

Форма урока: лекция- обзор.

Практическая часть: групповые занятия с научно популярной литературой.

Форма контроля: поиск информации, ответы на вопросы викторины.

9 класс.

1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

Знакомство со справочно-библиографический аппарат Центральной библиотеки.

Форма урока: экскурсия в ЦБ.

Практическая часть: Осмотр и знакомства с СБА.

Форма контроля : опрос о пройденном и поиск информации по СБА ЦБ..

10 класс.

1. Библиография - ключ к знаниям. Методы самостоятельной работы с книгой.

Цель чтения и методы самостоятельной работы с книгой, статьей. План книги, статьи. Конспектирование. Виды конспектов. Библиографическое оформление . Список используемой литературы.

Форма урока: лекция.

Практическая часть: групповые занятия с источниками..

Форма контроля: написание конспекта и оформления списка используемой литературы.

11 класс.

1.Современные методы работы с источниками. ИКТ.

Работа с Интернетом. Поисковые системы.

Форма урока: лекция, работа с ИКТ.

Практическая часть: работа с ИКТ

Форма контроля: создание файлов с информации по темам.








Методическое обеспечение программы.

Наименование темы

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал и техническое обеспечение

Формы контроля

1 класс.

1.Экскурсия.

2.Урок - лекция

Рассказ, демонстрация, самостоятельная работа

Библиотека, книги.

Опрос. Ремонт книги и знания правил обращения с книгой.

2 класс.

1. Лекция- мультимедийная презентация

2. Беседа, урок творчества.

Рассказ,

демонстрация.

Библиотека, книги.

Мультимедиа.

опрос учащихся, создание журнала сами по разделам и темам.

3 класс.

1. Лекция, мультимедиа

2. Лекция, интеллектуальная игра, мультимедийная презентация.

Объяснительно -

демонстративный,

иллюстративный.

библиотека, книги.

Мультимедиа.

опрос, викторина о животных,

интеллектуальная игра.

4 класс.

1. Лекция, мультимедийная презентация.

2. Игра - путешествие.

Объяснительно -

демонстративный,

игровой, иллюстративный.

библиотека, книги.

Мультимедиа.

Мультимедийная викторина,

опрос, написание текстов.

5 класс.

1. Лекция, мультимедийная презентация

2. Лекция и практическая работа.

Объяснительно -

демонстративный,

эвристически.

Библиотека, книги, словари,

энциклопедии.

Опрос учащихся,

поиск информации на заданную тему.

6 класс.

1. Лекция, мультимедийная презентация.

2. Лекция - обзор.

Объяснительно -

демонстративный,

поисковый

Библиотека, книги.

Мультимедиа, каталоги и каталожные карточки.

Опрос учащихся,

чтение информации из журнала или газеты, поиск карточки в каталоге.

7 класс.

1. Лекция, работа с литературой.

2. Урок- путешествие «Загадки страны «Почмучляндии».

Объяснительно -

демонстративный,

игровой.

Библиотека, книги,

справочная литература

Ответы на вопросы по ходу урока.

Опрос- викторина.

8 класс.

1. Лекция - обзор.

2. Лекция - обзор.

Объяснительно -

демонстративный.

Библиотека, книги.

Мультимедиа.

Поиск информации, ответы на вопросы.

9 класс.

Экскурсия в ЦБ.

объяснительно -

демонстративный

Центральная библиотека, книги, СБА.

Поиск информации, ответы на вопросы

10 класс.

Лекция - обзор.

Объяснительно -

демонстративный,

поисковый

библиотека, книги.

Написание конспекта и оформления списка используемой литературы.

11 класс.

Лекция, работа с компьютером и Интернетом, ИКТ.

Объяснительно -

демонстративный,

поисковый.

Класс информатики,

компьютеры.

Создание файлов с информации по темам.









Список литературы.

  1. Ананьева Л. Читаем книжки от форзаца до сноски: Урок в 5-м кл. //Библиотека в школе: Прил. к газ. "Первое сентября".- 2002.-N 4. - С. 11.

  2. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы.,Колибри; Болеро; Озон, 2004

  3. Библиотечно-библиографическое обслуживание // Справочник библиотекаря. 2-е изд. СПб., 2001. С. 139-192.

  4. Библиотечно-библиографические знания - школьникам: Практ. пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. - 3 -е изд., перераб. и доп..- М.: из-во «КН.Палата», 1989.-216с.

  5. Библиотечные уроки. Выпуск 2: Обучение школьников основам библиотечно-библиографическим знаний. Методическое пособие. 1-11 классы . -2-е изд., стереотипное. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

  6. Гнедина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно - метод. пособие.- 2-е изд., перераб. - М.: Школьная б-ка,2003.-296с.

  7. Гречихин А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры/Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 1994. - С. 15.

  8. Качанова Е.Ю. Библиотечная инноватика и инновационная деятельность школьной библиотеки: определяем горизонты развития//ШБ.- 2002.- №5.- С.14-21.

  9. Коренькова Т. Г. В библиотеку за информационной культурой/Т. Г. Коренькова, С. В. Олефир //Школьная библиотека.-2000.-N 1. - С. 52-53 Представлен опыт организации занятий по программе "Основы библиотечно-библиографических знаний, которые проводят библиотекари г. Озерска (Челябинская область)

  10. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности//Школьная библиотека.-2001.-N 8. - С. 16-20.Тематическое планирование уроков в 9 классе.

  11. Маски- подсказки: Метод. карнавал типичных ошибок и ярких находок в библиотечных уроках //Библиотека в школе:2002.-N 24.С. 21-24.Разработки библиотечных уроков, викторин, игр для 4-6 классов.

  12. Морару С. Библиотечный урок в 1 классе //Школьная библиотека.-2001.-N 4. - С. 40-42.

  13. Морару С. Библиотечный урок во 2 классе //Школьная библиотека.-2001.-N 5. - С. 32-33.Разработка урока на тему «Строение книги. Культура чтения».

  14. Морозова Т. Хороший каталог - это наша работа // Библиотека. 1998. № 7. С. 1. (Статус: школьная.)

  15. Осетрова Н.В. Книга и электронные средства в образовании/ Н.В. Осетрова, А.И. Смирнов, А.В. Осин.М.:Логос,2002.-142 с.

  16. Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: Библ. урок для 6 кл. //Школьная библиотека.-2000.-N 4. - С. 31-34.Цель урока - первоначальное знакомство учащихся 6 класса со структурой сист. каталога для выработки в дальнейшем навыков и умений работы с ним при поиске литературы.

  17. Соколова Т. Е.Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности //Начальная школа: плюс - минус.-2000.- N 5. - С. 36-46.Программа комбинированных уроков по библиотечно-библиографической грамотности и планы комбинированных уроков в начальной школе

  18. . Трухина М. Здравствуйте, уважаемая редакция! // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». 2001. № 7. 1-15 апреля. С. 6. (Маленький совет)

  19. Учись искусству чтения (методические рекомендации в помощь проведения биб. уроков учащихся 1-8 кл.) / Респ. дет. б-ка. им. Гайдара.- Ижевск: Удмуртия, 1980.

  20. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: [Учеб.-метод. пособие] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова [и др.] ; [ Науч. ред. Н. И. Гендина] - М.: Шк. б-ка, 2002

  21. Формирование информационной культуры школьников формами библиотечной деятельности: Материалы семинара школ. библиотекарей, 22 окт.2001 г./Сост. Хабибулина Т.В.-Лесной,2001.-36 с.

  22. Фролов М. И. Учимся работать на компьютере: Самоучитель для детей и родителей. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.- 376 с.: ил.

  23. Чеснокова Т. Библиотечные уроки: из опыта проведения/ Т. Чеснокова, Е. Попова // Школьная библиотека.-2002.-N 8. - С. 24-25.

  24. Чулкина Г. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Программа курса. 1-8 кл. //Школьная библиотека.-2001.-N 1. - С. 8-13.

  25. Я люблю читать/ Ред.-сост. Л.И. Жук- Мн.: Изд. ООО «Красико - Принт», 2004 -128с.(Праздник в школе).

  26. Якушина Е.В. Новая информационная среда и интерактивное обучение (программа обучения работе в Сети для учащихся 13-17 лет) // Лицейское и гимназическое образование. - 2000. - № 2 (15). - С. 22-25.

© 2010-2022