Методическая разработка открытого воспитательного занятия «Экономика семьи»

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ « Каширская коррекционная общеобразовательная школа - интернат»





Методическая разработка

открытого воспитательного занятия


«Экономика семьи»










Черникова Т. В., воспитатель



2015г., г Кашира



Тема «Экономка семьи».

Цели:

-дать представление об экономике в целом и экономике семьи;

-развивать интеллект, социальное и экономическое мышление;

-формировать умение оперировать экономическими терминами и понятиями;

-коррекция мыслительных процессов и речи.

Оборудование: индивидуальные задания «Расскажи о своей семье» и «Бюджет моей семьи на месяц».

Предварительная работа: узнать у родителей основные параметры семейного бюджета.

Структура занятия:


  1. Введение в тему.

  2. Основная часть/теоретическая/.

  3. Практическая часть.

  4. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Введение в тему.

-Тема нашего занятия «Экономика семьи». А что означает слово «экономика»? /ответы детей/

- Умение беречь деньги, вещи, продукты, толково вести хозяйство, чтобы в нем ничего зря не пропадало, а напротив, все вам служило и вами использовалось.

- Слово «экономика» произошло от греческого выражения «искусство ведения дома, домашнего хозяйства». Какое может быть хозяйство? /ответы детей/ Правильно. Хозяйство целой страны, хозяйство какой - нибудь отрасли, например, сельское или городское, или хозяйство семьи. Вот об этом мы с вами и поговорим.

- Какое же особенное искусство нужно, чтобы вести домашнее хозяйство? Знай себе, покупай вкусную еду и красивую одежду - вот и все искусство. Нет. Это не так. Вести дом - искусство не простое.

2.Основная часть.

- Представьте себе семью, состоящую из 4 человек: мамы, папы, бабушки и внука Сережи.

- Как правильно распорядиться семейными деньгами, чтобы у всех было все необходимое и избежать долгов?

- Послушайте, как ведется хозяйство в семье Петровых.

В семье папа и мама работают, а бабушка получает пенсию. Из этих денег и складывается семейный бюджет.

- Государственный и территориальный бюджеты составляются обычно на год, а семейный - на месяц.

- Распоряжается семейным бюджетом в семье Петровых, по общему согласию, папа. Ведь его профессия - экономист. Папа выделяет часть денег на ежедневные, текущие расходы. Что это за расходы? /ответы детей/

-Правильно. Покупка продуктов, одежды, средств гигиены, лекарств, оплата квартиры, воды, света, газа- эти деньги папа тоже разделяет на несколько частей. На коммунальные расходы деньги нужны один раз в месяц. Папа откладывает их отдельно. Продукты - крупу, муку, соль, сахар, словом, бакалею в семье закупают раз в 3 месяца. А вот мясо, хлеб, молочные продукты, фрукты и овощи - один раз в 2, 3 дня. Газеты и журналы - каждый день, а вот лекарства по мере необходимости. Итак, с продуктами и оплатой за квартирные расходы мы разобрались. Еще нужно не забыть про телефонные расходы, как правило, за телефон платят 1 раз в месяц.

- Поговорим об одежде. Прежде всего одежда необходима Сереже - он ведь быстро растет. Всем членам семьи одежда нужна летняя - легкая и осеннее - зимняя - теплая. Обычно на семейном совете все вместе решают, кому и что покупать в этом месяце.

- Но кроме текущих расходов есть расходы крупные. Например, покупка компьютера, телевизора, мебели. На эти расходы папа откладывает деньги понемногу каждый месяц.

- Что мы еще забыли? /ответы детей/

- К крупным расходам относится и поездка всей семьи на летний отдых к морю. На неё деньги копят в семье Петровых весь год.

- Есть в семье расходы на развлечения - посещения театров, кино, музеев, покупку книг, дисков, подарков для друзей и родных, поведение праздников и дней рождения.

- Подумайте, на что еще нужны деньги?

- На оплату детского садика, куда ходит Сережа, покупку вещей для спортивных занятий - коньков, лыж, мячей, велосипедов. Вот как много нужно денег семье Петровых. Но они укладываются в свой семейный бюджет. Как вы думаете, почему? /ответы детей/ Правильно. Потому что семья Петровых дружная, а папа правильно распределяет деньги. Расходы в этой семье не превышают доходов, поэтому Петровы не берут деньги в долг у соседей, ни в кредит у государства.

- А вот одолжить денег всегда могут, поскольку всегда некоторый запас имеется. Кстати, папа все доходы и расходы записывает в тетрадь.


  1. Практическая часть.

/дети получают индивидуальные листы - задания/

-Расскажите о своей семье. Сколько в ней человек? Кто в семье работает и вносит деньги в семейный бюджет? Кто заведует деньгами? Дают ли вам родители «карманные» деньги? Как вы их тратите? Дарите ли вы подарки друзьям и родным из своих карманных денег или просите у родителей?

Берет ли ваша семья деньги в долг? В кредит у государства? На какие вещи? Почему? Какие траты вы считаете самыми важными в вашей семье? /рассказы детей/

- Представьте, что девочке Тане папа доверил составить бюджет семьи на один день. А как Таня распорядилась деньгами, вы узнаете из стихотворения.

Таня и бюджет.

Доверили Танюше

Вести бюджет семьи

- Сперва куплю игрушек,

Ведь мне нужны они!

В доме много разных круп -

На обед мы сварим суп.

Купим вкусное мороженое,

Купим булочки творожные.

Купим книжек и газет,

Это выдержит бюджет!

Может, купим попугая -

Пусть по комнате летает.

С птицей станет веселей -

Попугайчик всех милей!

Купим дедушке носки,

Брату - лыжи и коньки,

Купим бабушке платок,

Папе купим молоток,

Маме купим платье -

Ну, пожалуй, хватит.

- Как вы думаете, правильно ли Таня построила бюджет семьи? Если не правильно, то почему? /ответы детей/ Верно. В первую очередь надо покупать самые необходимые вещи - продукты питания, одежду, лекарства, а не сладости. А игрушки можно купить, если останутся деньги.

- Не только в семье есть своя экономика, но и на каждом предприятии, фабрике, заводе, в школе, детском саду, и государстве в целом. Бюджет государства принимается Государственной Думой.

Ответьте на вопросы:

1. Что означает слово экономика?

2. Что такое бюджет?

3. Как правильно строить бюджет семьи?

4. Кто вносит деньги в бюджет вашей семьи?

5. Кто и как ведет домашнее хозяйство в вашей семье?

6. Хватает ли вашей семье денег на расходы?

Отгадайте загадку:

Тех, кто деньги зря мотает,

Деньги кто не бережет,

Тех в народе называют

Очень точным словом…/мот/

Выполните задание:

-Попробуйте составить бюджет вашей семьи на месяц.

/дети получают индивидуальные листы - задания и вписывают нужные цифры /


  1. Итог занятия:

-Чему научились на занятии?/составлению семейного бюджета/

-Что означает слово «бюджет»?/доходы и расходы за определенное время/.

-Что значит экономить? /бережно расходовать/






Приложение№1

Бюджет моей семьи на месяц.

Доходы: Расходы:

1.зарплаты - 1. плата за квартиру/свет, газ, воду,

телефон/-

2.пенсии- 2. питание-

3.алименты- 3. выплаты по кредиту-

4.пособия от 4. лекарства, газеты, книги-

государства-

5.другие доходы- 5. одежда и обувь-

6.плата за детский сад-

Всего: 7. деньги на проезд-

Всего:

Копилка:


  1. на покупку больших вещей-

  2. на летний отдых-




Приложение№2

Расскажите о своей семье.


  1. Сколько в ней человек?


  1. Кто в семье работает и вносит деньги с семейный бюджет?


  1. Кто заведует деньгами?


  1. Дают ли вам родители «карманные деньги»?


  1. Как вы их тратите?


  1. Дарите ли вы подарки друзьям и родным из «карманных» денег или берете у родителей?


  1. Берет ли ваша семья деньги в долг? В кредит у государства? На какие вещи? Почему?


  1. Расскажите, какие траты вы считаете самыми важными в семье? Почему?



© 2010-2022