Методическая разработка

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности В работе раскрыв...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1 тема: «Одаренные дети. Диагностика одаренности»

Людям на собеседовании при поступлении на серьезную должность задают неожиданную простую задачу: «как засунуть жирафа в холодильник». И без того, взволнованный собеседованием человек, впадает в ступор, при мысли о том, зачем вдруг им знать: как мне запихнуть этого жирафа в холодильник?

Слайд 2 Задача

Вопрос 1: Как положить жирафа в холодильник?

Предполагаемое верное решение: Открыть холодильник, положить туда жирафа, закрыть холодильник.


Вопрос 2: Как запихнуть слона в холодильник?

Предполагаемое НЕверное решение: Открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник.
Предполагаемое верное решение: Открыть холодильник, вынуть оттуда жирафа, засунуть туда слона, закрыть холодильник. .

Вопрос 3: Лев позвал всех зверей на собрание. Пришли все, кроме одного. Что это за зверь?

Предполагаемое верное решение: Это слон. Он же в холодильнике, помните?


Вопрос 4: Вам нужно пересечь большую реку, которая кишит крокодилами. Как вам это сделать?

Предполагаемое верное решение: Вплавь, так как все крокодилы на собрании, организованном львом.


Как вы думаете, с какой целью задают эти вопросы, что хотят выяснить этими вопросами?

1вопрос помогает понять, нет ли у вас склонности пытаться найти запутанные способы решения для тривиальных (банальных) заданий.

2 вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий

3 вопрос проверяет вашу память.

Теперь даже если вам не удалось правильно ответить на предыдущие три вопроса, у вас все же остался шанс показать, на что вы способны.

4 вопрос позволяет выяснить, как быстро вы способны учиться на собственных ошибках

По данным статистики , 90% тех, кто пытался, не смогли решить все 4 вопроса этой задачи. Это еще раз доказывает, что большинство из нас привыкли думать по шаблону, во всем искать логику.

А эта задача направлена на оценку способностей мыслить творчески, любой ответ в этом случае будет верным, то есть отражающим креативные способности.

В реальной жизни человек чаще всего сталкивается с такими задачами, когда условие одно, а правильных ответов много: «Кем быть?», «За кого голосовать?», «Какого друга выбирать?», для решения которых требуется выбор нескольких правильных ответов. Именно мышление в различных направлениях (т.н.дивергентное мышление) ученые считают основой творчества

Слайд3Стихотворение

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной
Трудно определить, кто из детей одарен. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем. Но на вопрос о том, сколько всего одаренных, как и на вопрос, сколько в обществе может быть выдающихся людей, как ни странно, ответить несколько проще. Специалисты по математической статистике, опираясь на закон нормального распределения, сделали вывод: в любой популяции общее число нормальных особей колеблется в интервале 60-70%, соответственно количество отклонений (одаренных и отстающих) будет находиться в этом случае в пределах 15-20 %. Причем, чем выше степень отклонения (как одаренности, так и отсталости), тем реже это отклонение можно встретить.

Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь.

  1. Я предлагаю нашим группам выполнить 1 задание (дать определение одарённого ребёнка и одарённости).

У вас на столах находятся карточки с отдельными фразами из определения «Одарённый ребёнок» и «Одарённость». В течение минуты вы должны составить определение, озвучить его.

Итог: Слайд4 и 5.Одаренность и Одарённый ребенок

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 6 одаренный ребенок"

В современной психологии под словосочетанием "одаренный ребенок" понимается определенная исключительность, девиантность, отклонение, которые выходят за пределы общей нормы.

В педагогической литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

Слайд 7 виды одаренности

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

(юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.), эту категорию детей чаще называют талантливыми;

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность)

-Дети обладающие лидерскими способностями

Слайд 8

  1. А сейчас мы попробуем коллективно составить карту одарённости.

Карта одарённости

Сфера познавательного развития (интеллект и творчество).

  • Умение ……. мыслить, предлагать ……..,…….. решения.

  • Способность …………… решения проблем.

  • Способность …….., ……. в интересное задание.

  • Умение ……… мысли.

  • Интерес к решению ………… …….., требующих умственного усилия.

  • Проявление разносторонней ………..

  • Умение делать …….. и ……...

Психосоциальная сфера.

  • Самостоятельность, умение …….. ……...

  • …………. в выполнении задания.

  • Готовность отстаивать ………. ……. ……., независимость в суждениях.

  • Склонность к ………..

  • Чувство ……….

  • Склонность к ……….

  • Терпимость к ……….

  • Уверенность в …….. ……..

Итог: Слайд 9 Карта одарённости

Сфера познавательного развития (интеллект и творчество).

  • Умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения.

  • Способность находить альтернативные пути решения проблем.

  • Способность увлекаться, уходить « с головой» в интересное задание.

  • Умение четко излагать свои мысли.

  • Интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия.

  • Проявление разносторонней любознательности.

  • Умение делать выводы и обобщения.

Психосоциальная сфера.

  • Самостоятельность, умение принимать решения.

  • Настойчивость в выполнении задания.

  • Готовность отстаивать свою точку зрения, независимость в суждениях.

  • Склонность к лидерству.

  • Чувство юмора.

  • Склонность к самоанализу.

  • Терпимость к критике.

  • Уверенность в своих силах.

Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессионалы психологи. Мы облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее - концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. Согласно этой концепции одаренность есть сочетание трех основных характеристик. Как вы думаете, каких?

интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень),

креативности (творческость),

и настойчивости (мотивации, ориентированной на задачу).

Слайд 10 Рензулли

Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих выдающиеся способности (интеллект), креативность (творческость), и настойчивость (мотивацию),
Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли

Методическая разработка



Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ). В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического и творческого мышления. В последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.
Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные.

Итак, у Джозефа Рензулли, одаренность - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики.

Однако, сам автор этой концепции, говорит, что к одаренным следует относить любого ребенка, который демонстрирует уровень, свойственный одаренным, хотя бы по одному из выделенных параметров.

Слайд11

Любому обществу нужны одарённые люди. И задача школы состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности одаренных детей..

Слайд 12

При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- наблюдение;
- общение с родителями;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Основная работа ложится на плечи школьного психолога, но такие методы как общение с родителями и наблюдение под силу любому учителю.

Я предлагаю вам немного отдохнуть и пройти простой тест.

Слайд 13

Еще несколько несложных тестов.

Слайд 14 и 15

Методическая разработка

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

Слайды 17, 18, 19,20,21,22,23,24,25

Слайд 27 Притча

Я желаю нам всем, чтобы все наши труды падали на плодородную почву и давали дружные всходы.



© 2010-2022