- Преподавателю
- Классному руководителю
- Урок мужества Афганистан, ты моя боль
Урок мужества Афганистан, ты моя боль
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковалева И.В. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №2
Урок мужества
«АФГАНИСТАН,
ТЫ МОЯ БОЛЬ»
Классный руководитель 7-А класса
Ковалева И.В.
Цели:
-
В годовщину вывода советских войск из Афганистана рассказать детям о событиях афганской войны.
-
Помочь осмыслить события афганской войны с общечеловеческой точки зрения;
-
Помочь ребятам понять, почему мы должны помнить трудные времена в жизни нашего народа, наших близких.
-
Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужому горю, чужой беде.
-
Воспитать чувство уважения к участникам афганских событий.
-
Воспитывать патриотизм и интернационализм в подрастающем поколении.
-
Формировать активную гражданскую позицию
-
Развивать информационную, самообразовательную, поликультурную, коммуникативную компетентности учащихся
Задачи:
-
Актуализировать опорные знания учащихся об афганской войне
-
Стимулировать поисковую и творческую активность
-
Организовать свободный и непринужденный обмен мнениями
-
Способствовать формированию патриотизма, интернационализма, активной гражданской позиции
-
ОБОРУДОВАНИЕ: доклады учащихся, портреты воинов - афганцев
Подготовительная работа:
-
Подбор научно-методической, публицистической и художественной литературы по теме классного часа.
-
Определение классным руководителем совместно с учащимися формы проведения и схемы выступления.
-
Распределение обязанностей к подготовке
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
О мужество!
Оно - стальной клинок,
Которому вовек не притупится;
Истории прекрасные страницы
Оно слагает из бессмертных строк
Оно украшено, оно согрето
Бесчисленными красками, и нет
Средь красок тех единственного цвета..
Ему не ведом страха черный цвет!
Учитель: Тема нашего классного часа - «Афганистан, ты моя боль». Почему мы сегодня говорим об этом? За что же велась там война в течение 10 долгих лет?
Если мы посмотрим на географическую или политическую карту мира и попытаемся отметить на ней красными точками территории, на которых были и есть войны и военные конфликты, то таких «горячих точек» будет очень много : Афганистан, Босния, Косово, Таджикистан, Дагестан, Чечня, Южная Осетия, Абхазия…
« Когда горит планета и мир в большом огне» - на защиту мира встают солдаты. Так было и в Афганистане в 1979 году.
Что же это за страна - Афганистан?
Докладчик 1: Афганистан - государство в юго-западной части Азии, граничащее с СССР. Столица - Кабул. Площадь - 652,2 тыс.кв.м. Господствующая религия - ислам.
Очень много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор… У афганского народа свои поверья. Чай - непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток…
(фото 1)
Учитель: Какая же ситуация сложилась тогда в Афганистане? Из-за чего все началось?
Докладчик 2: Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС . Ограниченный контингент советских войск оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным учасником.
В конфликте принимали участие силы правительства Афганистана с одной стороны и вооруженная оппозиция ( моджахеды, или душманы) - с другой.
Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран - членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы. 25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в Афганистан.
(фото 2)
Учитель: Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 года до 15 февраля 1989 года, то есть 2238 дней. И если раньше об этих страшных событиях говорили шепотом, то потом появилось много статей, книг об Афгане, в которых раскрывалась страшная правда о войне.
Убито и ранено… Калеки, психически больные… Дети-сироты… Седые матери… Могилы, могилы… Страшная цена мира…
Ученик: Читает стихотворение воина-афганца С.Боева
Приказ ( Десант)
У Бога, видно, выходной,
И дьявол судьбами играет.
В эфире слабый позывной,
Десанта рота погибает.
Молчат сурово небеса,
Надежды нет, подмоги- тоже,
Лишь смерти шелестит коса,
И ротный стонет: «Боже, Боже!»
А враг сжимает круг огня,
Младые души отнимает,
Молитва Богу - вся броня,
И ротный с каждым умирает.
Все тише шепчет: «Боже мой,
Приказ, приказ! Страна за нами!...»
И смотрит в небо над собой
Навек застывшими глазами.
Учитель: Так продолжалось 10 лет, 2238 дней.14 апреля 1988 года в Швейцарии министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз с 15 мая 1988 года начал вывод своих войск с территории Афганистана. Операцией руководил командующий ОКСВ генерал-лейтенант Борис Громов. Последние войска выходили 15 февраля 1989 года через мост «Дружба» в г.Термез.
(Фото 3)
Ну, вот и кончилась война,
Которая была не наша…
С момента этого события прошло 22 года. Вот почему мы сегодня говорим об этом. Афганистан не должен уходить из памяти. Более 15 тысяч погибших, пленных и пропавших без вести - 333. А те, кто остался жив, не очень охотно вспоминают страшные дни, не любят говорить об этом.
Афганистан - это боль, скорбь, память; это война, в которой наши ребята были просто солдатами…
Чтение стихотворений об Афганистане
Ученик 1:
Где-то с вышины донесся гул.
Есть машины времени на свете-
Это самолет Москва-Кабул.
Время подустало в бурном беге,
Прилегло, чтоб новый взять разбег.
Я взлетел в родном, двадцатом веке,
Грохнулся - в четырнадцатый век.
Время, ты не вовремя уснуло:
Встал на друга друг, на брата брат,
Женщина проходит по Кабулу,
На груди, сжимая автомат.
Ученик 2:
Мы в горы делаем бросок,
В желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок,
Как будто ем я что-то с хрустом.
Но, зубы сжав и автомат,
От пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад
Свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада,
Раз надо Родине - мне надо.
Ученик 3:
Горит звезда над городом Кабулом.
Горит звезда прощальная моя.
Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,
Когда на снег упал в атаке я…
И я лежу, смотрю, как остывает
Над минаретом синяя звезда.
Кого-то помнят или забывают,
А нас и знать не будут никогда…
Горит звезда декабрьская, чужая,
А под звездой дымится кровью снег.
И я слезою последней провожаю
Все, с чем впервые расстаюсь навек.
(Фото 4)
Докладчик 3: В нашей школе учился герой афганской войны Александр Пластовец. Лейтенант Пластовец принимал участие во многих боевых операциях, в которых проявил себя настоящим профессионалом, умелым командиром, мудрым воспитателем для солдат. Александр Алексеевич погиб 28 января 1984 года при проведении рейда в районе населенного пункта Газа, где рота встретила сильное сопротивление противника. За мужество и отвагу, проявленные в боях, он был награжден орденом «Красная Звезда» и посмертно - орденом «Красного знамени».
(Фото 5-9)
Александр Пластовец был мужественным и храбрым офицером, который добросовестно выполнил свой воинский долг. Память о нем увековечена в памятнике погибшим афганцам, в книгах «Навечно в строю» и «Долг, оплаченный жизнью». В г. Николаевка (г. Славянск), на родине героя, установлены мемориальные доски в общеобразовательной школе № 1 и на одном из домов по улице Воинов-интернационалистов. В Донецком областном краеведческом музее и в музее «Донбасс непокоренный» находятся экспонаты, которые хранят память о нашем земляке. В Донецком Высшем военно-политическом училище размещены материалы о подвиге Александра Пластовца, а на Аллее Памяти в память о нем установлен обелиск. Осенью 2010 года в нашей школе в торжественной обстановке состоялось открытие памятного барельефа воину-афганцу Александру Пластовцу. Память погибшего героя почтили ученики школы, сослуживцы Александра Пластовца, представители городских властей, после чего возложили цветы к барельефу.
Учитель: Размышляя сегодня о войне в Афганистане, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто воевал в той войне, исполняя свой солдатский долг, о тех, кто погиб, кто пропал без вести.
Какие же выводы мы сделаем из сегодняшнего нашего классного часа?
Ответы учащихся
1. Прошлая жизнь людей нашей Родины - это наша история, и мы должны ее знать.
2. Мы должны знать не только победные , но и горькие, страшные страницы истории.
3. Наши сегодняшние знания о войне в Афганистане формируют наше отношение к старшему поколению.
4. Сегодняшний разговор воспитывает чувство уважения к участникам афганских событий.
5. Мы должны помнить об этом, чтобы не оборвалась ниточка связи между прошлым, настоящим и будущим.
6. Планете нужен мир. Скажем войнам «Нет!».
Учитель: Война всегда была серьезным и трудным испытанием для тех, чья профессиональная обязанность - защищать Родину. Афганская война, жестокая и длительная, принесла огромные страдания, искалечила судьбы многих людей. Она унесла жизни более трех тысяч украинцев, из которых каждый десятый - житель Донбасса. Офицеры и солдаты, воспитанные в лучших патриотических традициях нашего народа, благородные и самоотверженные, с честью выполнили свой воинский долг. Еще много лет в наших сердцах жгучей болью будут отзываться события той войны. Наш святой долг хранить память о погибших, об их жизненном подвиге - они это заслужили.
За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,
В своих руках они держали автоматы.
Не для войны рождаются солдаты,
А для того, чтоб не было войны.
Ожидаемые результаты, их социальная эффективность:
-
подготовка воспитанников к участию в общественно - политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;
-
решение проблемы преемственности поколений;
-
повышение статуса героико - патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 8
Фото 9