Программа внеурочной деятельности 1 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 14



пРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класса







Классный руководитель:Галишникова Е.А.







2015 2016 учебный год

Пояснительная записка



Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта приобретение учащимися социального опыта;

  • самостоятельного общественного действия.

Учебный план образовательного учреждения для организации образовательного процесса в начальной школе (разработанные на основе ФГОС второго поколения), предусматривают 10 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по таким направлениям, как: общеинтеллектуальное - 4 часа, общекультурное - 2 часа, духовно-нравственное - 2 часа, социальное - 2 часа.

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

  • предметные;

  • метапредметные;

  • личностные.

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

1. Цель внеурочной деятельности:

Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Часы по внеурочной деятельности могут быть использованы на ведение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.

Направления и виды внеурочной деятельности определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. Классный руководитель проводит анкетирование учащихся и их родителей с представлением основных направлений внеурочной деятельности.

2. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

-организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

-выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

-оказать помощь в поисках «себя»;

-создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

-развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-расширить рамки общения с социумом;

-воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Внеурочная работа будет реализовываться через кружки, которые будут посещать все учащиеся класса. Материально-техническое обеспечение школы позволяет проводить занятия на базе школы. При организации внеурочной деятельности обучающихся планируется использовать собственные ресурсы (педагоги дополнительного образования - учителя начальных классов)

Режим работы в 1-х классах будет строиться по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак , а затем посещают кружки. Продолжительность занятия - 35 минут.

В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов , который регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы будут включены в общую годовую циклограмму и явятся компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная: познавательная деятельность, художественное творчество).

Разделы внеурочной деятельности в первом классе представлены следующим образом:

Направление деятельности

Название кружка

Кол-во часов

в неделю

Общеинтеллектуальное

Экологический клуб «Почемучки»

1

Спортивно-оздоровительное

Кружок «Школа здоровья». «Футбол», «Каратэ»


1

Общекультурное

Кружок «Ажурные узоры»

1

Социальная деятельность

Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

1





Направления внеурочной деятельности были рассмотрены как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основываем на видах деятельности.

При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения педагогическими работниками были разработаны соответствующие направления базисного учебного плана образовательные программы внеурочной деятельности.

3. Тип образовательных программ внеурочной деятельности

Все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому.

- для 1класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности.

В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.







Формы реализации программы

Спортивно-оздоровительное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих становление физически здоровой личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  1. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.

  2. Формирование негативного отношения к вредным привычкам.

  • Повышение активности обучающихся в делах класса, формирующих умение и потребность вести здоровый образ жизни.

Формы реализации программы

Участие учеников класса в занятиях спортивных секций, проведение физкультминуток на уроках;

беседы о ЗОЖ (серия классных часов и информационных устных справок, уроки здоровья

выпуск классных листовок «Для чего надо соблюдать режим дня», «Горячее питание - правильное питание»; конкурс рисунков «Противопожарная безопасность»

участие в спортивных мероприятиях , кружок «Школа здоровья» ,кружок Ритмика, Футбол Каратэ.

Ожидаемые результаты

Улучшение показателей физического здоровья.

Овладение культурой здоровья.

Формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Умение вести здоровый образ жизни.



Социальное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  1. Расширение знаний о человеке (человек - часть социума, человек в общении с другими людьми, терпимое отношение к людям).

  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .

  • Формирование потребности активно участвовать в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.

  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

Формы реализации программы

Начать работу над оформлением классного уголка;

проведение классных часов о символике РФ

подготовка и участие в классных концертах для родителей и подшефного класса, в Новогодних праздниках;

беседа о поведение в школе,,Я-ученик»беседа «Как справиться с упрямством»Защити себя сам» (правила безопасного поведения дома и в общественных местах), классный час «Они сражались за Родину», посвящённый Дню Победы;

организация и проведение классных праздников, посвященных 8 Марта и 23 Февраля; Дни Именников.

участие в субботниках

индивидуальная работа с родителями обучающихся.

Ожидаемые результаты

Активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.

Развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

Формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.

Повышение уровня социальной комфортности в коллективе.

Общеителлектуальное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  1. Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности.

  2. Развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию.

Повышение активности обучающихся в интеллектуально-творческих проектах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных играх и т.п.

Формы реализации программы

Участие учащихся класса в работе кружков общеинтеллектуальной направленности экологический клуб « Почемучки» .Классные час ,беседы Интеллектуальная игра «Умникии умницы» ,игра «Чему учат в школе»,игра «Путешествие в космос».

Повышение активности участия в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах, в т.ч. дистанционных .

Ожидаемые результаты

Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности.

Повышение мотивации к участию в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах.

Использование кейс-метода (портфолио) для демонстрации достижений школьников в интеллектуально-творческих проектах.

Духовно-нравственное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  1. Формирование представления о духовных и нравственных ценностях.

  2. Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений в семье и обществе.

  • Развитие интереса школьников к духовно-нравственным ценностям народа.

Формы реализации программы

Классные часы «Где тепло там и добро» ,урок нравственности ,,Мир человеческих чувств» : обязанности и права», урок мужества «Этот День Победы!

культпоходы в театры, кинотеатры, музеи, на выставки;

участие в конкурсах этических чтениях «Нравственность и духовность в развитии общества»; кружок

Ожидаемые результаты

Повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников.

Развитие потребности жить по законам добра и милосердия, уважать общечеловеческие ценности.



Общекультурное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  1. Формирование представления о культуре личности.

Расширение знаний о культурных ценностях народов мира.

Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений с окружающими.

Формы реализации программы

Классный час «С детства дружбой дорожить учат в школе», «Жить в мире с собой и с

другими»

посещение кинотеатров, театров и музеев ;

экскурсии ;участие в проектах общекультурной направленности кружки,, Танцевальный», «Вокальный»

Ожидаемые результаты

Повышение уровня общей культуры школьников.

Развитие потребности соблюдать «золотые правила» этикета, повышать уровень своей культуры, расширять свои знания о культурных ценностях народов мира.

4. Предполагаемый результат внеурочной деятельности учащихся

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.

Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых опреде­ляется содержанием, формой внеурочной деятельности:

  1. беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу, упражнение,

  2. поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

  3. методы игры в различных вариантах,

  4. составление плана и т.д.

Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы с жителями города происходит в тесном сотрудничестве и с социальными партнёрами ОУ. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся.

5. Формы оценки.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.





Внеурочная деятельность согласно ФГОС, 1 класс

на 2015-2019 учебные годы

Направление деятельности

Кол-во часов в неделю

Вид деятельности

Спортивно-оздоровительное

3

Программы «Школа здоровья», принятая педагогическим советом.

Социальное





1


Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

Трудовые десанты

Художественно-эстетическое

1






Программа «Ажурные узоры»

Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

Научно-познавательное

1


Программа Экологический клуб «Почемучки»

Итого

7 часов

















Характеристика класса

Программа внеурочной деятельности 1 классВ 1классе 21 человек, из них 7 девочек и 14 мальчиков. До поступления в 1 класс почти все дети посещали подготовительную группу детского сада. Огромную сложность в организации и проведении уроков и внеурочной деятельности представляет большая наполняемость класса. Дети подвижны, шумны. Поэтому свою работу на этапе адаптации первоклассников вижу в их сплочении, привитии интереса к учёбе, желания идти в школу, кроме этого необходимо познакомить и приучить ребят к правилам поведения в школе.

По результатам первых наблюдений некоторые дети имеют высокий уровень готовности к школе Ушакова Анастасия, Иванникова Анастасия,Постоногов Матвей. Эти дети с первых дней заняли активную позицию в классе, внимательны, аккуратны, старательны.

Однако есть дети, с первых дней требующие к себе особого внимания. Неусидчивы на уроках Корепанов Сергей, Серёгин Даниил,Тюшкина Женя. Они требуют постоянного внимания со стороны учителя.

Все дети посещают кружки и спортивные секции.









Программа внеурочной деятельности 1 класс

© 2010-2022