Игра - путешествие Лес чудес

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Дальнеконстантиновская СОШ



Игра - путешествие

« Лес чудес»

Игра - путешествие Лес чудес





Малиновская Марина Ивановна

классный руководитель

Малиновская М.И.








Пояснительная записка

Игра - путешествие « Лес чудес» для обучающихся среднего возраста.

Туризм и краеведение - это возможность оздоровления за счёт повышения двигательной активности. Туристические традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества создают базу социально-психологического климата коллектива. Туризм - один из видов спорта, требующий проявления определённых качеств личности. А также воспитывается дух патриотизма и любви к своему краю, к истории своей Родины.

Сохранить в памяти историю, окружающую природу родного края можно при условии, что каждый человек осознаёт эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам, к памятникам природы. Поэтому, в наше время каждый человек должен обладать минимальным набором экологических, краеведческих и туристических знаний и способов деятельности, необходимых для дальнейшего процветания Родины, без нанесения ей существенного вреда.

Предлагаемая вниманию разработка по туристско-краеведческому направлению рекомендуется для использования во внеклассной работе, а также в работе с трудными подростками.

Данная методическая разработка предназначена для детей 12 лет и старше.

Целью моей работы является: закрепить знания воспитанников о животном, растительном мире нашего края, туристических навыков изучаемых на занятиях дополнительного образования «Туристический».

Задачи:

1. Воспитание бережного и гуманного отношения к природе своего края.

2.Развитие познавательной активности и коммуникативности детей.

3.Развитие умения работать в команде.

4. Формирование туристической техники и навыков.

К ожидаемым результатам можно отнести: воспитание любви к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, умение самостоятельно ориентироваться на местности, правильно организовывать туристический быт, использовать туристические умения и знания в походах и дальнейшей жизни.

Оформление и необходимые материалы для игровой программы:

- магнитофон

- плакат - надпись «Лес чудес»

-2 картины, разрезанные на 5 частей

- текст телеграммы - шифрограмма, 2 карточки с топографическими знаками, 2 карточки с экологическими ситуациями, 2 комплекта по 10 карточек с изображением грибов и ягод

- декорация лесной поляны

- костюмы

Действующие лица: Ведущая, Сорока, Волк, Берёзка, Белка и две команды воспитанников.

Ведущая. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному лесу.

В зал влетает сорока, несёт телеграмму.

Сорока. Это вы в лес собираетесь? Вам телеграмма.

Ведущая (удивлённо смотрит на телеграмму). Что за телеграмма такая странная, не слова написаны, а картинки с животными да растениями нарисованы. Нам нужно разгадать эту телеграмму.

Первый конкурс « Шифрограмма» (раздаются одинаковые телеграммы обеим командам. Текст: «Приглашаем в гости, Звери». Каждая буква - это рисунок, например: Д-дятел, О-опята, Р-рысь.)

Ведущая. Итак, приглашение мы получили, можно отправляться.

Входит Волк.

Волк. Слышу, что в лес собираетесь, но он большой, таинственный, в нём легко заблудиться. Я хочу знать, как вы подготовились к путешествию. Ответьте на мои вопросы.

Второй конкурс « Топографические знаки»(раздаются карточки с топографическими знаками, нужно написать название и нарисовать знаки.)

Волк. Молодцы! Теперь вас можно пускать в незнакомый лес.

Входит белка.

Белка. А вы, ребята, знаете, что мы, белки, собираем на зиму?

Ведущая. Скажите, что же белки собирают на зиму в свои кладовые? (шишки, орехи, жёлуди, грибы, ягоды, корешки растений)

Белка. Вот я сейчас и проверю, как хорошо вы знаете ягоды и грибы нашей местности?

Третий конкурс «Угадай по описанию». ( Раздаются одинаковые комплекты из 10 карточек с изображением ягод и грибов. Ведущая зачитывает описание, а дети поднимают правильную, по их мнению, карточку. Каждый правильный ответ - 1 балл.

Задания:

  1. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого гриба ножка никогда не темнеет, даже если его высушить. Может, потому и получил гриб своё название. (Белый гриб)

  2. Ягода очень вкусная, хотя и чёрного цвета. ( Ежевика)

  3. Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке - вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)

  4. Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но смотри: если листочки этого растения закручены вниз - будет хорошая погода. Примета верная: растение - хороший барометр. (Костяника)

  5. Этот гриб носит название того дерева, под которым он растёт. Листья у этого дерева осенью краснеют, поэтому и шляпка у гриба такого же цвета. (Подосиновик)

  6. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай его: он лесу нужен. Для некоторых животных этот гриб - лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд! (Мухомор)

  7. Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко. (Опята)

  8. У этих грибов шляпки самого разного цвета: и синие, и красные, и жёлтые, и фиолетовые. А название у них одно…. (Сыроежки)

  9. В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за свежими ягодами. А ведь достать зимой из - под снега ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (Клюква)

  10. Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе. (Малина)

Ведущая. Молодцы команды!

Четвёртый конкурс «Туристический узел».

(Командам раздаются карточки с название 5 туристических узлов, даётся время по 1 минуте на каждый узел).

Входит грустная берёзка.

Ведущая. Берёзка, ты сегодня очень грустная. Что случилось?

Берёзка. Ребята, на нашей полянке побывали горе - туристы : костёр не затушили, мусор не убрали. Вот так поступают люди, не умеющие правильно вести себя на природе. А вы знаете, как правильно вести себя в лесу? Это мы сейчас и проверим.

Пятый конкурс «Экологическая ситуация» (командам раздаются карточки с предложенной экологической ситуацией. Время на обсуждение - 5 минут.

Ситуации:

  • Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?

  • На лесной полянке вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?

Пока ребята работают в командах, для зрителей проводится конкурс «Правила поведения в лесу». Если болельщики согласны с правилом, то хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами.

Правила:

  • Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

  • В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени в лесу много, ещё вырастет.

  • Наконец - то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая.

  • Старайтесь не шуметь, с то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

  • Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

  • Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе своё дело.

Ведущая. А теперь послушаем наши команды.

Молодцы, ребята, вы знаете как вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.

Если какая - то команда не собрала все 5 частичек рисунка, ей задаются дополнительные вопросы.

Дополнительные вопросы.

  1. Зачем нужны змеи, ведь они опасны? Может, их надо уничтожать? (Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Кроме того, змеиный яд используется в медицине.)

  2. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы?

( Они являются кормом и лекарством для многих животных.)

  1. Что случается с пчелой, после того, как она кого - нибудь ужалит? (Пчела погибает)

  2. Стрекоза - вредное или полезное насекомое? Чем она питается? ( Несомненно, полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками.)

Ведущая. Теперь, вам нужно составить картинку, из тех частичек разрезанного рисунка, которые вы получили.

Каждая команда демонстрирует свою картинку.

Жюри подводит итоги и награждает победителей и участников.



Приложение № 1.

Экологические ситуации:


1. Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?

2. На лесной полянке вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?










Приложение № 2.

Топографические знаки



Игра - путешествие Лес чудес



Смешанные леса

Игра - путешествие Лес чудес




Вырубленные леса

Игра - путешествие Лес чудес




Лесные тропы

Игра - путешествие Лес чудес

К


Игра - путешествие Лес чудесИгра - путешествие Лес чудесИгра - путешествие Лес чудес





Приложение № 3.

Туристические узлы

ПРЯМОЙ

АКАДЕМИЧЕСКИЙ

ВОСЬМЁРКА

ВСТРЕЧНЫЙ
СРЕДИННЫЙ ПРОВОДНИК












Приложение № 4.

Шифрограмма.



Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

----



Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес



Игра - путешествие Лес чудес



Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес



Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес

Игра - путешествие Лес чудес





.





9


© 2010-2022