- Преподавателю
- Классному руководителю
- Игра - путешествие Лес чудес
Игра - путешествие Лес чудес
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малиновская М.И. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ Дальнеконстантиновская СОШ
Игра - путешествие
« Лес чудес»
Малиновская Марина Ивановна
классный руководитель
Малиновская М.И.
Пояснительная записка
Игра - путешествие « Лес чудес» для обучающихся среднего возраста.
Туризм и краеведение - это возможность оздоровления за счёт повышения двигательной активности. Туристические традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества создают базу социально-психологического климата коллектива. Туризм - один из видов спорта, требующий проявления определённых качеств личности. А также воспитывается дух патриотизма и любви к своему краю, к истории своей Родины.
Сохранить в памяти историю, окружающую природу родного края можно при условии, что каждый человек осознаёт эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам, к памятникам природы. Поэтому, в наше время каждый человек должен обладать минимальным набором экологических, краеведческих и туристических знаний и способов деятельности, необходимых для дальнейшего процветания Родины, без нанесения ей существенного вреда.
Предлагаемая вниманию разработка по туристско-краеведческому направлению рекомендуется для использования во внеклассной работе, а также в работе с трудными подростками.
Данная методическая разработка предназначена для детей 12 лет и старше.
Целью моей работы является: закрепить знания воспитанников о животном, растительном мире нашего края, туристических навыков изучаемых на занятиях дополнительного образования «Туристический».
Задачи:
1. Воспитание бережного и гуманного отношения к природе своего края.
2.Развитие познавательной активности и коммуникативности детей.
3.Развитие умения работать в команде.
4. Формирование туристической техники и навыков.
К ожидаемым результатам можно отнести: воспитание любви к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, умение самостоятельно ориентироваться на местности, правильно организовывать туристический быт, использовать туристические умения и знания в походах и дальнейшей жизни.
Оформление и необходимые материалы для игровой программы:
- магнитофон
- плакат - надпись «Лес чудес»
-2 картины, разрезанные на 5 частей
- текст телеграммы - шифрограмма, 2 карточки с топографическими знаками, 2 карточки с экологическими ситуациями, 2 комплекта по 10 карточек с изображением грибов и ягод
- декорация лесной поляны
- костюмы
Действующие лица: Ведущая, Сорока, Волк, Берёзка, Белка и две команды воспитанников.
Ведущая. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному лесу.
В зал влетает сорока, несёт телеграмму.
Сорока. Это вы в лес собираетесь? Вам телеграмма.
Ведущая (удивлённо смотрит на телеграмму). Что за телеграмма такая странная, не слова написаны, а картинки с животными да растениями нарисованы. Нам нужно разгадать эту телеграмму.
Первый конкурс « Шифрограмма» (раздаются одинаковые телеграммы обеим командам. Текст: «Приглашаем в гости, Звери». Каждая буква - это рисунок, например: Д-дятел, О-опята, Р-рысь.)
Ведущая. Итак, приглашение мы получили, можно отправляться.
Входит Волк.
Волк. Слышу, что в лес собираетесь, но он большой, таинственный, в нём легко заблудиться. Я хочу знать, как вы подготовились к путешествию. Ответьте на мои вопросы.
Второй конкурс « Топографические знаки»(раздаются карточки с топографическими знаками, нужно написать название и нарисовать знаки.)
Волк. Молодцы! Теперь вас можно пускать в незнакомый лес.
Входит белка.
Белка. А вы, ребята, знаете, что мы, белки, собираем на зиму?
Ведущая. Скажите, что же белки собирают на зиму в свои кладовые? (шишки, орехи, жёлуди, грибы, ягоды, корешки растений)
Белка. Вот я сейчас и проверю, как хорошо вы знаете ягоды и грибы нашей местности?
Третий конкурс «Угадай по описанию». ( Раздаются одинаковые комплекты из 10 карточек с изображением ягод и грибов. Ведущая зачитывает описание, а дети поднимают правильную, по их мнению, карточку. Каждый правильный ответ - 1 балл.
Задания:
-
Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого гриба ножка никогда не темнеет, даже если его высушить. Может, потому и получил гриб своё название. (Белый гриб)
-
Ягода очень вкусная, хотя и чёрного цвета. ( Ежевика)
-
Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке - вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)
-
Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но смотри: если листочки этого растения закручены вниз - будет хорошая погода. Примета верная: растение - хороший барометр. (Костяника)
-
Этот гриб носит название того дерева, под которым он растёт. Листья у этого дерева осенью краснеют, поэтому и шляпка у гриба такого же цвета. (Подосиновик)
-
Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай его: он лесу нужен. Для некоторых животных этот гриб - лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд! (Мухомор)
-
Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко. (Опята)
-
У этих грибов шляпки самого разного цвета: и синие, и красные, и жёлтые, и фиолетовые. А название у них одно…. (Сыроежки)
-
В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за свежими ягодами. А ведь достать зимой из - под снега ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (Клюква)
-
Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе. (Малина)
Ведущая. Молодцы команды!
Четвёртый конкурс «Туристический узел».
(Командам раздаются карточки с название 5 туристических узлов, даётся время по 1 минуте на каждый узел).
Входит грустная берёзка.
Ведущая. Берёзка, ты сегодня очень грустная. Что случилось?
Берёзка. Ребята, на нашей полянке побывали горе - туристы : костёр не затушили, мусор не убрали. Вот так поступают люди, не умеющие правильно вести себя на природе. А вы знаете, как правильно вести себя в лесу? Это мы сейчас и проверим.
Пятый конкурс «Экологическая ситуация» (командам раздаются карточки с предложенной экологической ситуацией. Время на обсуждение - 5 минут.
Ситуации:
-
Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?
-
На лесной полянке вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
Пока ребята работают в командах, для зрителей проводится конкурс «Правила поведения в лесу». Если болельщики согласны с правилом, то хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами.
Правила:
-
Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
-
В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени в лесу много, ещё вырастет.
-
Наконец - то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая.
-
Старайтесь не шуметь, с то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
-
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
-
Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе своё дело.
Ведущая. А теперь послушаем наши команды.
Молодцы, ребята, вы знаете как вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.
Если какая - то команда не собрала все 5 частичек рисунка, ей задаются дополнительные вопросы.
Дополнительные вопросы.
-
Зачем нужны змеи, ведь они опасны? Может, их надо уничтожать? (Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Кроме того, змеиный яд используется в медицине.)
-
Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы?
( Они являются кормом и лекарством для многих животных.)
-
Что случается с пчелой, после того, как она кого - нибудь ужалит? (Пчела погибает)
-
Стрекоза - вредное или полезное насекомое? Чем она питается? ( Несомненно, полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками.)
Ведущая. Теперь, вам нужно составить картинку, из тех частичек разрезанного рисунка, которые вы получили.
Каждая команда демонстрирует свою картинку.
Жюри подводит итоги и награждает победителей и участников.
Приложение № 1.
Экологические ситуации:
1. Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?
2. На лесной полянке вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
Приложение № 2.
Топографические знаки
Смешанные леса
Вырубленные леса
Лесные тропы
К
Приложение № 3.
Туристические узлы
ПРЯМОЙ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ
ВОСЬМЁРКА
ВСТРЕЧНЫЙ
СРЕДИННЫЙ ПРОВОДНИК
Приложение № 4.
Шифрограмма.
----
.
9