- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад Пути реализации духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности
Доклад Пути реализации духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Беспалова Е.Н. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Филиал МБОУ «СОШ с .Каменка в с.Залесянка
Доклад по теме:
«Пути реализации духовно -нравственного воспитания в рамках реализации ФГОС»
2014 г.
Оскудела любовь, и плачут иконы,
Нет покоя в умах и сердцах.
Слишком много ворон у дворовых помоек,
Слишком мало тепла в опустевших глазах.
Духом полнилась Русь в изначальные веки,
Прорастая корнями родимой земли.
Плавно воды несли родниковые реки,
Мощной силой, питая народы свои.
Что мы сделали с миром, что нас окружает,
Чем душе нашей греться и жить,
Что мы внукам своим в наследство оставим,
В песнях и сказках о чем говорить?
(Людмила Цыркина)
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
У младших школьников может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности.» . В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
-
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
-
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
-
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
-
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
-
Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.
-
Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Не менее существенным является и другое положение, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.
Проектирование и построение системы внеурочной деятельности учащихся является очень сложным делом, успешное осуществление которого не представляется возможным без опоры на теоретические, методические и практические разработки.
Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами:
Принцип гуманистической направленности.
При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
Принцип системности.
Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности;
основными компонентами организуемой;
урочной и внеурочной деятельностью;
региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
Принцип вариативности.
В образовательном учреждении используется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней.
Принцип креативности.
Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
Принцип успешности и социальной значимости.
Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
Реализация внеурочной деятельности в современной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
снизить учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности школьников возможно использование научно-методических разработок отечественных исследователей по классификации видов деятельности.
Создатели методического конструктора внеурочной деятельности считают, что в школе целесообразно использовать такие виды деятельности:
1) игровую деятельность;
2) познавательную деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);
7) трудовую (производственную) деятельность;
8) спортивно-оздоровительную деятельность;
9) туристско-краеведческую деятельность.
Перечисленные формы внеурочной деятельности в современной школе должны способствовать формированию:
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов.
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка - это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:
- учебный план образовательного учреждения;
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения;
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
организацию деятельности групп продленного дня;
классное руководство;
деятельность иных педагогических работников.
Для организации внеурочной деятельности необходимо взаимодействие :
-
со школой;
-
с учреждениями дополнительного образования;
-
учреждениями культуры и спорта;
-
средствами массовой информации.
Внеурочная деятельность играет важную роль в духовно-нравственном воспитании детей:
- удовлетворяется потребность в общении;
-
учатся самовыражаться;
- самоутверждаются в коллективе сверстников;
- создаются бдагоприятные условия для включения воспитанников в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности;
- развиваются творческие способности.
Для реализации программы духовно-нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности, учителями нашей параллели были проведены классные часы по духовно-нравственному воспитанию, посещение школьной библиотеки и детской библиотеки «Сказка», посещение музеев, выставок, экскурсии в природу, экологическая акция «Покорми птиц зимой!», организация выставок поделок и рисунков и т.д.
В результате реализации программы и проведения мероприятий, при выходе из начальной школы мы должны получить выпускника со следующими личностными характеристиками:
-
Любящего свой народ, свой край и свою Родину
-
Уважающего и принимающего ценности общества
-
Любознательного
-
Готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
-
Доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
-
Выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Закончить свой доклад хотелось бы народной мудростью:
ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.
- Спасибо за внимание.
6