Статья ИКТ в обучении на основе проектов

Обучение на основе проектов — это модель обучения, отличающаяся от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на учащегося , на перспективу, и интегрировано с проблема­ми и опытом реальной жизни. В таких классах учащиеся совместно реша­ют задачи и представляют результат своей работы всему классу. Резуль­тат проекта может быть мультимедийной презентацией, сценкой, письменным отчетом, веб-страницей в ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


3

ИКТ в обучении на основе проектов

Обучение на основе проектов - это модель обучения, отличающаяся от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на учащегося , на перспективу, и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни. В таких классах учащиеся совместно решают задачи и представляют результат своей работы всему классу. Результат проекта может быть мультимедийной презентацией, сценкой, письменным отчетом, веб-страницей в Интернете или изготовленным макетом, действующей моделью.

Преподаватели работают с детьми различных психологических типов, с разным уровнем знаний и способностей. Обучение на основе проектов предоставляет возможность самореализации и результативного обучения всем учащемся . Структура обучения на основе проектов трансформирует обучающую деятельность: она больше не фокусируется вокруг того, что говорит преподаватель , а концентрируется на том, что делает учащийся .

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) могут сыграть заметную роль в любом обучении, но в особенности в обучении на основе проектов.

Использование ИКТ вносит существенный и разнообразный вклад в процесс обучения:

  • повышает эффективность объяснения и качество обучения, так как позволяет применять различные подходы и методы обучения, которые были бы невозможны без ИК-технологий. К числу таких методов, приносящих положительные результаты обучения, относятся совместная работа учащихся с использованием компьютера, поиск информации в Интернете, применение различных дополнительных учебных пособий, письменные задания, основанные на электронной обработке текста, практические занятия по конкретным темам и обучение с использованием компьютера. Кроме того, ИК-технологии обеспечивают уникальные возможности обучения для детей с ограниченными физическими способностями, удаленное обучение через Интернет или использование видеоконференций;

  • способствует повышению качества обучения, обеспечивая быстрый анализ его результатов и обратную связь. Благодаря этому образовательные учреждения могут оперативно учитывать результаты работы учащихся при составлении учебной программы и в процессе объяснения материала. Гибкая обратная связь, отвечающая индивидуальным особенностям учащихся , является неотъемлемой чертой интегрированных систем обучения. Такие методы применяются, прежде всего, для оценки простых навыков, однако по мере развития технологий искусственного интеллекта в будущем станет возможной оценка результатов обучения более сложного уровня.

Следует особо подчеркнуть, что подобные улучшения носят условный характер. В принципе, применение ИК-технологий может не оказывать никакого положительного влияния на обучение или даже вредить. Связано это с тем, что не ИК-технологиям отводится центральное место в образовательном процессе. Скорее, результат их применения зависит от того, насколько правильно они используются в образовательном процессе.

Рассмотрим основные положительные моменты, которые привносят информационные и коммуникационные технологии в проектно-ориентированное обучение.

В модели обучения на основе проектов информационные технологии используются для доступа к информации, которая в ином случае может оказаться недоступной. ИКТ позволяют учащимся эффективно собирать данные, анализировать их и представлять в четком виде с визуальным сопровождением. Так, ИКТ используются для сбора информации и решения задач. Важно научить детей использовать традиционные источники информации (книги, энциклопедии, справочники и словари). Но не менее важно сформировать навыки работы с электронными энциклопедиями и библиотеками на дисках.

Актуальна еще и другая задача: сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией.

Использование ИКТ для организации и анализа информации часто бывает намного более эффективным, чем более традиционные способы. Хранение данных в электронной таблице или базе данных позволяет не только осуществлять централизованный сбор информации, но и дает средства для управления данными и подготовки прогнозов на основе этих данных. Использовать закладки на сайты или хранить документы на диске гораздо удобнее, чем записывать информацию в блокнот.

Использование ИКТ очень полезно для распространения результатов исследований. Публикация презентации или веб-страницы представляет собой доступный способ обмена опытом. Для количественного выражения результатов могут использоваться таблицы или графики, а для качественного их выражения и иллюстрации ответов могут послужить цифровые изображения, видеоклипы, звукозаписи и пр.

© 2010-2022