- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему У черты отчаяния
Классный час на тему У черты отчаяния
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Джельдыбаева Ж.Т. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
У черты отчаяния
Цель:
1. Образовательная: дать понятие о суициде.
2. Развивающая: помочь молодым людям задуматься над тем, что жизнь разнообразна и все поправимо.
3. Воспитательная: воспитывать уважение к мнению оппонента, умение ввести дискуссию.
Испокон веку самоубийц осуждали. Испокон веку их жалели, как бы тайком, чаще всего наедине с самим собой. Миллионы раз звучал безмолвный вопрос, обращенный никому и в никуда: «Почему ушел из жизни человек?».Вчера он был еще рядом. Рядом, даже если и в другом краю. И вот- «Был». Не объясняет абсолютно ничего и остающиеся предсмертные записки. Принять их короткий текст можно. А до конца понять? Бывают и длинные письма остающимся жить, но они не дают ответа на извечный вопрос остающихся.
«Я не прощаю Борису его шутки…». « Злое слово, брошенное в кругу одноклассников, и -смерть»… «Не вижу смысла больше жить..». Не найдена еще точка опоры в жизни, маломальское жизненное кредо, и- смерть.
«…Я устала. Простите меня. Решила уйти из жизни, вам без меня будет легче..». осознание якобы ненужности для близких- и смерть.
Самоубийство- сложнейшее явление, скорее всего, -это бытовой термин. В медицине- это суицид (с лат.) преднамеренное лишение себя жизни. Что же и кто побуждает людей к суициду? Ученые давно изучают этот вопрос и пришли к выводу, что главными причинами ухода из жизни являются:
-непонимание (родителей, сверстников, окружающих);
- один на один с бедой (венерические болезни, беременность);
-наркомания, алкоголизм в семье и т.д.;
психологический (моральный) и физический прессинг (давление):
«дедовщина», дворовая криминальная группа;
-предательство друга, любимого;
-психологическая неустойчивость (вызов обществу, родителям- «доказать»);
-как способ привлечь к себе внимание, попугать;
-комплекс неполноценности, неумение найти себя в отсутствии нравственного стержня, жизненных установок;
-жесткость родителей, окружающих;
-серия неудач в учебе (ЕНТ, экзамены).
Среди казахов еще 10-15 лет назад самоубийства были довольно редким явлением: сказывалось влияние древних традиций, жизнелюбия, духовная власть ислама. К сожалению, такое положение уже в прошлом. В нынешнему году в Республики Казахстан ушли из жизни… Стоп! Важная ли цифра? Лишний раз пощекотать нервы? Право, не стоит. Само понимание, что среди нас живут люди, которые могут сделать и порой делают роковой шаг в минуты отчаяния, уже не должно оставлять нас равнодушными.
В медицинской науке о психике человека говорят: невралгическая депрессия, связанная с психотравмирующим фактором. Такое состояние человека бывает в любом возрасте: подростковом, молодом, зрелом и пенсионном. К депрессивному состоянию человека могут привести стихийные бедствия, железнодорожные и морские катастрофы, дорожно-транспортные происшествия- любая психологическая травма. По данных московских научно-исследовательских институтов в СНГ каждый 5-й житель болен невралгией! Это не означает, что каждый пятый окончит свою жизнь, наложив на себя руки. Опасности подвергаются лишь те, кто не способен противостоять жизненным коалициями (столкновениям- лат). Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает телевидение, массовая литература. Особенно подражаемость характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Поэтому подростки нуждаются в нашей помощи. Только взрослые могут их поддержать, понять и направить на правильный выбор того или иного решения в жизни.
В Германии, во Франции в католических соборах есть исповедальни: 2 кабина через перегородку. Исповедующийся не видит собеседника и никогда не увидит, изливай душу- облегчи ее! Наша подобие- телефоны доверия в крупных городах, кризисные центры, где работают квалифицированные кадры. В каждом учебном заведении есть психологическая служба-психолог, который в трудную минуту придет на помощь. Не надо бояться названий «Психиатр», «Психотерапевт», «Психоневрологический диспансер», «Психологически кабинет». Там работают внимательные люди. Не надо стесняться. Как во всех больницах и поликлиниках, карточки больным выдают на руки. Не хочешь- не лечись, но- думай сам…
Итак, отказаться от жизни- это поступок отчаявшегося человека. Попытаться понять человека в этом состоянии- невозможно, попытаться помочь ему обрести веру в себя, в окружающих- необходимо. Нужно понимание между людьми любых возрастов, любых социальных групп, любых национальностей- между всеми нами. И пусть будем мы в шаге от пропасти небытия в минуты отчаяния, но пройдем по этому краю рука об руку, чтобы удержаться от рокового шага-*совершить непоправимое, добровольно уйти из жизни. Надо верить, что жизнь прекрасна во всех ее проявлениях и нет безвыходных ситуаций- все поправимо.
Вопросы к диалогу-обсуждению «У черты отчаяния»
-
Были ли в вашей жизни моменты, когда вам не хотелось жить?
-
Как вы считаете, кто в такие минуты должен быть рядом с отчаявшимся человеком?
-
Считаете ли вы тех, кто пытается совершить суицид, психически нездоровыми?
-
Были ли у вас знакомые, которые находились у черты отчаяния?
-
Ваши действия в минуты, если вдруг (не дай аллах, конечно) вы станете свидетелем попытки уйти из жизни?
-
Ваше отношение к несчастной, безответной любви? Было ли такое в вашей жизни?
-
Часто ли у вас возникают конфликты с родителями и как вы их разрешаете?
-
Как ты считаешь, кому ты больше всего нужен в этой жизни?
-
Известно ли вам, как религия относится к самоубийцам?
Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что наша общая задача заключается в том, чтобы по возможности ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их.