- Преподавателю
- Классному руководителю
- Беседа: Изучаем права человека
Беседа: Изучаем права человека
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лебедь В.В. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5
БЕСЕДА: «Изучаем права человека»
Цель: повышение правовой культуры и грамотности
учащихся;
Наглядность и оборудование: - карточки с заданиями;
- название беседы;
Ход беседы: Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди делать могут и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем междугородних переговоров и к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…
И конечно же, поиск ответов на главные вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу. Буратино и царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о правах человека.
И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев…
И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны!
В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. (Документ, который появился в 1948 году, был подписан государствами входящими в ООН(организация объединенных наций), в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в бога и многое другое). Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на земле немедленно прекратятся.
Правда в том случае, если соблюдать…
А чтобы соблюдать, нужно по крайней мере, познакомиться со всеми тридцатью ее статьями.
Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 г. ООН приняла особый документ под названием «КОНВЕНЦИЯ О ПРВАХ РЕБЕНКА». Конвенция - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка.
О каких же правах идет речь в конвенции?
Главное право каждого человека - право на жизнь. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве законодателям приходится сталкиваться с вопросами о ценности любой жизни.
Нужно ли, есть ли возможность заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях? Было в древности государство Спарта - вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы!
А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным, ловким, он может стать большим ученым - изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать.
Каждая страна - так написано в конвенции - должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.
В конвенции говориться, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя! Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя и эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении.
Там же пишут дату рождения ребенка, где он родился и кто его родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.
Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.
Скажите, гражданами какой страны вы являетесь?
Следовательно, о вас заботиться правительство России. Между прочим, благополучие ребенка во многом зависит от родителей. О том, какими должны быть родители, в шутку от имени детей написал современный поэт Марк Шварц.
Если вы родители -
Ласкатели,
Хвалители,
Если вы родители -
Прощатели,
Любители,
Если -
Разрешатели,
Купители,
Дарители,
Тогда вы
Не родители,
А просто
ВОСХИТИТЕЛИ!
А если вы родители -
Ворчатели,
Сердители,
Если вы родители -
Ругатели,
Стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То - знаете, родители,
Вы просто
КРОКОДИТЕЛИ!
М.Л. Шварц «Если вы родители»
Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут
ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными.
Каждый ребенок у нас имеет право на бесплатное образование. Значит когда вы ходите в школу, вы помогаете всей стране выполнять обещание! А вот, что думает о необходимости образования ваш ровесник Антон Титов.
Школьная жизнь, школьная пора!
У тебя она одна-единственная.
А когда очнешься и когда поймешь,
Будет уже поздно.
И поэтому занимайся серьезно,
Учись читать, писать, считать
Старайся все понять.
А. Титов
«Школьная жизнь,
Школьная пора!..»
Но не все время ведь нужно учиться - можете возразить вы. Надо когда-нибудь и отдыхать!.. Да, вы имеете право на отдых, и это не пустяки, раз об этом говорится в таком серьезном документе. Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.
Бывает и так, что родители перегружают ребенка всевозможными занятиями: он вынужден заниматься и музыкой, и спортом, и иностранными языками, и еще чем-нибудь… Конечно, хорошо, если ребенок вырастет разносторонне образованным; нужно только, чтобы эти занятия отвечали его интересам и были ему по силам. Родители не должны забывать, что право на отдых, на игры, на праздники записаны в конвенции о правах ребенка.
Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей, и никто не должен у него выспрашивать: о чем это вы, мол, шепчетесь? Никто не смеет указывать: с этим не дружи, эту музыку не люби, думай только так, а не иначе!..
Конечно, это не значит, что родителям должно быть безразлично, с кем ты дружишь, где бываешь, к мнению взрослого стоит прислушаться: ведь у него большой жизненный опыт, он может многому научить, что-то посоветовать, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет право силой переделывать жизнь человека, хоть и маленького.
Ребенок имеет право на собственное мнение. Он может думать не так, как взрослый, и все, что думает, высказать вслух, написать и даже напечатать в газете или в журнале. Давайте послушаем, что думают дети в мире, в котором они живут:
(Стихи, написанные вашими ровесниками)
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы…
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство»!
Лиза Салова
«В какой бы я хотела жить стране?..»
Я хотела б жить в стране
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть ее поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли
И не было б оружья.
Полина Маликова
«Я хотела б жить в стране…»
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
Маша Знобищева
«Чтобы счастливо прожить»
Да, для счастья нужно многое и, прежде всего МИР. К сожалению в некоторых странах и сейчас ведутся войны. А значит, дети гибнут, страдают от голода и нищеты, теряют родителей и жилище.
ВОПРОСЫ:
-
Все ли люди рождены свободными и равными в своих правах?
-
Должен ли человек знать свои права?
-
Есть ли право у человека на неприкосновенность?
-
Возможно ли рабство и запрещено ли оно законом?
-
Можно ли подвергать человека физической расправе?
-
Закон защищает человека, например в другой стране?
-
Что такое дискриминация?
-
В случае нарушения прав человека, куда ему обратиться?
-
Можно ли так просто, без причин, арестовать человека или изгнать его?