Тренинговое занятие: «Профилактика вредных привычек в контексте

Данная разработка для методического тренингового семинара для учителей, классных руководителей. Тренинговые упражнения, применяемые в системе, являются программой самообучения группы, во время которой ее участники учатся находить и принимать коллективные решения, руководствуясь лишь собственным опытом. Таким образом, происходит развитие группы в процессе преодоления искусственно создаваемых трудностей. В группе отрабатывается механизм принятия оперативного решения в сложной, проблемной ситуации....
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинговые занятия



(Методический тренинговый семинар для учителей)








Тема: «Профилактика вредных привычек в контексте

психического и физического здоровья ребенка»







Притчи и байки

Вставай!

Один ученик спросил своего наставника - суфия:

- Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

- Вставай!

- А на следующий раз?

- Снова вставай!

- И сколько это может продолжаться - всё падать и подниматься?

- Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.





Подготовила: И.П. Семёнова, педагог-психолог

МБОУ «Прохоровская гимназия»











2014 год

Вступительное слово:

Идеальный учитель

Один молодой человек решил, что будет искать идеального учителя. Он прочёл много книг, посещал один ашрам (школу) за другим, слушал, обсуждал и практиковался, но всегда оставался в сомнении или неуверенности. Один учитель для него казался неудачным в одном, другой - в другом. В одном учителе ему не нравилась речь, в другом - поведение.

Так он искал учителя двадцать лет и уже совсем потерял надежду, пока не повстречал человека, каждое слово и поступки которого соответствовали его представлению об идеальном учителе. Он не стал терять времени и подошёл к нему:

- Мне кажется, что вы - идеальный учитель, умоляю вас, возьмите меня в ученики.

- Действительно, так меня называют, - сказал учитель, - но я не могу этого сделать, так как мне нужен идеальный ученик.


ТЕСТ

«КАКОЙ ВЫ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?»

Для того, чтобы правильно понять, насколько хорош классный руководитель и оценить результат его работы, необходимо оставить класс без него на некоторое время. Если детский коллектив продолжает быть единым целым организмом, если самостоятельно живут, учатся, выполняют поручения, участвуют в школьных мероприятиях, да еще и побеждают, - значит, он на верном пути к великому званию - Педагог.

Тренинговые упражнения, применяемые в системе, являются программой самообучения группы, во время которой ее участники учатся находить и принимать коллективные решения, руководствуясь лишь собственным опытом. Таким образом, происходит развитие группы в процессе преодоления искусственно создаваемых трудностей. В группе отрабатывается механизм принятия оперативного решения в сложной, проблемной ситуации.

Цель:

  • проследить и изучить процесс развития коллектива (группы) и отдельной личности в ходе внутригруппового взаимодействия;

  • определить уровень взаимопонимания в коллективе;

  • сплотить коллектив;

  • помочь коллективу в поиске эффективных путей решения различных групповых задач;

  • выявить я группе лидеров, определить тип и характер индивидуального лидерства;

  • найти наиболее эффективные формы организации работы и деятельности коллектива в зависимости от необходимых результатов.

Знакомство участников:

Предлагается классным руководителям взять связку ключей (она есть у каждого) выйти в центр аудитории и рассказать о каждом из ключей, например: Здравствуйте, меня зовут Алла Ивановна, я преподаватель истории. У меня с собой на связке ключ от дома, ведь дом для человека- это самое главное и дорогое….и т.д.

Разминка:

Упражнение -энергизатор

Помощь

Дайте каждому участнику банковскую резинку.

Предложите надеть резинку на мизинец и большой палец левой руки так, чтобы резинка была с внешней стороны ладони.

Попросите участников без помощи правой руки снять резинку. Пусть участники попробуют все способы, которые приходят им в голову.

Примечание: единственное решение - это попросить помощи у других участников, которые могут снять резинку, не нарушая условия.

Сделайте вывод: нередко лучшее решение проблемы - просьба о помощи.

Упражнение -активатор

Печатная машинка

Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания - топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши. Кто ошибется - выходит из игры.

"Ассоциации" (15 мин.)


Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубо­ко содержания работы и дискуссий.

Материалы: ручки; листы бумаги на каждого участника.

В игре обязательно участвует вся группа. В ходе игры определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: "назовите 1-2 слова, которое приходят вам на ум, когда вы слышите "наркотики", "наркомания", "зависимость". Игра может быть проведена в 2-х вариантах - устно или письменно.

1 вариант: участники по кругу высказывают 1-2 ассоциаций, которые вызывают эти слова.

2 вариант: участники получают по небольшому листку бумаги, на котором записывают свои, ассоциации к этим словам.

После этого все названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникнове­нии подобных ассоциаций, и описывается миф о наркомании, в нашей культуре исходя из возникших ассоциаций.

(Можно заменить слово «Наркотики» на «Алкоголь», «Сигарета»).


Тренинг ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Занятие первое.

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе

Содержание тренинга

Вначале с обучающимися проводится беседа о том, чем они будут заниматься на тренинге, вырабатываются правила поведения (говорит один человек, соблюдается конфиденциальность, безоценочное принятие личности)

1.Передача чувств

Участников тренинга ведущий обучает поддерживающему контакту, т.е. умению особым образом держаться за руки во время беседы друг с другом: тот, кто слушает, держит руки ладонями вверх; тот, кто говорит, кладет свои руки сверху. Слушающий поддерживает говорящего. Участников тренинга просят смотреть друг другу в глаза приветливо и поддерживать партнера взглядом.

2. Знакомство

Члены группы по очереди подходят к ведущему, который берет их за руку. Каждый представляется, т. е. говорит, как его зовут, для чего он пришел в группу, какие у него черты характера. Группа слушает говорящего молча и приветливо

3. Видение других

Игра на внимательность друг к другу: один садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих-детали костюма, обувь, прическу и т д.

4.У меня есть чувства

Игра проводится с помощью куклы, которую воспитатель надевает на руку . Дети знакомятся со способами повышения своего настроения, совместно обсуждают и предлагают пути улучшения самочувствия, если дела идут плохо. Каждый обучающийся записывает свои предложения на доске. Затем ведущий проводит анализ предложений совместно с членами группы.

5. Афоризм

« В чем сомневаешься, того не делай» (Плиний Старший) - высказывание, которое дети обсуждают. Ведущий помогает наводящими вопросами.

6. Прощание

Воспитанники становятся в круг и держатся за руки. Каждый на прощание говорит одно слово, отражающее его настроение.

Тренинг.

Занятие второе

Цель: овладение умениями отстаивать свое мнение.

Содержание тренинга

Свободное сочинение сказки (по подгруппам)

Тема сказки « Плохие привычки».

Дж. Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки , выделил 20 элементов в построении сказки и определил их последовательность:

1.Предписание или запрет.2.Нарушение.3.Вредительство или недостаток .4. Отъезд героя. 5. Задача. 6. Встреча с дарителем. 7. Волшебные дары. 8. Появление героя. 9.Сверхъестественные свойства противника. 10.Борьба. 11.Победа. 12.Возвращение.13. Прибытие домой. 14. Ложный герой.15. Трудные испытания.

16. Препятствия ликвидируются. 17. Узнавание героя. 18. Ложный герой изобличается. 19. Наказание противника. 20. Свадьба

2. Прощание.

Воспитанники становятся в круг, держась за руки. По очереди они говорят о своих впечатлениях и настроение.

Тренинг

Занятие третье.

Цель: формирование навыков отказа.

Содержание тренинга.

1.Цунами.

Ведущий направляет реакцией детей, разводя руки и соединяя ладони. Когда руки соединены, дети тихо топают , стучат по столу ладонями, издают звук «а» . По мере разведения рук ведущего звук удерживается на максимуме и постепенно уменьшается.

2. Сигареты и мои планы

На левой половине ватмана воспитанники по очереди пишут свои планы на будущее, затем каждый делится этими планами с группой. После этого дети по очереди подходят к ватману и пишут напротив каждого плана, какое препятствие в достижении выбранной цели создается курением.

3.Игра « Прилет инопланетян»

Первая группа изображает инопланетян и рассказывает о жизни и развлечениях на своей планете. Вторая группа земляне рассказывает о жизни на земле. Рассказ можно изобразить рисунком. Затем разрабатывается проект общей деятельности. При обсуждении проекта, оказывается, нет места вредным привычкам.

3. Подведение итогов

Воспитанники становятся в круг, держась за руки. Каждый говорит о том как он умеет отказывать. «Я умею говорить нет….»

Тренинг

Занятие четвертое

Цель: развитие коммуникативных умений.

1.Приветствие

Воспитанники здороваются ладонями, локтями, плечами, щеками.

2. Как просить об услуге

У воспитанников формируется умение правильно обращаться к знакомым и незнакомым людям с просьбой (смотреть в глаза, обращаться по имени, говорить «спасибо», «пожалуйста», когда просьбу удовлетворили. Когда в услуге отказывают спросить о причине отказа, произнести «хорошо»

3.Как отказывать.

Формируется навык говорить нет, когда просьбы, даже друзей, не соответствуют их моральным принципам и убеждениям . Упражнение проходит в форме ролевой игры

4. Подведение итогов

Воспитанники становятся в круг, взявшись за руки, каждый произносит фразу: «Сегодня я понял….» - и заканчивает предложение.

Тренинг

Занятие пятое

Цель: развитие индивидуального и группового самосознания .

Содержание тренинга

1.Приветствие. Воспитанники встают вкруг. Каждый говорит : « Наша группа делает вот так...»- и показывает какой-либо жест, и все повторяют.. Ведущий проводит беседу: « Мы собрались, чтобы помочь друг другу стать умнее, сильнее, научиться вести себя среди людей, защитить себя и слабого, уметь общаться с ребятами в классе и во группе , общаться на равных, без страха, унижения и обид, без ссор и драк, честно и справедливо, понимать самого себя, других людей и жизнь. Человек должен добиваться уважения к себе. За что уважают мальчика? За что уважают девочку? Далее группа приступает к обсуждению, а ведущий в заключении подводит итог: « Надо говорить о себе «я» и о группе «мы».

2. Кто я ?

Каждый воспитанник на листке пишет ответ на вопрос «Кто я?», завершая предложения «Я-...», «Мой любимый герой-...».Затем каждый читает ответы группе. Группа воспринимает ответы безоценочно.

3.Проективный рисунок «Наша группа»

Группа делится на подгруппы , и каждая подгруппа создает рисунок группы. Затем происходит обсуждение. После этого все создают общий рисунок и делятся своими впечатлениями.

4. Подведение итогов

Каким я хочу быть

Воспитанники становятся в круг, взявшись за руки. Каждый говорит « Я хочу быть...» и называет желаемые качества, а заканчивает свою фразу словами: « Я все сделаю, чтобы так было».


Коробочка правды

Тренинг применим как к детям, так и к взрослым.

3. Материальное обеспечение: необходима классная доска с мелом и два листа ватмана с маркером.

4. Человеческий ресурс: один ведущий, подросток или взрослый, владеющие тренингом, 1-2 наблюдателя из детей, не желающие играть.

5. Каждый блок тренинга можно использовать как самостоятельную игру.

Цель: формирование навыков бесконфликтного общения в коллективе.

Задачи: а) определение стереотипов мышления нашего народа;

б) преодоление стереотипов, мешающих общению.

1-ый блок: «Коробочка Правды» представим себе, что существует некая коробочка, в которой хранится правда, истина о любом событии. Каждый человек вправе заглянуть в неё и увидеть правду. Первый человек, например _________ (называется кто-то из присутствующих) сделал дырочку в этой коробке и увидел, что правда ОРАНЖЕВАЯ. Второй человек, например _________ (называется кто-то из присутствующих) сделал дырочку в этой коробке и увидел, что правда ШЕРОХОВАТАЯ. Третий человек понял, что правда ПАХНЕТ. Четвёртый человек увидел, что, правда, ШАРООБРАЗНАЯ. Иллюстрируем всё вышесказанное рисунком на доске мелом, или на ватмане маркером. Вопрос к аудитории: - Кто из этих людей прав? Высказываются точки зрения, как правило, называются одна или две. Считают, что все правы, что все не правы. Редко называется верный ответ: ПРАВЫ И НЕ ПРАВЫ ОДНОВРЕМЕННО ВСЕ!!! Необходимо дать аудитории возможность поспорить между собой и постепенно подвести их к вопросу. Вопрос к аудитории: - А что лежит в коробке? - Апельсин. - Кто из участников назвал, что в коробке апельсин? Никто, значит, все не правы.

Далее обсуждение подводится к выводу, что правы и не правы одновременно все, потому что никто не назвал ПОЛНУЮ ПРАВДУ, каждый назвал её часть. Вывод: нельзя упорствовать в своей точке зрения, так как ни один человек не способен знать полную правду о любом событии, оно всегда может иметь неизвестные собеседникам нюансы, освещение которых даёт обсуждаемому вопросу другую окраску. Когда мы спорим, доказывая свою точку зрения, следует помнить, что все мы несовершенны и можем ошибаться. Необходимо уважать другое мнение, даже если оно кажется нам ошибочным.

P.S.

Такие тренинги можно использовать на родительских собраниях, где родители могут почувствовать себя в роле своих детей. И на классных часах с обучающимися, где ребята могут раскрыться совсем с иной стороны.


© 2010-2022