Статья на тему: формирование мотивации учения

Данная научная статья посвящена проблеме формирования мотивации к учению. В ней обоснована необходимость решения этой проблемы. Основное внимание в работе автор акцентирует на методах формирования положительной мотивации обучающихся к учению. На основе книги А.К. Маркова «Формирование мотивации учения» автор выявил основные методы формирования мотивации к учению.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.С. Привалихин

ЛПИ - филиал СФУ

Формирование мотивации к учению



В педагогике, как и в любой другой науке, имеется довольно обширный ряд актуальных и по сей день проблем. Будь то проблема регулирования поведения обучающихся, или, например, проблема необходимости раздельного обучения. Также очень актуальна сегодня тема мотивации обучающихся к учению. В требованиях Профстандарта педагога (2013), отмечено, что учитель должен быть готов и способен к «формированию мотивации к обучению», «к постановке в воспитательных целях, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера» [6].

Итак, в чем же состоит проблема? В первую очередь стоит отметить, что эта проблема в большей степени имеет психологическую основу, как и многие проблемы в педагогической деятельности. Следующим важным, но менее глобальным противоречием является то, что с течением времени проявляется всё больше методов обучения, и с каждым их появлением проблема мотивации к учению приобретает все новые аспекты, которые подразумевают под собой не что иное, как новые противоречия.

Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что проблема мотивации к учению действительно актуальна, и требует разработки инструментария в деятельности учителя по формированию у ученика мотивации к учению.

Рассмотрим разработанность проблемы формирования мотивации к обучению. В разное время к проблеме формирования мотивации к учению обращались ученые-педагоги. Исследование А.К. Марковой «Формирование мотивации учения» раскрывает средства и методы организации изучения мотивов обучения у школьников, кроме того, описывает методы и приемы, которыми может воспользоваться учитель для достижения мотивирования учеников на учение, и непосредственное использование их на практике[3]. Проблему инструментария мотивации А.К.Маркова рассматривает в другой своей работе «Формирование мотивации учения в школьном возрасте». В ней она характеризует инструментарий по формированию мотивации к учению у школьников, рассматривает постановку задач по формированию у учеников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательного интереса [4]. В нашей статье мы хотим ответить на такой вопрос: какими методами может воспользоваться педагог для формирования мотивации к учению у обучающихся? Каков уровень сформированности мотивации к учению у выпускников школы?

Для этого следует разобраться в основных категориях обозначенной проблемы. Итак, что же такое мотивация? В.К. Вилюнас дал следующее определение мотивации-«это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность» [1]. К. К.Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть «совокупность мотивов» [5].

После изучения работ А.К. Марковой мы выделили основные и наиболее актуальные методы формирования мотивации к учению. Первый и, как пишет сама А.К. Маркова, один из основных методов формирования мотивации к учению, это активизация учебной деятельности
школьников, или метод проблемно-развивающего обучения. Данный метод может осуществляться в разных формах учебной работы. Стоит отметить некоторые из них:

  1. Учебная деятельность, осуществляемая под руководством учителя. При этой форме учебной деятельности, все ее компоненты (задача, действия, самоконтроль, самооценка), осуществляются под контролем преподавателя, который, осуществляя этот самый контроль, постепенно передает компоненты учебной деятельности обучаемому. Тем самым он переводит учебную деятельность в следующую форму.

  2. Самостоятельная учебная деятельность. Эта форма уже предусматривает выполнение всех, или почти всех, компонентов деятельности самостоятельно обучающимся. Следует отметить, что деятельность осуществляется хоть и самостоятельно, но по заданию учителя.

  3. Самообразовательная учебная деятельность. В этой форме учебная деятельность перерастает в познавательную, что способствует положительной мотивации к учению. Иначе говоря, обучающийся имеет здоровый интерес к обучению, что и говорит о том, что метод дает результат.

Следующим методом формирования мотивации учения является формирование социальной активности обучающихся. Этот метод предусматривает наличие совместной учебной деятельности обучающихся, постановления общей цели или задачи, совместного нахождения путей решения этой задачи. Здесь акцент ставится на стремление обучающегося обозначить себя в коллективе, добиться определенной оценки от него. Таким образом, проявляется положительная мотивация к учению.

Вот мы и рассмотрели основные методы формирования мотивации к учению. Перейдем к следующему этапу исследования. Пользуясь методикой оценки школьной мотивации [2] мы провели исследование, целью которого является определение уровня учебной мотивации, отражающей отношение обучающихся к учебному процессу.

Итак, как говорилось выше, мы воспользовались методикой оценки школьной мотивации Н.Г.Лускановой, которая предполагает анонимный опрос учащихся по определенным критериям. Опрос состоит из вопросов низкого уровня сложности, которые предполагают три варианта ответа, которые, в свою очередь, подобраны под конкретный вопрос. Результаты данного исследования выводятся с помощью специальной таблицы (Табл. 1), которая определяет уровень мотивации опрашиваемого.

Метод определения мотивации у обучающихся

А

В

С

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Таблица



Итак, ниже мы приведем результаты нашего исследования, которое мы провели на студентах первого курса. Стоит сразу ответить на вопрос, почему именно студенты первого курса? Данный подход обуславливается более высоким уровнем сформированности мотивационной сферы у студентов первых курсов, нежели у школьников, так как студенты первых курсов уже прошли школьный учебный период, но при этом не ушли от него слишком далеко, чтобы их психика приобрела существенные новообразования, так или иначе повлиявшие бы на результат исследования. Результаты нашего исследования приведены в следующей таблице (Таблица 2):

Процентное соотношение уровней мотивации к учению у студентов первого курса

Высокая мотивация (характеризуется стремлением учащихся наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Обучающиеся следуют всем указаниям учителя, ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

0%

Хорошая мотивация (проявляется в том, что обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью, выполняют все предъявляемые школьные требования, проявляют интерес к учению.)

10%

Средняя мотивация (характеризуется положительным отношением. Такие обучающиеся достаточно благополучно чувствуют себя в учебном заведении, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Познавательные мотивы у таких обучающихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

70%

Низкая мотивация (эти обучающиеся посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)

20%

Отрицательное отношение к школе (Такие обучающиеся испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с товарищами, во взаимоотношениях с учителем)

0%

Таблица







Таким образом, исходя из проведенного нами исследования и полученных в ходе него результатов, можно сделать вывод, что преобладающее большинство, т.е. 70% опрошенных студентов первых курсов, а значит и выпускников школы, имеют средний уровень сформированности мотивации к учению.

Список использованной литературы:

1. Вилюнас В. К. Обусловливание мотивационных отношений // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1985. - № 4. - С. 50-59.

2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М., 1999.

3. Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990. - 192 с.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983. - 96 с.

5. Платонов К.К. Занимательная психология. - М., 1986.

6. Приказ Минтруда России №544 н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».



© 2010-2022