Мероприятие Неугасаемая звезда посвящённая 95-летию Аметхан Султана

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема мероприятия: «НЕУГАСАЕМАЯ ЗВЕЗДА СВОЕГО НАРОДА»

Цель: ознакомить обучающихся с жизнью и боевым путём Дважды героя Советского Союза Амет-Хан Султаном; воспитание любви к своей Родине и своему народу.

Оборудование: портрет героя, иллюстративная выставка, презентация, видеоролик, ауди оборудование.


Это был летчик, которому все, за что он ни брался.

Второго такого ... ни я, ни кто другой не знает.

Ход мероприятия

Звучит гимн «Ант эткенмен»

Демонстрация отрывка из видео фильма «Хайтарма»

Выходят ведущие в национальных костюмах и исполняют этюд народного крымскотатарского танца «Агъыр ава хайтарма»

После исполнения танца юноша и девушка подходят к микрофонам

Звучит мелодия Гаспаряна «Дудук»

Ведущий: Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в поселке Алупка Крымской АССР в семье ремесленника. Амет-Хана старшего уважали за трудолюбие, честность, приверженность к справедливости. Мать - крымская татарка была скромной, тихой, отзывчивой и очень доброй женщиной. Будущий летчик-герой - первенец в семье был назван в честь отца.

Ведущий: Амет-Хан Султан, впервые увидев самолет в небе, понял, что обязательно станет летчиком. После окончания семилетки поступил в Симферопольское фабрично-заводское училище (ФЗУ), совмещая учебу с занятиями в аэроклубе. В ФЗУ Амет-Хан Султан учился с сентября 1937 по март 1938 года, потом работал в депо, а вечером посещал аэроклуб. Зарекомендовавший себя одним из наиболее настойчивых в учебе курсантов Султан свой первый самостоятельный полет провел блестяще. Позже его рекомендовали в Качинскую военную школу летчиков, куда он был зачислен 13 февраля 1939 года.

Ведущий: Качинская школа - самое прославленное учебное заведение, созданное еще в дореволюционные годы, была главной по подготовке пилотов России. Школа по тем временам имела хорошее оснащение. Султан учился с увлечением. Быстро осваивал теорию полетов, материальную часть самолета И-16, тактику, навыки воздушной стрельбы. Кроме летной подготовки, были еще и общевойсковая, строевая и физическая, а также уставы, несение дежурства. Всего с марта по декабрь 1939 года он совершил 270 полетов! Для молодого летчика такая нагрузка была колоссальной.

Демонстрация видео ролика

(Голубое небо, гул самолетов, рев моторов, пируэты истребителей в небе)

Звучит мелодия песни «Священная война»

На сцену выходит юноша в военной форме и выразительно декламирует стихотворение

Сына Алупки и южного ветра
С детства манила мечта полетать
Выше орлов над вершиной Ай-Петри!
И покорилась ему высота…
Только дождавшись душистого лета,
В мирных недолго парил небесах, -
Двадцать второго с туманным рассветом
Вылет ему командир написал…
Юным пилотом чернявый татарин
Встретил раскаты июньской грозы…
Хищную птицу без пули таранил,
Неуязвимо стрелял и разил
Лётчик, разведчик и ас-истребитель,
Жизни ведомых спасавший не раз.
В сорок четвёртом родная обитель
Горем героя нежданно обдаст…


Выступление чтецкого ансамбля

Не менее интенсивно Амет-Хан летал и в 1940 году. За январь и февраль совершил около полусотни учебных полетов. Как отмечается в служебной характеристике, «В воздух он поднимался с большим желанием. В полете держался уверенно, действовал смело и решительно». Командиры и инструкторы заметили у него особую летную хватку и всячески старались развить его способности. Выпускные экзамены Амет-Хан сдал успешно. Приказом наркома обороны от 5 марта 1940 года ему было присвоено

звание «младший лейтенант», а другим приказом назначался в 122-й истребительный авиационный полк Белорусского военного округа в Бобруйске. Прослужив в 122-м полку 2 месяца, переведен в 4-й истребительный авиаполк под Кишиневом. В Молдавии Амет-Хан встретил войну.

Уже 22 июня 1941 года младший летчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых полетов на разведку и штурмовку наступающего врага. В течение первого года войны он не сбил ни одного самолета противника, но и сам оказался неуязвимым для врага. Его самолет не получил ни одной пробоины. А ведь он более 184 раза уходил на боевые задания! Приказом по фронту от 1 января 1942 года его наградили орденом Красного Знамени, а 15 апреля того же года - орденом Красной Звезды. В представлении к назначению Султана командиром звена отмечалось: «Товарищ Амет-Хан Султан в работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решения смел. Пользуется у однополчан большим авторитетом. Является мастером воздушной разведки. Одним из первых в полку провел воздушный бой с бомбардировщиками противника в сумерках...»

Зимой 1942 года авиаполк перебазировался под Ярославль. Здесь 31 мая Амет- Хан сбил таранным ударом немецкий бомбардировщик. Отсюда началась его ратная слава. А в июле он был вновь награжден орденом Красного Знамени и был избран Почетным гражданином Ярославля.

С августа 1942 года Амет-Хан Султан в должности командира эскадрильи участвовал в Сталинградской битве. В огненном небе Сталинграда он зарекомендовал себя как признанный ас и был включен сначала в состав специальной группы, созданной для противодействия немецким асам, а затем и 9-й гвардейский полк советских асов, в составе которого он воевал до конца войны. На Сталинградском фронте Амет-Хан провел 110 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою и лично сбил 6 самолетов противника, доведя личный счет до 13. В течение 1942 года он совершил 282 боевых вылета. В воздушных боях лично и в составе группы сбил более 20 вражеских самолетов за что был награжден орденом Ленина.

После Сталинграда уже капитан, Амет-Хан, участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточенных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. 18 апреля 1943 года к наградам прибавился еще один орден Ленина, а после очередного воздушного боя, который наблюдал командующий Южным фронтом, орденом Красного Знамени. В августе 1943 года Амет-Хану было присвоено звание Героя Советского Союза, в октябре боевые подвиги отметили орденом Красного Знамени и орденом Ленина.

В феврале 1944 года А.Султану было присвоено воинское звание майор, а в апреле он получил новую высокую награду - Орден Александра Невского. В это время наш земляк воевал в Крымском небе. Летом 1944 года прославленный летчик воевал в Восточной Пруссии. Особая страница в боевом пути Амет-Хана взаимодействие с летчиками французского авиаполка «Нормандия-Неман», с которыми сообща громили врага в воздухе. В январе 1945 года его представили к ордену Отечественной войны 1 степени. А в апреле того же года удостоили звания дважды Героя Советского Союза.

Последний свой воздушный бой помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе гвардии майор Амет-Хан Султан провел 29 апреля 1945 года. Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета, провел 152 воздушных боя, в ходе которых сбил лично 30 самолетов противника.

После окончания воины по распоряжению Верховного Главнокомандующего все летчики-асы были направлены на учебу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан Султан - слушатель Военно-воздушной академии. Учеба давалась трудно из за недостатка образования. И в начале 1946 года летчик подал рапорт об отставке. В апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Звучит хайтарма

Танцевальная группа исполняет танец

Звучит мелодия Гаспаряна «Дудук»

Ведущий: Однако он не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к летной профессии. Какое-то время ему это не удавалось. Виной была его национальность (всегда указывал, что он - татарин). Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан стал летчиком- испытателем Летно-исследовательского института. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей (в 1952 году ему присвоили 1-й класс летчика-испытателя) и с успехом выполнял самые различные испытания летающих лабораторий.

Ведущий: За время летной работы Амет-Хан Султан освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налет составил около 4.237 часов. Летчику-испытателю была присуждена Государственная премия, присвоено звание Заслуженный летчик- испытатель.

Демонстрация презентации «Небесный волк»

Ведущий: 1 февраля 1971 года прославленный летчик Амет-Хан Султан погиб при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен он в Москве на Новодевичьем кладбище.

Демонстрация видео фильма

На сцену выходят все участники мероприятия

Голос за кадром:

Фикирим болюнди, гъафлетим, бильмедим.

Къанлы яш чыбырды о куню къалемден.

Дюньямыз Батырсыз къалдымы белледим.

Амет-Хан махв олып кеткенде алемден.

Ольмеди, ольмеди, ольмеди Амет-Хан.

Яшар о яшайджакъ несиллер анъында


На фоне слов ведущего демонстрация слайдов

Ведущий: Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Бронзовый бюст прославленного летчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале.

В настоящее время обсуждается вопрос о присвоении международному аэропорту в г. Симферополе имени Амет-Хана Султана.

Звучит песня «Амет-хан»

14



© 2010-2022