Классный час Корни рода твоего

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации

Новокузнецкого муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Металлурговская средняя общеобразовательная школа»












Корни рода твоего

классный час










2014 г.


автор: Кузеванова Светлана Семёновна,

учитель математики



Классный час рассчитан на обучающихся 7 - 8 классов, проводится в форме часа общения на тему семейных традиций. Способствует расширению представления детей о семейных традициях; расширению кругозора; развитию любознательности; воспитанию интереса к истории своей семьи, рода.

Методическая разработка предназначена для классных руководителей и педагогов дополнительного образования.







Корни рода твоего

Час общения на тему семейных традиций

Цель: расширить представление детей о семейных традициях; расширять кругозор; развивать любознательность; способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи, рода; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в социали­зации, в осознании себя частью русской истории и культуры.

Форма: час общения.

Подготовительная работа: за 1-2 недели до классного часа предложить детям составить свои родословные, подготовить рассказы о семейных реликвиях, о замечательных людях своего рода.

Оформление:

  • выставить семейные фотографии детей, где есть три поколения семьи; альбомные листки с родословными;

  • написать на доске:

а) слова для словарной работы:

род; без роду и племени;

семья; безродный;

генеалогия; худородный;

родоначальник; плебей;

родовитый; из простых;
реликвия;

б) пословицы:

  • Выбирай корову по рогам, а девку - по родам (по родителям).

  • Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе).

  • Каков батюшка, таковы у него и детки.

  • Бел лицом, да худ отцом.

  • Из роду в род - тот же урод.

  • Каков род, таков и приплод.

  • Каково деревце, таково и яблочко.

  • Каков корень, таков и отпрыск.

  • Не дурак, а родом так.

  • Ни роду, ни племени.

  • Не богатство, а честь невесту красит.

План классного часа

  1. Вступительная беседа «Потерявшие память»

  2. Словарная работа

  • Угадай слово.

  • Характеристика бродяги.

  1. Беседа «Иваны, не помнящие родства».

  2. Рассказы детей: «Мое родословие».

  3. Игровая ситуация «Советы жениху и невесте».

  4. Беседа «Родительский день».

  5. Заключительное слово.

  6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Потерявшие память»

Классный руководитель. Ребята, приходилось ли вам слышать о людях, которые потеряли память? О таких людях, например, часто рассказывают в передаче «Жди меня».

Судьбы всех этих людей схожи - человек внезапно очнулся в не­знакомой местности, без документов, без денег и, главное, совершенно не может вспомнить ни имени своего, ни фамилии - все, что Извязано с прошлым, просто стерто из памяти.

- Как вы думаете, хорошо ли чувствует себя человек, потеряв­ший память?

(Дети высказываются.)

Потеря памяти может быть следствием заболевания, а может быть следствием какого-то преступного воздействия. Люди, потерявшие память, буквально ищут себя, обращаются в передачу «Жди меня», просят, чтобы их кто-нибудь узнал.

- А зачем, по-вашему, эти люди ищут своих близких? Ведь мож­но же начать жизнь с чистого листа?

(Дети высказываются.)

Человеку очень важно знать свои корни, чувствовать себя частью семьи, рода, племени. Как дерево погибает без корней, так I и человек не может жить без памяти о своих предках. Каждый из нас множеством ниточек связан со своими родными, с Родиной, друзьями.

Без этого человек теряет свою личность, теряет себя.

Тема сегодняшнего нашего разговора: «Корни рода твоего».

II. Словарная работа

Классный руководитель. Прежде чем начать разговор, мы проделаем небольшую словарную работу.

1. Угадай слово

Нужно уяснить смысл и значение некоторых слов и выражений. Они написаны на доске. Я буду читать толкование слов, а вы определите, о каком слове идет речь.

(Учитель читает толкования, дети угадывают слова.)

  • Принадлежащий к старинному роду (Родовитый)

  • Группа живущих вместе близких родственников (Семья)

  • Коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя (Род)

  • Вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Реликвия)

  • Предок, от которого ведет свое начало род. (Родоначальник.)

  • История рода, родословие. (Генеалогия.)

2. Характеристика бродяги

Классный руководитель. А теперь посмотрим на слова из другой колонки:

  • без роду и племени;

  • безродный;

  • худородный;

  • плебей;

• из простых.

В царское время такими словами характеризовали бродяг в по­лицейских участках. Все эти слова можно заменить одним словом.

Каким? (Незнатный.)

- Какую окраску имеют эти слова? (Презрительную.) В царской России знатные люди составляли родословные, по­мнили своих предков до десятого колена. Знатность рода опре­делялась и по тому, как глубоко в историю уходят сведения о его родоначальнике.

- Кого сейчас называют «безродными», «без роду и племени»?

(Тех, кто не знает своих предков.)

  • Поднимите руки, кто знает имена своих прабабушек и праде­душек.

  • А кто знает своих предков до седьмого колена?

  • Можно ли нас назвать «безродными», «худородными»?

  • Что нужно сделать, чтобы о нас так не говорили?

(Дети высказываются.)

У многих народов принято почитать своих предков, помнить не только их имена, но и все их славные дела, чем они были знаме­ниты. Это обязывает человека задуматься о том, как он будет жить, чтобы его дети, внуки и правнуки, изучая жизнь своих предков, смог­ли гордиться им.

Без знания своих корней, без осознания себя связующим звеном между прошлым и будущим человек легко может превратиться в па­разита-однодневку, который живет только интересами своего тела по принципу «После меня хоть потоп».

III. Беседа «Иваны, не помнящие родства»

Классный руководитель. В русском языке есть такое выражение: «Иваны, не помнящие родства». Так называли в ста­рые времена беглецов с царской каторги, крепостных крестьян, бежавших от помещика, дезертиров и прочих беспаспортных бро­дяг. Попавшись в руки полиции, они тщательно скрывали свое имя и происхождение, чтобы их не отправили назад. На все вопросы они отвечали, что зовут их Иванами, а родства своего (то есть происхо­ждения) они не помнят. Так родилось выражение «Иваны, не помня­щие родства».

- Можно ли назвать гостей передачи «Жди меня» Иванами, не помнящими родства? Чем они отличаются? (Одни поте­ряли память невольно, другие - сознательно отказались от своих корней.)

- Кого сейчас так называют?
(Дети высказываются.)

Народ стал называть Иваном, родства не помнящим, того, кто отрекается от родных, друзей, предков, от традиций своей семьи и народа.

- Что нужно, чтобы не превратиться в таких Иванов?

Примерные ответы детей:

  • Собирать семейные реликвии.

  • Расспрашивать у родителей о предках.

  • Составить генеалогическое древо.

  • Гордиться достижениями, подвигами членов семьи, рода и т. п.

IV. Рассказы детей «Мое родословие»

Классный руководитель. К сегодняшнему классному часу многие из вас приготовили свои родословные. На доске вы видите целый лес «деревьев». У кого самое высокое и ветвистое «дерево»?

Послушаем ваши рассказы о своем роде, о семейных реликвиях.

(Дети рассказывают.)

Родословными людьми раньше назывались люди именитые - дворяне, бояре, знать, а не родословными - чернь, простолюдины. Может быть, именно поэтому А.С. Пушкин сказал: «Уважение к про­шлому - вот черта, отличающая образованность от дикости».

V. Игровая ситуация «Советы жениху и невесте»

Классный руководитель. Есть в русском языке посло­вица: «Выбирай корову по рогам, а девку - по родам». Как в старину выбирали невесту? Сначала собирался сход в доме жениха. Родители и ближайшие родственники обсуждали материальное положение родителей невесты, ее поведение и здоровье, родословную - нет ли у нее родства с женихом, трудолюбива ли ее семья, не было ли на роду пьяниц или непутевых, разбирали личные качества невесты, хозяйственность, способность к рукоделию. Особое внимание уделяли таким чертам характера, как кротость, послушание, ува­жительное отношение к старшим, от которых зависели добрые от­ношения в семье. Считали, что если есть такие качества у матери невесты, то и у дочери они должны быть.

Вот у нас есть жених (представляет одного из мальчиков). Пред­ставьте себе, что вы родственники жениха и вам надо дать ему совет, как выбрать невесту.

- На доске написаны пословицы. Выберите нужные и разъясни­те их смысл, чтобы жених сделал правильный выбор.

(Дети высказываются.)

- А какие пословицы могли бы взять на вооружение родители невесты?

(Дети высказываются.)

Теперь понятно, почему в старину берегли свое доброе имя, боялись опозорить свой род.

VI. Беседа «Родительский день»

Классный руководитель. Наши предки не были Ивана­ми, не помнящими родства. Из глубокой старины идет обычай поми­нать умерших. В православии их называют усопшими (уснувшими), потому что душа человека бессмертна.

По обычаям русских православных людей усопших нужно по­минать молитвой и раздачей милостыни.

Верующий православный христианин поминает усопших за ут­ренней молитвой в храме во время литургии. Поминают усопших и во время специальной поминальной службы - панихиды.

Для поминовения усопших в православной церкви установлены специальные дни: вселенские родительские субботы, когда помина­ют всех от века усопших православных христиан.

Один из таких дней называется Радоницей, он приходится на восьмой день после праздника Пасхи, вторник. В этот день, от­служив панихиду, верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Поэтому и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуни­цей). На кладбище нельзя устраивать трапезы с вином и обильной едой. Все, что нужно сделать у могилы близкого, - это зажечь све­чу, прочитать молитву. Считается, что души поминаемых радуются от наших молитв.

  • Как в ваших семьях поминают усопших родственников?

  • Как ведут себя на кладбище?

* См.: Клопыжникова А.А. Структурно-функциональные особенности семейных обрядов древних россиян // Электронный журнал «Аналитика культурологии». 2010. №2(17).

(Учителя и ученики других вероисповеданий могут обсудить, как принято поминать усопших в их конфессиях.)

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о памя­ти, о связи с далекими предками, о наших корнях. Мы узнали, что образованные люди стараются узнать как можно больше о своих предках, гордятся их достижениями, поминают их, дорожат честью своего рода.

А дикари не придают этому никакого значения и остаются Ива­нами, не помнящими родства.

Кем будете вы, вам решать.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Заинтересовал ли вас сего­дняшний наш разговор? Не боитесь ли вы стать Иванами, родства не помнящими?

(Дети высказываются.)

Дополнительный материал

Дни вселенского поминовения усопших*

В определенные уставом дни года Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан. В церковном календаре эти дни не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.

  1. Мясопустная родительская суббота - за 8 дней до Великого поста,
    перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном суде».

  2. Родительские субботы - 2,3 и 4-я недели Великого Поста.

  3. Троицкая родительская суббота - перед праздником Святой Трои­цы. Вечером накануне родительских суббот в храмах совершаются парастасы - заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселен­ские панихиды с многократным поминовением имен усопших, указанных в заупокойных записках.

Русская православная церковь, кроме того, установила еще несколько дней молитвы за усопших.

  1. Радоница (Радуница) - вторник, 8-й день после Пасхи.

  2. Димитриевская родительская суббота - суббота, ближайшая
    к 8 ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Изначально
    в этот день Церковь творила молитву о воинах, павших на Куликовом поле,
    впоследствии день приобрел статус вселенского поминального.

  3. Наконец, решением Архиерейского собора Русской православной
    церкви 1994 г. День Победы в Великой Отечественной войне (9 мая) стал
    днем особого ежегодного поминовения усопших воинов, за веру, Отечество
    и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы
    Великой Отечественной войны.

*Классный час Корни рода твоего См.: Православный обряд погребения. СПб.: САТИСЪ, 2001.


© 2010-2022