Формирование нравственных ориентаций учащихся

Данная работа предполагает постепенное и последователь­ное развитие знаний, навыков и умений учащихся от правил куль­туры поведения, воспитанности к осознанию и усвоению простых норм нравственности. На этических занятиях с помощью разнообразных методиче­ских приемов и форм работы с учетом возрастных особенностей подростков педагог стремится организовать коллективный поиск нравственного решения, в процессе которого происходят осмысле­ние учащимися с этических позиций жизненных ситуаций в различ­н...
Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Корочанская СОШ им.Д.К.Кромского»















ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Срок реализации:1 год

Возраст детей:12-14 лет



Разработчик:

Учитель: Морозова С. Г.





















Короча-2015

«Самое простое правило нравственности состоит в том, чтобы заставлять служить себе как можно меньше и служить другим как можно лучше» (Л Н. Толстой)

Подросток, проявляя себя в любом виде деятельности, прежде всего проявляет свое отношение и к виду данной деятельности, и к ее участникам, и к самому себе. Поэтому важно, чтобы учитель в сфере любой жизнедеятельности учащихся направлял в первую очередь формирование нравственной атмосферы этих отношений, создавал тот настрой общения и взаимоотношений, который способствовал бы достижению душевного комфорта каждым воспитанником.

В силу этого особое значение приобретают нравственные знания подростков и навыки поведения, которые связаны прежде всего с искусством общения, умением жить среди людей.

Овладение подростком способами моральной регуляции своего поведения происходит по мере становления и развития его нравственного сознания, общего духовного развития. А это довольно длительный процесс, требующий тщательного педагогического руководства, которое обеспечит единство формирования знаний и опыта поведения. Поэтому в работе с подростками, опираясь на их знания, важно чаще практиковать коллективный анализ жизненных ситуаций, статей, опубликованных в печати, книг, ярко отражающих интересующие детей моральные проблемы, деятельность самих ребят, рождающую предметное обсуждение нравственных вопросов.

Разнообразно организованная деятельность подростков во внеурочное время способствует различным проявлениям ребят в процессе каждой из них. Эти проявления обязательно имеют определенную моральную окраску.

Преподнося воспитанникам те или иные нравственные знания, не следует их явно «обучать»; желая выявить степень усвоения нравственных понятий, не следует их явно «спрашивать». Здесь важно увлечь подростков самой проблемой и формой организации ее разбора. В связи с этими обязательными компонентами обсуждения должны быть:

  • интерес и содержательность рассматриваемого материала, его актуальность для подростков;

  • разнообразие методов и приемов работы в процессе обсуждения любой темы;

  • большой эмоциональный заряд;

  • опора на жизненный опыт подростков, связь с их деятельностью и повседневной жизнью класса.

Конкретная деятельность, которую предполагается подвергать коллективному анализу должна, конечно, в своем содержании иметь определенный нравственный аспект.


К размышлению над нравственными проблемами подталкивает ребят и проводимый в классе час вопросов и ответов. Особенность его в том, что классный руководитель получает возможность услышать вопросы, которые волнуют подростков в данный момент, прослеживать основные направления ребячьей мысли, попытки осознать и осмыслить сложный мир отношений. Все это дает педагогу большую почву для размышлений и помогает наметить нужное русло разговора с подростками; например, при обсуждении столь волнующей в этом возрасте проблемы дружбы в коллективе было уяснено, что ребята в основном задают следующие вопросы: «Что считать настоящей дружбой?», «Можно ли дружить с человеком, которого ты считаешь хорошим, а твои родители так не считают?», «Как относиться к недостаткам друга?», «Можно ли в дружбе диктовать свои требования?», «Можно ли обижаться на друга?», «Могут ли дружить люди с противоположными характерами?», «Должен ли уступать тебе друг? А ты другу?», «Можно ли критиковать друга?»

Все эти вопросы - хорошая основа не только для этического анализа самих понятий «дружба», «нравственность», но и для

серьезного разговора с детьми о системе их отношений друг с другом. Подобный разговор учителя с ребятами и подростков друг с другом может быть построен, например, таким образом:

  • Иметь друга и самому быть другом - очень большое счастье для каждого, и его важно не только создать, отдавая лучшее в себе, но и сберечь. Наверное, не всегда это просто, да? А почему не просто?

Вот как вы, например, анализируя себя, могли бы выйти из такой ситуации: «Твоя подруга (друг) получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней (к нему) и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего, кроме зависти. Ты сама (сам) рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги (друга)».

Слушая ответы ребят, учитель стремится навести подростков на мысль о преодолении в себе себя, т. е. преодолении тех качеств, которые несовместимы с дружескими отношениями. А раз человек стремится преодолеть их, значит, он может во имя дружбы заниматься самовоспитанием, видя себя глазами друга.

  • Следовательно, дружба, как мы ее с вами понимаем,- это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.

  • А как вы считаете, много ли может у человека быть таких близких друзей?

  • Скажите, если мы говорим о классе как дружном коллективе, что мы имеем в виду?

-Значит, есть дружба личная и дружба коллективная. Личная, в первую очередь, основана на чувствах друг к другу, а коллективная - на общем деле, единстве в отношениях к нему и оценке результатов. Поэтому слово «друг» налагает и очень большую ответственность. Дружить надо уметь, потому и говорится, что до дружбы надо вырасти.

  • Скажите, ребята, а чем отличаются понятия «друг» и «одноклассник»?

  • С другом вы связаны общностью мыслей, переживаний, отношений, а с одноклассником только местонахождением и

время препровождением.

  • Кто объяснит: как это понять?

  • Значит, для того чтобы в группе был коллектив, к чему надо стремиться: чтобы тебя окружали только одноклассники или чтобы они были друзьями?

  • А как добиться, чтобы все в классном коллективе были дружными?

Помогая ребятам в их ответах, учитель наводит подростков на мысль, что друг - это тот, кто не подведет, кто честен, правдив, искренен. Друг всегда поступит по совести, не воспользуется твоей оплошностью, придет на помощь, выручит. Здесь можно заговорить с подростками о возможном девизе класса, например таком: «Один за всех и все за одного».

Анализируя высказывания ребят, направляя их, учитель или кто-то из учащихся ведет запись предложений на доске.

В результате получается своеобразный кодекс нравственного поведения, выработанный самими детьми. Педагог предлагает взять его за основу, дома еще раз продумать и отработать вместе с родителями. Можно объявить конкурс на составление и оформление кодекса нравственного поведения в классе, который потом рассмотрит специально созданная для этого конкурсная комиссия, которая выделит лучший. И он станет их кодексом. Если такую работу оформить с должной романтикой, то игровая форма положит начало серьезным стремлениям ребят соответствовать выработанным правилам отношений к сверстникам.

Творчески работающие учителя, учитывая возрастные особенности подростков, часам вопросов и ответов часто придают своеобразную игровую окраску. На круглом диске, разделенном на столько секторов, сколько в основном будет поднято вопросов (сформулированных детьми и содержащихся в предварительном задании), например 10, вращается волчок со стрелкой, установленной на нем. В момент остановки стрелка показывает номер вопроса. Этот вопрос и служит предметом первоначального обсуждения, пока не появится потребность, активизируя обсуждение, вновь обратиться к волчку. То, что вопросы будут следовать не в логической последовательности, не имеет значения, так как учитель, начав обсуждение, выдвинул проблему, рассказал о том, какие вопросы поступили от ребят, частично охарактеризовал и некоторые ответы. Сама «лотерея» вопросов служит оживляющим фоном, поддерживающим интерес, позволяющим организовать переходы и некоторые отступления. Кроме того, паузу между вопросами (момент вращения волчка) можно заполнить музыкальными заставками.

Часы вопросов и ответов, практикуемые в классе, косвенно влияют и на опыт отношений, на поведение детей в целом. И что очень важно, рождают и стимулируют стремление к самовоспитанию. Слово классного руководителя, сообщенные им знания имеют большое значение. В то же время в процессе всего разговора с подростками важно будить их мысль, находить пути к формированию осознанного решения, осмыслению поставленных вопросов.

Организуя диалог, педагогу важно добиться «камерной» формы обсуждения вопросов. Только при этом условии создается необходимая атмосфера для нравственного осмысления затронутых вопросов, поиска этического решения, появляется заинтересованность в определении морального вывода.

Постепенное углубление и развитие возникающих нравственных проблем позволяют активизировать осознание подростками

нравственных норм поведения и отношений в коллективе, к

окружающему, соотнести их со своим собственным поведением.

В результате утверждаются нравственные ориентации детей, закрепляются стремление соизмерять свое поведение с состоянием окружающих, умение почувствовать и понять другого.

И в этом - основа создания нравственных взаимоотношений в детском коллективе.

Особое значение приобретают те нравственные знания и навыки поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Они необходимы для регулирования собственного поведения, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими, приучают ребят к дружелюбию и вежливости, уважению и чуткости по отношению к другому человеку. Это те простые нормы нравственности, которые составляют начальную азбуку морали, на основе которой растет и формируется система высших нравственных ценностей.

В приобщении подростков к освоению простых норм нравственности большое значение имеет система этических занятий, органически вплетающихся в общий педагогический процесс. Структурными компонентами занятий могут быть разнообразные формы нравственного просвещения в сочетании и взаимосвязи с игрой, деятельностью, упражнениями, тренировочной работой, творчеством. Такое сочетание предполагает единство и взаимосвязь формирования этических знаний и опыта поведения детей. Разнообразие методических приемов позволяет педагогу варьировать свою воспитательную позицию в процессе занятий, прямо, косвенно, опосредованно воздействуя на ребят.

Сообразно с простыми нормами нравственности могут быть предложены следующие разделы:

  1. Воспитанность как этическая норма общения.

  2. Этическая сущность этикета, его основные критерии.

  3. Нормы этики в отношениях к окружающему.

  4. Этика отношений в коллективе.

Данная структура предполагает постепенное и последовательное развитие знаний, навыков и умений учащихся от правил культуры поведения, воспитанности к осознанию и усвоению простых норм нравственности. На этических занятиях с помощью разнообразных методических приемов и форм работы с учетом возрастных особенностей подростков педагог стремится организовать коллективный поиск нравственного решения, в процессе которого происходят осмысление учащимися с этических позиций жизненных ситуаций в различных сферах их жизнедеятельности и постепенное осознание важнейших этических понятий, а также осмысление воспитанниками своей собственной жизни, рассмотрение с этических позиций своих отношений. В то же время на занятиях организуется цепь воспитательных воздействий, состоящих в том, чтобы научить и приучить подростков к постоянному контролю и оценке собственных отношений, к их регулированию, исходя из понимания их общего этического смысла. Таким образом, подросток постепенно начинает с этической позиции расценивать свои и наблюдаемые им отношения, осознавать нравственную основу отношений к человеку, к обществу, к Родине, к труду, к самому себе.

Вот, например, занятие с семиклассниками на тему «Открой свое небывалое .

«Открой свое небывалое». (М. М. Пришвин)

«Каждый человек может стать художником своей жизни и

установить с миром... отношения взаимотворчества»,- вдумайтесь, ребята, в эти слова жены и друга писателя М. М. Пришвина. Как можно понять это выражение: «отношения взаимотворчества»?

  • Человек, не отдавая себе отчета, делает ежесекундный выбор. Порой это выглядит вроде бы просто: пойти - остаться, сказать- промолчать, помочь - пройти мимо... Но из таких мелочей и складывается жизнь. И если в человеке есть неистребимая потребность стать лучше, его выбор всегда будет в пользу добра. Его жизнь не останется бесследной, а сам он сможет открыть людям «свое небывалое». Согласны вы с этим?

  • Чтобы открыть это небывалое, надо прежде всего самому познать свое «я».

  • Знаете ли вы себя?

  • Известный писатель и врач-психотерапевт Владимир Леви предлагает самохарактеристики, которые состоят из двух обязательных сторон: черной и белой, т. е. минусов и плюсов, достоинств и недостатков. Причем эти две стороны должны быть уравновешены, то есть надо записывать равное число пунктов и той и другой стороне. Он считает, что если что-то перевешивает, то это свидетельство отсутствия объективности. Вот образец, который он предлагает.

« + »

« -»

1.Умею смеяться

1

Легко впадаю в уныние

2.Способность радоваться за другого

2.

Завистливость

3.Предусмотрительность

3.

Трусость, лживость

4.Доверчивость

4

Некритическая внушаемость

5.Незлопамятность

5.

Вспыльчивость

6.Стремление к самосовершенствованию

6.

Болезненное самолюбие, не терпимость к критике

7.Способность к глубоким

7.

Эгоистичность,

невнимательность

познаниям

к близким

А теперь, исходя из самоанализа, попробуйте сформулировать цель в своем нравственном достижении. Здесь тоже надо исходить из своих особенностей и возможностей и в постановке цели идти от простого к сложному, от достижимого к менее достижимому. Обратимся опять к примеру, данному В. Леви, несколько приблизив его к нам.

Избавиться от раздражительности

Чувствовать себя уверенно

Хорошо себя чувствовать физически

А что для этого необходимо?

сознавать свою значимость, моральную силу

производить приятное впечатление

признавать за собой право быть таким, как есть

успешно учиться

больше бывать на

воздухе

Высыпать

ся

А что для этого?

быть внутренне независимым, стремиться к своему идеалу

иметь доброжелательное выражение лица, искреннюю улыбку

признавать за другим его право быть самим собой

в каждом уметь видеть достоинства

рационально построить режим

Анализируя опыт данной работы, классному руководителю можно посоветовать начинать такую работу, проводя первоначально одно занятие в месяц с предварительной подготовкой детей к нему, в процессе которой найдут свое место и тесно свяжутся с самим занятием самые различные формы работы. Это и разнообразная шефская работа, и проведение досуга, и тематические конкурсы, и трудовая деятельность, и различные рейды, и праздники. Когда такие занятия станут неотъемлемой частью всего воспитательного процесса классного коллектива, целесообразно проводить их один раз в неделю.

Тематика обобщающих занятий, представляющих итог разнообразной деятельности подростков с целью ее нравственного осмысления, может быть следующей.

V класс

  1. О правилах вежливого человека.

  2. Умение быть самим собой.

  3. Внешняя и внутренняя воспитанность.

  4. Твой стиль поведения.

  5. Гражданином быть обязан.

  6. Доброта и доброжелательность.

  7. Когда какое слово молвить.

  8. Добрыми делами славен человек.

  9. О дружбе мальчиков и девочек.

VI класс

  1. А растет человек до самой смерти.

  2. Торопись обрадовать.

  3. Мир и лад под общей крышей.

  4. Истоки доброты.

  5. Без добрых дел нет доброго имени.

  6. О культуре чувств.

  7. Великая радость - работа.

  8. Юмор - дело серьезное.

  9. О чувстве собственного достоинства.

VIIкласс

  1. Познай себя.

  2. Учитесь властвовать собой.

  3. Чтобы быть привлекательным.

  4. Где нет труда - сады там не цветут.

  5. Душа обязана трудиться и день, и ночь.

  6. Не стесняйтесь доброты своей.



© 2010-2022