Формирование мелкой моторики и тонких движений пальцев рук у детей с ДЦП, имеющих общее недоразвитие речи (комплекс упражнений)

Нарушения общей и мелкой моторики у детей с ДЦП связаны с особенностями самого заболевания – преимущественным поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. Дети с ДЦП резко ограничены в движениях: у них с трудом формируются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Особенностью двигательных нарушений у детей с ДЦП является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, поэтому у ребенка не формир...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование мелкой моторики и тонких движений пальцев рук у детей с ДЦП, имеющих общее недоразвитие речи (комплекс упражнений)

Нарушения общей и мелкой моторики у детей с ДЦП связаны с особенностями самого заболевания - преимущественным поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. Дети с ДЦП резко ограничены в движениях: у них с трудом формируются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Особенностью двигательных нарушений у детей с ДЦП является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, поэтому у ребенка не формируются правильные представления о движении.

Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи надо проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут на каждом уроке. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют повышению внимания и работоспособности детей с ДЦП.

Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребенок в начале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью учителя. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются и дети выполняют их активно. Для того, чтобы детям было легче запомнить упражнения, для каждого можно придумать своё название, понятное детям.

Предлагается ряд таких упражнений. Начинать можно с самомассажа:

· «руки замерзли» - разминать кисти рук;

· «одеваем перчатки» - для каждого пальчика свой домик, «натягиваем» на каждый палец перчатку;

· перетираем каждый пальчик от основания к ногтю;

· «рисуем» каждым пальчиком в воздухе;

· поочередно сгибать пальцы;

· поочередно выпрямлять пальцы;

· «флажок» - все пальцы в кулак, большой вытянут вверх;

· «стол» - одна рука согнута в кулак, другую положить на неё сверху горизонтально;

· «стул» - прислонить вертикально к согнутому кулаку;

· «пальчики приклеились» - сильно прижать ладонь к ладони (или к столу) и по очереди «отклеивать» каждый пальчик;

· «собака» - соединить большой, средний и безымянный пальцы, а указательный и мизинец, слегка согнув, поднять вверх;

· «солнечные лучи» - скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы;

· «кулак-ребро-ладонь» - поочередно сжимать руку в кулак, ставить ладонь на ребро и прижимать ладонь к столу, постепенно ускоряя темп выполнения пробы.

Упражнения для формирования тонких движений пальцев рук:

· «пальчики здороваются» - кончик большого пальца (предварительно закрепить с детьми названия каждого пальца) поочерёдно касается кончиков остальных пальцев (здесь и далее упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой и двумя руками вместе, от большого к мизинцу и наоборот);

· пальцы правой руки все «здороваются» одновременно с пальцами левой руки;

· «оса» - выпрямить указательный палец и вращать им;

· «человечек идёт…, бежит…» - указательный и средний пальцы идут (бегут) по столу;

· «коза» - вытянуть указательный палец и мизинец;

· «очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев;

· «зайчик» (ушки) - вытянуть указательный и средний пальцы;

· «деревья» - пальцы широко расставлены.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Рекомендуется также использовать в работе карандаш. Детям можно предложить:

· обвести по контуру фигуру, предмет;

· нарисовать предмет по точкам;

· использовать различные трафареты для штриховки в разных направлениях;

· «проехать по узкой дорожке», не заехав в сторону;

· очень интересным видом упражнений являются «двойные рисунки», когда ребенок одновременно обеими руками выполняет рисунки - от геометрических фигур до предметных рисунков (рисовать можно два одинаковых предмета или одновременно двумя руками рисовать один предмет, как бы деля его пополам).

Рекомендовано проводить упражнения для развития и совершенствования координации движений рук:

· задания проводят под счет, постепенно ускоряя темп выполнения, строго следуя словесной инструкции:

- правую руку - в кулак, левую ладонь разжать, и - наоборот;

- правую ладонь поставить на ребро, левую согнуть в кулак.

Учитывая благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в системе коррекционной работы с детьми с ДЦП, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование мелкой моторики, в частности тонких движений пальцев рук.



© 2010-2022