Классный час на тему Пути преодоления конфликта

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Трудный учитель

Необходимые материалы: история для обсуждения, листы бумаги, маркеры или ручки,

настенная доска.

Цель: научиться находить оптимальные пути выхода из сложившейся конфликтной ситуации на основе качества благородства выбранной профессии и полной ответственности за тех, с кем нас сталкивает жизнь. Рассмотреть суть конфликта.

Задачи: 1. Рассмотреть предложенную конфликтную ситуацию.

2. Проанализировать стадии развития конфликта между учителем и учеником.

3. Обсудить оптимальные пути выхода из конфликта.

Ход занятия.

Эпиграф: «Поведение- это зеркало, в котором каждый показывает своё лицо.


Упражнение 1.

Попросите всех встать и найти себе партнера. Один партнер - А, другой - В. Попросите А встать в одной части комнаты, а В - в другой. Они должны пересечь комнату несколько раз. Каждый раз, когда партнеры встречаются, они должны приветствовать друг друга:

  • Во время встречи - они старые друзья;

  • В недавно поссорился с А;

  • В этой ситуации А должен В денег;

  • Оба не знают друг друга, А спешит, а В заблудился.

Упражнение необходимо проводить быстро.

Далее предлагается участникам группы назвать ассоциации со словосочетанием «Учи-

тельница первая моя.» Все предложенные варианты записываются на доске. После этого

зачитываются выдержки из статьи «Трудный учитель.»


«Для большинства из нас словосочетание «учительница первая моя» ассоциируется с благодарностью

человеку, который научил нас читать, писать и считать, но самое главное - дал первые жизненные уроки, заложил те основы нравственности, те жизненные принципы, которыми мы руководствовались

в жизни впоследствии.

Но для Ярослава Донцова, ученика 4 класса при детсаде №29 г. Луганска общение с учительницей начальных классов Натальей Бахмач превратилось в кошмар. Мальчик специально придумывал отговорки для того , чтобы не ходить в школу, а недавно, закрывшись в ванной, сообщил мама: «Если она на меня и дальше будет орать, я что - то с собой сделаю. »»

Участникам группы предлагается выразить свое отношение к прочитанному. Микрофон пускается по кругу.


Участникам группы предлагается назвать три существительных, характеризующих осень (зиму,весну).Объединяются участники в три группы по названным словам. Каждой группе выдается лист бумаги, на котором написано:

1 группа - Учитель

2 группа - Родители

3 группа - Учащиеся

Всем группам предлагается задание - необходимо обсудить каким должен быть внешний вид школьника; высказать свое отношение к школьной форме в соответствии со словом, которое написано на листе.( 3 минуты). Спикеру каждой группы предлагается озвучить общее мнение.

Затем опять возвращаемся к статье.


« Все началось в первом классе. Когда Наталье Ивановне не понравился внешний вид Ярослава. «Дети должны ходить в школу в брюках и рубашках, никаких джинсов и футболок, а девочкам противопо-

казано носить цветные колготки» - заявляла она. Мама Ярослава, Наталья,объясняла, что мальчик рослый и из подобной одежды быстро вырастает. Во втором классе конфликт нарастал, когда Ярослав пришел в футболке, подаренной отцом, на которой было написано « Я - найкраща дитина у світі» Наталье Ивановне это не понравилось, она придерживалась советских методов преподавания и считала, что все дети должны выглядеть одинаково, никто выделяться из толпы не должен. «У нас не было претензий к Наталье Ивановне как к педагогу,- рассказывает мама Ярослава. Наталья Донцова.- Знания она давала квалифицированно. Поэтому вопрос о переходе в другую школу не стоял. Класс при детском садике, где учился Ярослав, был специализированным для детей со сколиозом. Там училось всего 18 человек, поэтому мы надеялись, что каждому ребенку будет уделено достаточно внимания. Однако со временем замечаний становилось все больше. Да, мы знаем, что Ярослав очень подвижный, он не может усидеть на месте. /Поэтому постоянно с мужем обвиняли ребенка в конфликтах, просили его не баловаться. Но, согласитесь, обо всем можно сказать по-разному. И по-разному поставить ребенка на место. В те часы, когда я приходила в школу, то слышала, как Наталья Ивановна жутко кричит на детей. У меня самой замирало сердце от подобного обращения» »

Микрофон опять. Участникам предлагается рассказать о своих чувствах, выразить свои мысли о прочитанном.

Конфликт неизбежен, конфликт необходим, конфликт полезен. В тоже время он часто бывает болезнен, и большинство из нас признали бы, что немного боятся его. Мы знаем, что можем проиграть или оказаться униженным. Даже победив, мы иногда понимаем, что цена победы оказалась выше, чем она того стоила. Каждый из нас может вспомнить неприятные ощущения, переживания, связанные с конфликтом. Конфликт, как говорил Ганди, это связь или цепь, соединяющая вовлеченных в него людей; задача заключается в том, чтобы превратить эту цепь в качественно новую, которая и является решением. Если люди реагируют на конфликт так, что разрушается все хорощее, что было в их отношениях, то мы не можем назвать это решением конфликта. Одна из причин, почему так происходит, это то, что нас учили понимать конфликт, как борьбу, в которой мы должны победить, а не как проблему, которую нужно решить.

Конфликтная ситуация опасна, когда она не разрешается. Неразрешенный конфликт означает, что причина недовольства, возникновения конфликта, повод для возможного столкновения в будущем остался без разрешения; недовольство, как эмоционально неприятное напряжение, сохранилось. Неразрешенный конфликт остается в памяти как обида на партнера, задетое самолюбие, разочарование в нем.

Причина, вызвавшая конфликт, при сходных обстоятельствах или в других экстремальных условиях, спровоцирует новое «столкновение», по старому поводу. И мы опять возвращаемся к нашей истории.


«В третьем классе конфликт достиг своего апофеоза. Бахмач вызвала в школу Наталью Донцову и рассказала следующее: «Я сделала Ярославу замечание очень вежливо, чтобы он не рисовал девочке кофточку. Он вскочил, схватил красную ручку и убежал. Когда он вернулся, вены его были исцарапаны и он сказал: «Я наказал себя за то, что сделал.» Интересно, как вежливо можно разговаривать с ребенком, чтобы он отчаялся на такой щаг. После этого,- рассказывает родительница,- отношения стали накаляться. Однажды Ярослав позвонил мне на работу и кричал, чтобы я забрала его из школы. Когда я прибежала за ним, сын был уже дома. Разговаривать со мной он отказывался. На все мои вопросы «Что произошло в школе?» Ярослав отвечал: «Это наш маленький секрет.» В последствии Ярослав рассказал, что в тот день учительница его побила. Но попросила никому об этом не рассказывать.»

Вопрос: Часто ли мы задумываемся в какой форме делаем друг другу замечания, обращаемся к друг другу. Всегда ли контролируем свои эмоции.

Предлагается обсудить по группам и спикерам высказать общее мнение. ( 3 минуты.)


Упражнение 2.

Отметьте, что спор часто выходит из-под контроля(как на эскалаторе, став на который, вы уже не можете сойти с него). Нарисуйте конфликтный эскалатор. Попросите кого-нибудь предложить фразу, с которой обычно начинается спор. Напишите её на первой ступеньке. Затем спросите, какой типичный ответ последует за ней, и какой фразой на неё ответят. Продолжите на несколько ступенек, показывая при этом, как спор становится всё напряженнее. От ступеньки к ступеньке усиливайте конфликт.


Получай! Бац!

Если это твоя ручка, почему ты её

бросаешь, где попало?

Если ты им не являешься, как она оказалась у тебя?

Ты хочешь сказать, что я вор?

Ты взял мою ручку.



Попросите группу предложить, как можно заставить двигаться эскалатор в обратную сторону перед тем, как кто-нибудь получит удар (путем обсуждения и замены фраз на разных этапах эскалатора.)


В конфликте наблюдается три вида поведения: соперничество, компромисс, сотрудничество.

Соперничество - этот вид поведения в конфликте может принести успех, если вы обладаете достаточной властью и компетентностью, в противном случае можно и обжечься. Но и в том, и в ином случае это ведет к ситуации: «выигравший - проигравший» что не способствует развитию отношений.

Компромисс - более эффективный вид поведения, но так как он заключается в том, что партнеры частично поступаются своими интересами, чтобы удовлетворить их же тоже лишь частично, они так же не находятся в ситуации: «полностью выигравший - полностью выигравший». Этот стиль может быть эффективен, если оба хотят одного, но одновременно это невыполнимо.

Сотрудничество - это самый эффективный вид поведения. Это ситуация: «выигравший - выигравший ». Партнеры разбираются как в явных, так и, что очень важно, в скрытых нуждах и интересах друг друга и вырабатывают способ удовлетворения желаний обоих сторон.


Упражнение 3.

Каждой группе предлагается одна и та же история. Необходимо разыграть конфликтную ситуацию, используя рассмотренные три вида поведения в конфликте.

1 группа - Соперничество

2 группа - Компромисс

3 группа - Сотрудничество

Предлагается история: Мария хочет пойти на вечеринку в дом к своему другу. Она волнуется, отпустят ли её родители, потому что вступительные экзамены в университет очень близко. Когда последний раз ей было разрешено пойти на вечеринку, она пришла на несколько часов позже, чем обещала.


Вернемся к нашей статье:

«Наталья Ивановна оказывала на детей и моральное воздействие. Например, постоянно повторяла: «Родители вас не любят, вы им не нужны», задавала вопросы о межличностных отношениях в семье. Вы скажете, что всё это ей помогало лучше воспитывать малышей. Но сама госпожа Бахмач считает, что «цель учителя - лишь передавать знания, а воспитанием должны заниматься родители. Ярослава до шести лет они не воспитали». Главной проблемой Наталья Ивановна считает тот факт, что родители не приходят в школу.

О Ярославе Наталья Ивановна следующего мнения: «Мальчик этот очень нервный, и мне кажется, что его нужно лечить.» Но у Ярослава ни с кем, кроме учительницы, конфликтов не было.

Бахмач сетовала, что не может дозвониться родителям, чтобы сообщить о плохом поведении. Однако после моего визита она тут же позвонила Наталье Донцовой, воспользовавшись телефоном Ярослава, и стала обвинять её в сложившейся ситуации, не просто повышая на нее голос, а неистово крича в трубку.

Директор школы- сада № 29 Гнетнева Нина Ивановна считает, что конфликта между учителем и учеником не существует и «пресса ваша лишь зря раздувает шумиху.»Бахмач она характеризует как «прекрасного учителя и педагога, очень добросовестного». Нина Ивановна сложившуюся ситуацию считает очень сложной и уверена, что в ней надо разбираться родителям вместе с учительским коллективом.

Все хорошо, что хорошо кончается. Ярослава Донцова перевели в сш № 51, расположенную поблизости. Там он чувствует себя очень хорошо, у него прекрасные отношения с учительницей и одноклассниками. Но лицо мальчика каждый раз искажается, когда с ним заговаривают о его предыдущей учительнице. И, к сожалению, обиды, нанесенные ею, Ярослав забудет не скоро.»


Группам предлагается обсудить пути мирного разрешения конфликта. Затем представить свои мысли на рассмотрение. После этого все вместе составляют памятку, используя результаты работы в группах.

Памятка.

  • Опишите проблему, какой её видит каждый человек;

  • Сосредоточьте внимание на проблеме ( не на человеке);

  • Слушайте, не прерывайте. Будьте внимательны к чувствам другого человека;

  • Проявите желание рассмотреть все возможные варианты;

  • Найдите то общее, что позволит продвигаться к согласию;

  • Если вы не уложились в определенное время, договоритесь о новой встрече.


И еще одно задание для групп. Необходимо сформулировать вопросы к анкете «Классный руководитель глазами учеников»

1. С каким настроением ты идешь в школу:

а) с радостью;

б) равнодушно;

в) с предчувствием неприятностей;

г) скорее бы все закончилось.

2. Кто чаще всего является причиной неприятностей:

а) учителя- предметники;

б) классный руководитель;

в) одноклассники;

г) администрация.

3. На твой взгляд какими должны быть функции классного руководителя

а) второй мамы

б) старшего товарища

в) контролера по успеваемости и дисциплине

4. Какие бы отношения тебе хотелось бы установить с классным руководителем.

5. Бывают ли конфликты с классным руководителем

а) часто

б) редко

в) никогда

6. Каковы причины конфликтов?

а) плохой характер классного руководителя

б) плохой характер класса

в) внешние обстоятельства

7. Ты разбил окно или испортил мебель, или нагрубил учителю. Ты знаешь, что классный руководитель:

а) тебя защитит

б) сделает вид, что хочет тебя защитить

в) сделает вид, что не заметил, что произошло

г) будет защищать тебя от упреков администрации

д) использует произошедшее, что - бы тебя унизить

8. Ты считаешь, что твой класс

а) сплоченный и дружный

б) разделен на группы

в) каждый живет сам по себе

9. Можно ли сказать, что тебе посчастливилось с твоим классом.

10. Какие классные мероприятия тебе запомнились?

11. Что бы ты посоветовал своему классному руководителю.

12. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в ________ школе, в ________ классе.



В конце хочу предложить небольшой тест. Выберите, пожалуйста, одну фигуру, ту которая на ваш взгляд, наилучшим образом отражает вашу сущность или к которой вас тянет. В соответствии с вашим выбором вы принадлежите к одному из пяти типов людей.



























Лидер (треугольник)

Человек, уверенный в себе. Быстро соображает, предприимчив, обычно его интересует прежде всего конечный результат. Он быстро говорит, быстро принимает решения, всегда готов рискнуть и не боится «глупо» выглядеть в глазах других людей.

Беседуя с «треугольником» лидерского типа, будьте предельно конкретны. /Если он не поддерживает «светский разговор», сведите вступление к минимуму, переходите непосредственно к делу. Предложив один-два варианта решения, не более, попросите собеседника принять решение. Основное внимание необходимо уделить конечному результату. Подчеркните конечную цель, не задерживаясь особо на существующих проблемах или исходном положении дел.


Человек, ориентированный на факты и цифры (Квадрат)

Для принятия решения такому человеку нужно большое количество данных, множество фактов и цифр. «Квадраты» любят логические аргументы и споры. Они с трудом выдерживают прямой взгляд и стараются все тщательно проверить и перепроверить, прежде чем примут решение. Общаясь с «квадратом», желательно делать упор на доказанных фактах, опробованных решениях и логических рассуждениях. Все должно быть гладко, без сучка и задоринки. Этим людям необходимо знать, что принятое ими решение безусловно правильно и что разумных возражений и быть не может. Ведите их вперед медленно, убеждая в своей правоте постепенно, аргумент за аргументом. «Квадрат» может оказаться человеком медлительным, он будет откладывать дело со дня на день, ни за что не желая принимать решение, если ему кажется, что недостает какой-то существенной информации.


Человек, ориентированный на людей (Круг)

Таким людям хочется, чтобы все вокруг были счастливы. Обычно «круг» разговорчив и эмоционален. Его внутренний ориентир - настроение в группе, и он нередко знает мельчайшие подробности личной жизни всех ее членов и вообще хорошо разбирается в людях. Общаясь с таким человеком, необходимо подчеркнуть, какую выгоду от вашего предложения получит каждый член группы, насколько ваша идея приблизит всеобщее счастье и благоденствие. Человек - «круг» умеет внимательно и нередко оказывается хорошим руководителем, хотя зачастую представляет серьезную проблему для собственного начальства, потому что требует принятия только таких решений, от которых выигрывают абсолютно все.


Человек в переходном состоянии (прямоугольник)

В категорию «прямоугольников» попадают лишь очень немногие, люди, в жизни которых в данный момент происходит что-то очень серьезное. Либо человек собирается сменить работу, либо его перевели на другое место, хотя и в той же самой компании, возможно, он потерял работу или у него что-нибудь стряслось дома, и данное обстоятельство вынуждает его полностью изменить образ жизни.

Общаясь с таким человеком, желательно при помощи наводящих вопросов попытаться выяснить, что именно стоит за сделанным им выбором, и при возможности направить свои идеи на то, чтобы помочь человеку преодолеть состояние неопределенности.


Творческий человек (Зигзаг)

Люди творческие обычно легковозбудимы, беспорядочны, даже хаотичны. Они ориентированы преимущественно на идеи и способны внимательно слушать вас лишь очень короткое время. Если на работе или в жизни вам приходится иметь дело с человеком типа «зигзаг», даже не пытайтесь превратить его в «квадрат». Просто ничего не получится. Таким людям, как правило, очень трудно работать в строго упорядоченной обстановке. И если ваша компания переполнена творческими личностями, выделите им отдельное помещение, где они смогут работать все вместе!

Имея дело с людьми творческого типа, ведите беседу взволнованно и воодушевленно. Пройдитесь по идее широкими мазками, не вдаваясь в мелкие детали, ибо в противном случае вы рискуете наткнуться на отсутствующий взгляд собеседника. Не перегружайте ваше изложение фактами и цифрами. Если вы видите, что собеседник хочет высказаться, предоставьте ему такую возможность! С такими людьми необычайно интересно работать, но они представляют неразрешимую проблему для «квадратов».


Если у вас на попечении есть группа людей, будь то подчиненные на работе или семья, предложите им посмотреть картинки и определите для себя стиль их поведения. Тогда вам будет значительно легче распределить обязанности в группе и, убеждая каждого ее члена, вы будете искать аргументы в соответствии с его душевным складом.


Заключение.

Упражнение «Коллективный вскрик».

Все становятся в круг. Руководитель просит всех присесть на корточки. По сигналу руководителя все начинают тянуть звук (а-а-а или о-о-о), одновременно вставая с корточек. В процессе вставания шум должен возрастать. Пиком является подпрыгивание с подниманием рук вверх. Затем шум постепенно утихает с момента приобретения первоначального положения стоя.

© 2010-2022