Доклад Формирование УУД во внеурочной деятельности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование УУД во внеурочной деятельности

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен

строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.

Стивен Кинг

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов - применение знаний и умений в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным средством - УУД.

Главное условие для успешного формирования УУД -

включение обучающихся в активную внеурочную деятельность.

Опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, организую внеурочную деятельность (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция).

Как же я это делаю?

- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую

процесс так, чтобы они добывали это знание в собственной учебно-

познавательной деятельности;

- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;

- создаю доброжелательную атмосферу ;

- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и

адекватному принятию решения в ситуации выбора;

- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой

деятельности.

- обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

  • полное внимание к однокласснику;

  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

  • терпимость, дружелюбие:

  • никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

- Применяю ИКТ, что позволяет сделать внеурочную деятельность для детей более увлекательной и интересной. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

Лично стные УУД формирую задавая вопро сы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос, направленный непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

Стараюсь способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме следующими вопросами: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога дети формулируют тему и цель занятия.

Задания для формирования познавательных универсальных учебных действий:

- "найди отличия"

- "на что похоже?";

- поиск лишнего;

-"лабиринты";

- упорядочивание;

- "цепочки";

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- работа со словарями;

Познавате льные УУД формирую, побуждая учащихся к

действию: «Под ума йте », «Выполни те задание »,

«Проана лизируйте», «Сделайте вывод..»

Работая над формированием рег уля тивных УУД, учу конкретным спо собам действия: планировать, ставить це ль, использовать алгоритм решения какой -либо задачи.

Задания для формирования регулятивных универсальных учебных действий:

- "преднамеренные ошибки";

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- "найди ошибки"

Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- "отгадай, о ком говорим";

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.

Я занимаюсь с детьми 1 класса. Уровень подготовленности на

момент поступления в школу был различный: были дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги.

Наблюдая за первоклассниками, я отметила, что многим ребятам

трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно

обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя, поэтому уделяю большое внимание формированию коммуникативных навыков.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других. Но в целом, на занятии идёт формирование всех четырех видов универсальны х учебных действий.

С первой минуты занятия учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:

• целеполагание, как постановка учебной задачи (-Каким бы вы хотели видеть занятие? Какие качества нужно проявить, чтобы занятие получилось таким?). Далее учащиеся, разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему занятия.

Проводя занятие кружка «Наша планета» по теме «Почему идёт дождь?» перед ребятами ставится проблема.

- А почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по - разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

- Что я делаю? (нагреваю воду)

- А что в природе нагревает воду? (солнце)

- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?

- Проверим, так ли это? (показываю)

- Почему образовались капельки?

- А что произойдёт дальше?

- Почему же идёт дождь?

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в тетради). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе занятия развивались УУД во всех сферах:

- личностные (формирование интереса)

- регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с текстом в тетради)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на занятии.

- А, если вам было интересно сегодня на занятии, поселите свою капельку на голубую тучку.

«Интеллектуальные витаминки» - рабочие тетради по внеурочной деятельности, которые содержат задания на развитие: продуктивности мышления, пространственного мышления, числовых навыков, системного анализа, словесной гибкости, способности к рассуждению, вербального восприятия, умений работать с информацией, представленной разными способами.

Для формирования УУД во внеурочной деятельности использую следующие виды работ:

«Соревнование».

Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на

ватмане. Результаты фиксируются на доске.

«Задания для девочек и мальчиков».

На доске варианты текстовых задач отдельно для девочек и мальчиков.

Каждое задание имеет определённый балл. По сумме баллов определяют, кто одержал победу.

Карточки с заданиями.

Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и

выполнение задания даётся время. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки исправляются.

Работа с карточками разных цветов и формы.

Инсценировка сказок.

Конкурс чтецов.

Творческие задания.

Задания творческого характера направлены на развитие у учащихся

познавательных УУД и творческих способностей.

Ребята с удовольствием выполняют такие работы как:

Придумай свои правила поведения в школе, на природе, на экскурсии, в парке, при общении с незнакомыми людьми.

  • Придумай свои знаки поведения, рисунки.

Разгадывание кроссвордов.

Викторины по пройденной теме.

Сочини стих, небылицу.

Выполни иллюстрацию к сказке.

Игровые занятия.

Для анализа своих успехов пользуемся «Лесенкой достижений» с тремя ступеньками.

Её можно использовать на разных этапах внеурочной деятельности.

1ступенька - всё понял, могу помочь другим.

2 ступен ька - понял, но нужно ещё поработать.

3 ступен ька - не понял, нужна помощь.

Я считаю, что универсальные учебные действия - это

фундамент для формирования ключевых компетенций

обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя

равноправными участниками образовате льного проце сса. Они сами

себя стараются научить, самостоятельно добыва я знания, учат

других. И, в то же время , им важно знать, что в случае затруднения

учитель может им помочь, направить и х действия. Главным во

внеурочной деятельности становится сотрудниче ство, возникает

взаимопонимание между всеми участниками, повышается

работоспособность и мотивация к учению.

Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной

деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий - неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя - это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности.


© 2010-2022