Воспитательная программа Здоровье в начальной и основной школе

Программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.Самое ценное, что есть у человека, — это...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная программа «Здоровье»

Пояснительная записка.

Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни - здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом.

Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения.

Программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.

Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растет ребенок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т.п.

В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе - формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.

Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых - неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков.

Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Таким образом, программа «Здоровье», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации школы, медиков, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.

Задачи программы «Здоровье».

В работе с учащимися.

1. Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:

• обучать жизненно важным умениям и навыкам;

• развивать двигательные качества;

• обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта;

• формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.

2. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации специальных программ для разных категорий учащихся:

• школьников с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии;

• школьников, освобожденных от уроков физической культуры на учебный год;

• школьников специальной медицинской группы;

• школьников, демонстрирующих значительные успехи в спорте.

В работе с педагогическим коллективом.

1. Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно организуют физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни.

Организуя и оценивая работу преподавателей, особое внимание уделить:

• приросту физической подготовленности учащихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени - четверть, полугодие, год;

• охвату учащихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой;

• педагогической активности учителей (участие в заседаниях педсовета школы, изучение и пропаганда опыта работы и т.д.);

• организации туристической работы с учащимися

Особенно следует подчеркнуть важность туристско-краеведческой работы, которая способствует оздоровлению детей и подростков силами природы, хорошо развивает личностные качества, такие как смелость, решительность, организованность и ответственность. В походах учащиеся приобретают навыки поведения и ориентирования в окружающей среде, изучают животный и растительный мир.

2. Организовать в течение учебного года серию профессиональных занятий (семинар, конференция, круглый стол и т.д.) по теме «Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры». Привлечь к организации этих занятий специалистов в области педагогики, психологии, валеологии, а также врачей.

3. Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:

• совместные соревнования учителей и учеников школы(матчи, турниры, эстафеты) с освещением результатов на школьных информационных стендах, • занятия спортивных секций по видам спорта для учителей школы;

4. Систематически проводить консультации для учителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в совещания методических объединений.

В работе с родителями.

Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей путем:

• демонстрации личного примера родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни;

• выполнения домашних заданий по физкультуре для учеников с низким уровнем физического развития;

• проведения совместных занятий детей и родителей, участия в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе;

• организации выступлений учителей на родительских собраниях с тематическими сообщениями: «Если хочешь быть здоров…», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» и т.п.;

• проведения консультирования (по специальному еженедельному расписанию) родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;

• установления тесного контакта в работе между сотрудниками медицинского пункта, учителями физкультуры и родителями учеников;

• приглашения родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования;

• ознакомления родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся посредством консультаций, информационных писем и буклетов, выступлений на родительских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей;

• разработки индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

• активного использования возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов, журнала для старшеклассников; написания информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.

Формы работы, используемые при реализации программы «Здоровье».

В процессе реализации программы «Здоровье» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:

• урок физической культуры;

• мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах продленного дня);

• занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

• спортивные праздники;

• соревнования по различным видам спорта;

• туристические походы, экскурсии;

• «Дни здоровья»;

• спортивные викторины;

• устные журналы спортивной направленности;

• теоретические занятия, беседы, семинары;

• теоретический зачет в 9-х, 11-х классах, экзамен по предмету «Физическая культура» в 11-м классе;

• смотр-конкурс физической готовности учащихся района к жизнедеятельности;

• занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

• тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;

• наглядная агитация («Галерея успехов», стенды, плакаты, таблица рекордов школы).

Медицинское обеспечение программы «Здоровье».

С первого класса на каждого учащегося школы заводится личная медицинская карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состояния здоровья. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается и взрослеет ученик, какие и когда у него появились отклонения в здоровье. Медицинская карта хранится в медицинском пункте. Школа в свою очередь делает соответствующие выписки о состоянии здоровья каждого ученика.

Медицинское обеспечение включает:

• распределение учащихся по группам здоровья;

• помощь медицинской сестры в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

• составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;

• беседы медицинской сестры школы с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;

• профилактические прививки учащихся и учителей;

• диспансеризацию педагогического коллектива школы.

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы «Здоровье»

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы предполагает:

• предупреждение конфликтных ситуаций «учитель - ученик», «ученик - ученик»; реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений в детском, и шире, во всем гимназическом коллективе;

• решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при занятиях физкультурой (к примеру, закомплексованность учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии;

• организацию психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики психофизического развития на определенном возрастном этапе;

• психологические консультации для родителей;

• реабилитационно-восстановительные программы для учителей;

• контроль медицинского обслуживания учащихся;

• контроль качества питания учащихся и учителей в школьной столовой

Материально-техническое обеспечение программы и источники ее финансирования.

Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:

• спортивный инвентарь и спортивное оборудование учебного комплекса гимназии;

• компьютерную базу данных;

• мультимедийное оборудование.

Источниками финансирования программы являются:

• бюджетные и внебюджетные средств

Содержание работы

1-4 классы «Азбука здоровья»

5-8 классы «Золотые правила здоровья»

I. четверть

1. Диагностика

Состояние зрительного утомления

Состояние здоровья на начало учебного года

Мониторинг соматического здоровья

II. Режим учебного процесса

Составление расписания занятий с учётом санитарных норм

Формирование банка данных на учащихся группы риска и больных детей

Мониторинг на классных часах с целью выявления психологического климата в классе, детей, нуждающихся в индивидуальном подходе

III. Уроки и здоровье

Уроки Мойдодыра(1кл.)

Уроки Айболита (2 кл.)

Уроки Знайки (3-4 кл.)

Работа центра здоровья:

- Твоё психическое здоровье

Проведение специальной гимнастики на осанку

Проведение бесед о здоровом образе жизни.

Организация специальных физкультурных групп

IV. Методическая работа с педагогическим коллективом

Выступление на педагогических советах с анализом результатов проведенных диагностик

Проведение обучающих семинаров

- Охрана зрения ребёнка

V. Работа с родителями.

Выступление на родительском собрании с результатами диагностик

Проведение родительского лектория

- Как любить ребёнка

- Особенности возраста

Индивидуальные консультации

VI. Оздоровительная работа

День здоровья

Викторина «Юный пешеход»

Викторина «Спорт»

Викторина « Красный, жёлтый, зелёный.»

Самооценка физического и познавательного потенциала

Суд над наркоманией (ролевая игра)

II. Четверть

1. Диагностика

Диагностика общей утомляемости

Состояние зрительного утомления

II. Режим учебного процесса

Отслеживание чистоты и безопасности пешеходных дорожек в зимний период

Смотр экологичности школьных помещений

III. Уроки здоровья

Уроки Мойдодыра (1 кл.):

- уход за руками и ногами

Работа центра здоровья:

- Как не заболеть (профилактика инфекционных заболеваний.

Уроки Айболита (2кл):

- прививки от болезней;

- безопасность при любой погоде

Профилактические беседы с медицинским работником

Уроки Знайки (3-4 кл):

- надо уметь сдерживать себя

IV. Методическая работа с педагогическим коллективом

Проведение обучающих семинаров:

- утомление и переутомление школьников

МО классных руководителей: Формы работы с классом для преодоления вредных привычек учащихся.

V. Работа с родителями.

Проведение родительского лектория:

- Как помочь ребёнку сделать домашнее задание

- Типы нарушений семейного воспитания

Индивидуальные консультации

VI. Оздоровительная работа

Неделя физической культуры

Большие психологические игры (5кл.)

Большие психологические игры «Бесконфликтность» (6-9кл)

III. Четверть

I. Диагностика

Диагностика школьных трудностей

Склонности к девиантному поведению (курение, алкоголь)

II. Режим учебного процесса.

Контроль освещённости в классах и коридорах

III. Уроки здоровья

Зимние забавы

Беседы «О вреде курения, алкоголя, наркотиков».

Уроки Мойдодыра

Деловая игра «Три товарища»

Уроки Айболита

IV. Методическая работа с педагогическим коллективом

Проведение обучающих семинаров:

- профилактика сезонного обострения заболеваемости

Итоги диагностики склонности к девиантному поведению

МО классных руководителей: деловые игры по профилактике девиантного поведения и ЗОЖ

V. Работа с родителями

Проведение родительского лектория

Что надо знать о своём ребёнке

Семейная профилактика проявления негативных привычек.

Индивидуальные консультации

VI. Оздоровительная работа

Игры на свежем воздухе «Снеговик года»

Прогулки в лес

Конкурс агитбригад. Конкурс плакатов «Нет наркотику, сигарете».

IV. Четверть

I. Диагностика

Состояние здоровья на конец учебного года

II. Режим учебного процесса.

Организация динамических пауз на свежем воздухе

Экологический субботник

III. Уроки здоровья

Уроки Мойдодыра:

- как правильно вести себя на воде

Уроки - практикумы « Умей сказать нет»

Уроки Айболита:

- первая помощь при травмах.

Уроки Знайки:

- нехорошие слова, недобрые шутки

День защиты детей

Неделя ОБЖ и ПДД

IV. Методическая работа с педагогическим коллективом

Проведение обучающих семинаров:

- методы релаксации для взрослых и детей

V. Работа с родителями

Проведение родительского лектория

- «Лето - кузница здоровья»

Как помочь ребёнку во время экзаменов

VI. Оздоровительная работа

Игры на смекалку

Турслёт

Мини турслет.

Легкоатлетический турнир


Систематически в течение года осуществляется:

  • Работа спортивных секций

  • работа тренажерного зала

  • контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм

  • динамические паузы во время занятий

  • физминутки во время уроков

  • игры на свежем воздухе

  • цикл классных часов по теме здоровья

  • агитационная работа через информационный стенд и сменные выставки плакатов и бюллетеней

  • профилактические мероприятия в начальной школе (согласно отдельному плану)

  • мероприятия ежегодной диспансеризации

  • мониторинг заболеваемости

  • отслеживание качества и организации горячего питания

  • инструктирование по ТБ учителей и школьников

  • регулярная дезинфекция помещений

  • сотрудничество с медицинским пунктом

  • совершенствование материально-технической базы

Приложение № 1

Мониторинг состояния здоровья обучающихся

Состояние здоровья обучающихся в классах в конце учебного года

Класс

Количество обучающихся

Количество обучающихся с отклонениями в физическом развитии

Количество обучающихся с нарушением осанки

Количество обучающихся с нарушением зрения

Количество обучающихся с хроническими заболеваниями

Частота острых заболеваний

Дефицит массы тела

Избыток массы тела

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года











итого




Структура заболеваемости обучающихся в классах


Класс

Количество обучающихся

Заболевания желудочно-кишечного тракта

Болезни почек

Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы

Заболевания щитовидной железы

Лорпатология

Аллергические заболевания



итого



Распределение обучающихся по группам здоровья


Класс

Количество обучающихся

Количество обучающихся с первой группой здоровья

Количество обучающихся со второй группой здоровья

Количество обучающихся с третьей группой здоровья


итого


12

© 2010-2022