Шефство - это форма межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся разных возрастов

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В.Ипатова, учитель биологии и географии,

Е.В.Корниенко,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ №18» (г.Бийск)

Шефство - это форма межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся разных возрастов

С того момента когда ребенок встал на ноги и сделал свои первые шаги, его начинает неудержимо тянуть к другим детям. Интерес к ним возникает еще раньше, чем он начинает разговаривать. Но вот малыш впервые оказался рядом с другими детьми и сразу же возникает масса проблем. Попытаемся разобраться в них. Шефство является формой межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся 5А и 10А классов.

Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.

В настоящее время много внимания уделяется формированию социальной направленности личности, развитию творческой индивидуальности, теории коллективизма. Все это невозможно без единства педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, как содружества разновозрастных групп учащихся.

Мы постарались создать такую воспитательную систему, которая направлена на раскрытие и развитие индивидуальности учеников 5 и 10 классов и включает в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами школы. Как классные руководители мы в первую очередь уделяем внимание эмоциональной поддержке классов, созданию в них положительного психологического климата, развитию детского со управления. Шефство помогает в организации вне учебной работы, досуговых и каникулярных мероприятий и для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности стараемся активно взаимодействовать с учителями-предметниками, педагогом-психологом, с социальным педагогом школы, библиотекарем и родителями ребят.

Воспитательной целью шефской работы стало: создание условий для формирования личности, образованной, интеллектуально и эмоционально развитой, волевой, способной к нестандартным решениям, нравственной, стремящейся к самосовершенствованию, понимающей, что строить отношения с людьми - это ответственность.

Добиваться поставленной цели помогает именно шефство. Задачами в этом направлении мы определили:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию - «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Методика работы в школе включает в себя создание индивидуального и группового единства десятиклассников над пятиклассниками, как в школе, так и по месту жительства. Разница в возрасте шефа и подшефного 5 лет. Стремление пятиклассников к общению со старшими основано на желании получить поддержку, защиту, подтверждении самооценки. Пятиклассникам более доступно копирование деятельности и поведения десятиклассников, нежели взрослого человека. Старшеклассники искренне радуются успехам младших, они небезразличны к ним, быстро находят с контакт, стремятся во всем помогать им. Психологи утверждают, что старшим это дает чувство ответственности, а младшим образец для подражания.

Основа шефской работы - это самостоятельность, которая способствует формированию единых требований семьи и школы к учащимся, создает атмосферу ответственности в детском коллективе, укрепляет межвозрастные связи, способствует передаче опыта старших младшим. Таким образом, в школьном коллективе формируются разновозрастные группы детей со своими самобытными, сложными и во многом саморегулируемыми внутренними межличностными отношениями.

Формирование у младших школьников межличностного и группового взаимодействия необходимо для укрепления дружеских взаимоотношений в коллективе, развитие личностных качеств учащихся.

Так через общение, познание, игру и различные виды творческой деятельности происходит сплочение детского коллектива, развитие шефства среди школьников. Результатом шефства в пятом классе является переход к школьному самоуправлению в среднем и старшем звеньях школы, что способствует развитию у детей уверенности в себе, самоуважения, ответственности за порученное дело, активных жизненных позиций. Результатом шефства десятиклассников является формирование способности к принятию самостоятельных решений и поступков, которые развивают нравственные и моральные качества, необходимые в дальнейшей жизни.







Литература:

  1. ФГОС. Проект. Среднее полное общее образование. Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член - корреспондент РАО.

Материалы с сайтов:

  1. festival.1september.ru/articles/530875/

  2. 22.fskn.gov.ru/news/prophylaxy/tag/%D8%E5%F4%F1%F2%E2%EE/

  3. rg.ru/2011/10/06/reg-urfo/schefi.html













































Заявка



Ф.И.О. (полностью) Корниенко Елена Владимировна, Ипатова Наталья Владимировна

степень, звание

Должность учитель русского языка и литературы, учитель биологии и географии

Название ВУЗА или организации (полностью)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

Форма участия: очная/заочная очная

Тема доклада «Шефство - это форма межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся разных возрастов»

Нуждаетесь ли в гостинице: да/нет

Адрес с почтовым индексом по которому отправлять сборник

659322, Бийск, Радищева, 28, МБОУ «СОШ №18»

Контактные телефоны 89132399368, 89628100796

E-mail: [email protected]

E-mail: [email protected]



© 2010-2022