Образовательная программа дополнительного образования детей «МИР ВОКРУГ НАС»

  Актуальность программы   Знания и представления об опасности, угрожающей здоровью людей в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды, побудят юношество задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде. Покорение природы привело к  загрязнению воздуха и воды, разруш...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Инзенский районный Центр детского творчества


«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД РЦДТ

В.Н. Зайченкова__________

«____» ____________ 2014 г.



Образовательная программа дополнительного образования детей

«МИР ВОКРУГ НАС»

Всего часов: 216

2год обучения:

216 часов (2 часа 3раза в неделю), возраст обучающихся: 10-14 лет







Рассмотрена и одобрена на заседании Программу разработала

Педагогического совета МОУ ДОД РЦДТ Буйновская Ирина

Александровна

Протокол №_________ от___________ педагог образования дополнительного

Секретарь ___________________

Программа разработана

в 2014 году

Инза

Рецензенты:

________________________________ педагог дополнительного образования МОУ ДОД РЦДТ ____________ квалификационной категории

______________________________ методист МОУ ДОД РЦДТ ____________ квалификационной категории




Программа рассчитана на 1 год обучения:

2 год обучения - 216 часа (3 раза в неделю по 2 часа)

Возраст обучающихся - 10-14 лет
























1.Пояснительная записка

За генеральную уборку
Пора приняться на Земле!
Что в говорильне нашей толку?
Природа плачет о себе!
Сумеют выжить только крысы,
Чертополох и таракан.
Ворона даже будет лысой!
Приятно ль жить с такими нам?
Эколог - друг, защитник жизни, -
Все человечество любя,
Не дай пропасть родной Отчизне,
Мы будем слушаться тебя.



Изучение окружающей среды является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности, любви к природе, бережному к ней отношению. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.


Разрабатывая программу, я исходила из того, что отстоять и приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом, будет знаком с родной природой, с экологическими проблемами. Программа включает сведения из географии, литературы, истории., биологии, экологии. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность, бережное отношение к окружающему миру.


Программа состоит из четырёх блоков и предназначена для детей 10-15 лет.

Коллектив набран свободно, по желанию детей.







  • Новизна программы


Новизна программы состоит в том, что расширена сфера познания окружающего мира и вооружившись знаниями об этом мире, ребята научатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребенка непреходяща. Научить его сохранить и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки- эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.


Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробелы в экологическом образовании, удручающая некомпетентность многих работников всех рангов, по вине которых случаются аварии на газо- и нефтепроводах, не работают,а то и вовсе отсутствуют очистные сооружения, вырубаются и горят леса, вредные вещества попадают в землю, воду и атмосферу... В этих условиях особое значение приобретает школа, которая призвана дать подрастающему поколению, начиная с младших классов, хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека.


  • Актуальность программы

Знания и представления об опасности, угрожающей здоровью людей в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды, побудят юношество задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.

Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят её.

Люди множеством нитей связаны с окружающей природой. Погубив её, они погибнут сами. Наша Земля «больна», и её болезнь следствие экономической безграмотности человека. Поэтому необходимо углубить знания учащихся о живой природе.

Необходимо, чтобы каждый понимал, что охрана природы является главной задачей общества.

Одна из задач руководителя кружка - выработка бережного отношения к окружающему миру и рациональному использованию его богатств.

В ходе работы кружка необходимо развивать познавательные процессы, интересы и умственные способности детей. Формировать в единстве эстетические и этические чувства, экологическую культуру и творчество.

Экологическое воспитание должно стать непрерывным и сопровождать ребёнка всю его жизнь, начиная с дома, детского сада, школы, вуза.



  • Главные проблемы:

- это повышение занятости детей в свободное время;
- привлечение детей к познанию культурных ценностей родного края,

-формирование экологического мировоззрения.


  • Педагогическая целенаправленность программы

Педагогическая целенаправленность программы объясняется тем, что в процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придается значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а также помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого- педагогическую систему, но и социально-педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

  • Суть авторского подхода

Суть авторского подхода в том, что при обучении создаются условия для развития творческих способностей. Все вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников.

Изучение экологии школьниками предаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них : отношение к земле как к уникальной экосистеме осмотрительного и бережного отношения ко всему живому.


  • Способы проверки результатов освоения программы

Отслеживание результативности образовательного процесса

осуществляется в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

-самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнение реферативных работ, их защита в группе;

-контрольные формы работы: тесты, контрольно- познавательные игры;

-табло достижений кружка;

-открытие занятия в игровой форме;

-участие в кружковой и в массовой вне учебной деятельности;

-активное участие в конкурсных работах, выставках.











2.Цели и задачи программы


Целью настоящего курса является:

Создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе, на основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру.

Цели первого года обучения:

1.Сформировать потребность изучать и познавать окружающий нас мир. 2.Воспитание у воспитанников бережного отношения к природе родного края, правильного понимания сложных взаимосвязей живой и неживой природы.

3.Формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования.

Задачи:

1.Формирование понимания многосторонней ценности природы для общества и человека.

2.Научить правилам обращения с растительным и животным миром. 3.Воспитывать доброе отношение к окружающему миру. 4.Развивть эмоционально- чувственную сферу ребенка, образное мышление, развивать интерес обучающегося к науке экологии.

Цели второго года обучения

1.Формирование сознания, что человек - часть природы, что подлинным хозяином он становится тогда, когда познает законы природы и, правильно пользуясь ими, перестраивает природу в соответствии с нуждами общества.

2.Воспитание гражданской ответственности за состояние природной среды.

3.Развитие навыков и умений написания творческой научной работы по исследованию и преобразованию (улучшению) окружающей среды.

Задачи:

1.Усвоение научных основ проблем взаимодействия общества и природы.

2.Проведение наблюдений и выполнение практических исследований в природе.

3.Общественно полезная деятельность по охране окружающей природной среды.

Цели третьего года обучения

1.Развитие теоретического мышления за счет перехода от пассивного усвоения знаний к активным действиям - исследовательской, проектной работе.

2.Формирование практических навыков ведения исследовательской работы.

Задачи:

1.Стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей нас природе.

2.Развивать исследовательские навыки и умения.

3.Вовлечь обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения ( организация экологических троп, экспедиций.

4.Воспитывать в ребенке бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки.

5.Формирование необходимых умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующей в этой области заключается в том, что произошли изменения социально - экологических условий в обществе, усилилось негативное антропогенное воздействие на природную среду. В структуру программы входит 2 образовательных блока:

- теория [накопление знаний)

- практика (применение знаний в творческом исполнении).

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Практические задания способствуют у детей творческих способностей, приобретения практических умений и навыков.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11- 15 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувств взрослости, потребность к самостоятельности и стремлении к самопознанию и познанию окружающего нас мира.

Сроки реализации образовательной программы- 3 года, которые делятся на 3 этапа - 1, 2и 3-й годы обучения.

Первый год направлен на первичное знакомство с окружающим нас миром. Активизируется познавательная деятельность. Особо важным на данном этапе является создание условий, при которых ребенок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу на занятиях отводится направляющая роль. Как результат этого этапа у ребенка развивается активный интерес к предмету.

Второй год - на базовую подготовку детей к решению творческих задач на основе накопленного опыта.

Третий год обучения предоставляет все возможности для

самореализации личности от простого расширения кругозора до научно- исследовательской деятельности.





  • Сроки реализации: 3 года

  • Возраст детей: 10-14 лет

  • Год обучения: 2 год

  • Состав группы: постоянный

  • Занятия: групповые


Продолжительность занятия


Периодичность в неделю


Количество часов в неделю


Количество часов в год


45 мин


3 раза


6 часов


216 часов


























3.Формы и методы


  • По количеству детей, групповая, в небольших группах (когда от работы каждого зависит выполнение общей работы], задачи у каждого возраста свои.

Индивидуальная: этот вид работы предусматривает дифференцированный подход к изучению раздела или темы.

Фронтальная работа или коллективная, предусматривает единую тему и общие задачи.

  • По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсия с наблюдениями, конкурс, самостоятельная, практикум, конференция, лабораторная работа.

  • По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, по систематизации и обобщению знаний, практическое занятие, комбинированное занятие, контроль знаний, умений и навыков.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, большое количество занимает практическая часть.



Основные формы, положенные в основу программы:

  • групповая

  • индивидуальная

  • практикумы;

  • создание проектов;

  • путешествие;

  • экскурсии

  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

  • лекция;

  • беседа;




Методы обучения:

  • Частично-поисковый

  • Исследовательский

  • Эвристический (лабораторные работы, эвристическая беседа)



Методы воспитания:

  • Проблемно-ситуативный

  • Объяснительно-репродуктивный

  • Стимулирования

  • Самовоспитания



4.Ожидаемый результат

В итоге обучения по данной программе школьники должны получить представления о действиях в условиях критических экологических ситуаций, знать источники потенциальных аварий, уяснить влияние естественной среды на здоровье человека (например, геохимических особенностей местности, качества питьевой воды, запылённости атмосферы и т.п.) Важно, чтобы школьники осознали оздоровляющее влияние природных компонентов (растений, рекреационных ресурсов и т.п.), значение организма для противостояния инфекционным заболеваниям. Ведь многих нежелательных последствий можно избежать, если следовать рекомендациям специалистов, соблюдать правила гигиены.

В результате обучения учащиеся научатся следующему:

Характеризовать систему взглядов человека на природу и место в ней самого человека.

Обосновывать значение естествознания и биологии в контексте общечеловеческой культуры.

Сравнивать естественнонаучные и социогуманитарные подходы современной науки к рассмотрению человека, природы и общества.

Оценивать информацию о современных исследованиях в области биологии, экологии; их практическое и нравственно-этическое значение.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

5.Формы проведения занятий

В подростковом возрасте ребёнка мало волнуют проблемы старости, болезней. Поэтому на занятиях важно избегать навязчивой поучительности, назидательности, разговор следует вести отталкиваясь от конкретных фактов, интересной ( может быть, даже спорной) информации, постараться вовлечь школьников в дискуссию, предлагать самостоятельно искать ответы на злободневные вопросы. Не стоит перегружать детей негативной информацией: учитель должен стараться удержать разумный баланс между примерами отрицательного воздействия антропогенной среды на человека и примерами возможных выходов из создавшегося положения. В противном случае может сформироваться впечатление безысходности ситуации и нежелание предпринимать какие-либо действия для изменения положения.

Обязательным является использование краеведческого материала как иллюстрации к конкретным примерам рассматриваемых закономерностей в системе «человек-природа». В качестве активных методов обучения можно рекомендовать задания по оценке экологической ситуации в поселке, поиск источников экологической опасности вблизи и внутри школы, в собственной квартире, проведение экологической экспертизы, работу с картами, оформление тематических плакатов, газет, проведение конференций, написание рефератов, выступления с ними перед учащимися других классов.

Поскольку в данной программе затрагиваются проблемы, связанные с различными науками (биологией, химией, физикой, географией) желателен контакт учителей- предметников. Например, изучая загрязнение воздуха или воды, учащиеся на уроках химии в качестве дополнения могут ознакомиться с химическими реакциями, проходящими в атмосфере в результате выбросов предприятий, биохимическими процессами в организме человека. А на уроках географии можно рассмотреть размещение наиболее загрязнённых городов и территорий страны, выяснить причины такого положения, составить соответствующие карты.

Предлагаемая программа не охватывает весь круг вопросов, связанных с многоаспектной проблемой.

«Человек и окружающая среда». В тематику включён лишь ряд вопросов, дающих, с нашей точки зрения, возможность сформировать у школьника первоначальные представления о взаимосвязи состояния здоровья и условий среды и позволяющих убедить его в том, что человек -всего лишь часть природы, во многом от неё зависящий. Занятия по данной программе, с одной стороны, дают школьнику теоретические знания (формируют экологическое мировоззрение), с другой- практические навыки (умение оценивать ситуацию и действовать с наименьшим ущербом для своего здоровья).



6.Основные признаки организации кружка

  • - принцип добровольности;

  • - принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии;

  • - принцип индивидуального подхода к учащимся;

  • - принцип систематичности;

  • - принцип занимательности;

  • - принцип укрепления связи обучения с жизнью.


7.Методическое обеспечение


При составлении календарно - тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.

Целесообразно наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д. Необходимо оформить «Уголок юного эколога», где будут освещаться основные моменты работы кружка.

При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.

Некоторые занятия полезно проводить в форме докладов, мультимедийных презентаций.

Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес и бережное отношение к природе своего посёлка, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.












8.Условия реализации программы



Оборудование:

Бумага, ручки, карандаши, краски, скотч, ножницы, кисти, карточки с заданиями, иллюстрации с растениями и животными, предметы бытового отхода, грабли, лопаты, мотыги, перчатки, природный материал, компьютер, принтер.

Помещение:

Кабинет должен быть оснащен необходимыми приборами для исследований.






9.Учебно-методические пособия

1.Н.А. Голубкина.Лабораторный практикум по экологии М. Форум-Инфра,2003.

2.С.З.Вишневецкая. Организация исследовательской работы в школе по изучению водных экосистем. Ростов-на-Дону.,1996.

3.В.В.Приваленко. Геоэкологические и эколого-геохимические исследования в школьных кружках. Ростов-на-Дону,1995.

4.А.А.Семёнов. Полевой практикум по зкологии. М. ,Тайдекс К,2004.

5. Т.А.Попова.Экология в школе.Мониторинг природной среды.М.,2005.

6.Т.Я.Ашихмина. Экологический мониторинг.М., 2005.

7.А.И. Фёдорова. Практикум по экологии и охране окружающей среды.М.,2003.

8.В.В.Приваленко. Экологические проблемы Каменска-Шахтинского.,2000.

9.Экологический вестник Дона.Ростов-на-Дону.2006,2007.



10.Информационное обеспечение

10.1.Литература.

1.М.В.Гальперин.Экологические основы природопользования.М.,2002.

2.Г.В.Войткевич.Основы учения о биосфере.Ростов-на-Дону,1996.

3.Л.Ф.Голдовская. Химия окружающей среды.М. 2007.

4.Н.М.Чернова.Экология.М.1998.

5.Д.В.Вахненко .Биология с основами экологии.Ростов-на-Дону 2003.

6.В.А.Вронский.Экология .Справочник.Ростов,2002.

7.Журналы «Биология в школе», «Биология для школьников» 2006,2007,2008.

8.Журналы «Химия в школе», «Химия для школьников» 2006-2008.

9.Журналы «Вестник АС Эко» 2000-2002.

10.2.Литература для обучающихся.

1.А.Т.Зверев.Экология.Практикум.М.,2004.

2.Л.И.Губарев.Экология человека.Практикум.М.,2003.

3.С.И.Гуленков.Тестовые задания по биологии человека.М.,2000.

4.Тестовые задания к программам биолого-экологического цикла.Ростов-на-Дону 1995.

5.Е.А.Криксунов.Экология.М.,1995.




























12. Модель воспитанника


В конце учебного года воспитанник должен знать:

  • задачи экологии

  • о влиянии деятельности человека на компоненты окружающей среды;

  • экологические проблемы поселка, района, области

  • биологическое разнообразие своего региона

  • правила техники безопасности


В конце учебного года воспитанник должен уметь:

  • строить отношения в коллективе

  • планировать ход исследований и практической деятельности

  • оценивать поведение свое и окружающих с точки зрения экологической культуры

  • работать с лабораторным оборудованием

  • владеть алгоритмом создания экологической листовки, газеты,

агитационной листовки



Образовательная программа дополнительного образования детей «МИР ВОКРУГ НАС»

© 2010-2022