Статья Воспитание казахстанского патриотизма на примере героической личности Бауыржана Момышулы

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание казахстанского патриотизма

на примере личности Б. Момышулы

с учетом идеологических ценностей концепции «Мәңгілік Ел»


Развитие ведущих стран мира привело к формированию постиндустриальной, а затем и экономики интеллектуального труда, науки, новейших технологий. Основу данной новой экономики составляет интеллектуальный потенциал, являющийся главной доминантой социально-экономического развития современного общества. Образование в современный период становится отраслью хозяйства, а основным ресурсом развития экономики является человеческий фактор - больше всего ценится личность, которая может открыть, создать что- то новое в производстве, науке, культуре и т.д.

Перед системой высшего образования сегодня ставятся принципиально новые задачи, главную из которых обозначил Президент РК Н.А. Назарбаев в инициированном им национальном проекте «Интеллектуальная нация - 2020: «воспитание казахстанцев в новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом»[1]. Формирование интеллектуальной нации признано одной из стратегических целей развития Казахстана, при этом главными векторами являются качественное образование и поддержка подрастающего поколения.

На сегодняшний день формирование национальных ценностей как одной из составляющих интеллектуальной нации - это социальный процесс. Ориентация на национальные ценности, социально-политические изменения в стране поставила на повестку дня вопросы формирования, развития, становления, воспитания патриота, гражданина, специалиста. Сегодня одним из стратегических трендов развития Казахстана является новый казахстанский патриотизм. Как известно, в Послании Президента страны «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» определена национальная идея Казахстана - «Мәңгілік Ел». Это вечная земля, на которой живет трудолюбивый, гостеприимный, толерантный народ, завоевавший независимость и возможность самому строить свою историческую судьбу. Идея «Мәңгілік ел» берет свое духовное начало с древних времен. Можно вполне утверждать, что великий аль-Фараби теоретически обосновал концепцию «Мәңгілік ел» в своих работах «О взглядах жителей добродетельного города», «Гражданская политика», «Афоризмы государственного деятеля».

В Казахстане, который находится на пути инновационного развития и который поставил перед собой стратегическую цель вхождения в ряды 30 развитых стран мира, национальная идея «Мәңгілік ел» станет важнейшим идеологическим направлением. Национальная идея «Мәңгілік ел» является результатом исторического развития общества, развития национального сознания. Президент РК Н. Назарбаев направил идею мобилизации «Мәңгілік ел» своему народу как главное идеологическо-инновационное направление [2].

«Одна из главных задач нашего государства сегодня - воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа - поколения, которому можно доверить будущее страны. С обретением независимости Казахстан укрепил экономику, признан во всем мире. В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информа­ционные технологии. Но где гарантия, что это не будут чуждые чаяниям народа технократы, не знающие родной истории, своих корней, не осознающие себя наследниками и продолжателями великой степной культуры? Молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений. Это означает, что наш долг - воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу», - отметил Президент Казахстана [3].

Воспитание и развитие патриотизма в современный период свидетельствует об актуальности проблемных вопросов формирования общенациональных идеологических концепций. Как отмечают многие средства массовой информации, выросло новое поколение после распада Союза и отказа социума от прежнего идеологического базиса. Плоды процесса постсоветской социализации очевидны уже сегодня, если обратить внимание на ситуацию в Украине, Республике Молдова и др.

В этой связи деятельность общества и организаций образования, направленная на развитие нового казахстанского патриотизма является не просто научной, но политической задачей. В период оперативного развития мировых экономических, социально-политических процессов определение патриотических ценностей и идеологических принципов казахстанского общества является актуальной проблемой.

Во все времена особенностью молодежи как социально-демографической группы являлось то, что она рассматривалась главным объектом социализации, которому должны прививаться те или иные социальные ценности и навыки адаптации к существующим правилам игры.

Недаром молодых людей часто сравнивали с «Tabula rasa» (лат. - чистая доска), имея в виду, что отдельный человеческий индивид рождается без врожденного социального опыта или набора правил поведения. Естественно, от того, кто первый нанесет свои письмена на чистую доску (формальные или неформальные структуры, лояльные или радикальные по отношению к власти организации, государственная идеология или антисистемное влияние), будет зависеть как дальнейшая социальная роль молодых людей, так и будущее всей страны». [4].

Курс Главы казахстанского государства на формирование капитала нации является залогом устойчивого развития Казахстана на длительную перспективу. Развитый, образованный, самостоятельный, уверенный в своих силах, успешный и ответственный гражданин - основа и опора свободного и процветающего Казахстана. Новый казахстанский патриотизм является уникальной формулой, которая гармонизирует любовь к родине, традиции и инновации. Фундамент казахстанского патриотизма важен как равноправие всех граждан и ответственность перед Родиной, ее будущим. Новый казахстанский патриотизм выступает интегративной основой общественного сознания народа Казахстана. Новый патриотизм суверенного Казахстана отражает основные направления идеологии независимого государства, его исторического развития, мышления и философии, является воплощением многовековой мечты казахского народа и полиэтнического общества о свободе, независимом пути развития. Поэтому ее пропаганда и правильное внутригосударственное использование способствуют формированию у граждан национального самосознания, основанного на патриотизме, любви к Родине, стремлении служить ее интересам и готовности к ее защите.

Школа - интернат имени Героя Советского Союза, «Халык каhарманы» Бауыржана Момышулы в течение более чем 30 лет занимает одно из ведущих мест в системе военного образования Республики Казахстан. Школа обеспечивает новое качество военного образования, уровень военно - профессиональной подготовки, отвечающей современным и перспективным требованиям к военным специалистам.

Новый облик армии диктует необходимость подготовки компетентных специалистов-профессионалов, способных самостоятельно решать задачи в любых условиях обстановки и мотивированных на военную службу. Особенностью новых профессиональных образовательных программ является существенное усиление правовой, психологической, управленческой и лингвистической подготовки слушателей и курсантов, увеличение объема и интенсивности физической подготовки.

Одной из знаменательных традиций военной школы является ежегодное торжественное мероприятие с участием представителей районного акимата и почетных гостей города: «Посвящение в бауыржановцы». По итогам школьного конкурса на лучшее чтение Клятвы бауыржановца отбираются чтецы, которым предоставляется почетное право выступить перед гостями и родителями учащихся о готовности быть настоящими патриотами своей Родины- Республики Казахстан. С первых дней уланы подробно знакомятся с биографией, духовными заветами и военными подвигами Б. Момышулы. На уроках литературы, истории Казахстана, на тематических классных часах, а также факультативе «Бауыржантану» изучаются произведения легендарного батыра: «За нами Москва», «Психология войны», «Кубинские встречи», книги о Б. Момышулы: А. Нуршаихов «Истина и легенда», А.Бек «Волоколамское шоссе», Б. Момышулы «Восхождение к отцу», К. Серикбаев « Его имя носит наша школа» и др. Знание именно таких книг способствует пониманию и развитию у учащихся таких нравственных категорий, как долг, честь, совесть, чувство казахстанского патриотизма.

Вместе с тем традиционно проводятся конкурсы на лучшее исполнение строевой песни. Так, в этом учебном году победителями конкурса стали уланы 3 роты с песней «Бауыржан-батыр».

В 2014 году впервые в школе прошли 1 Республиканские бауржанские чтения на тему: «Духовно- нравственное и военно-философское наследие Б. Момышулы». Являясь преемниками военного наследия Б. Момышулы, воспитанники школы стали лауреатами по трем номинациям:

по 1 номинации «Батырдың биік тұлғасы», конкурс чтецов по произведениям о войне (стихотворения, отрывки из прозаических произведений) 2 место занял Муханбеткалиев Әділ,по 2 номинации «Алаштың айбыны -Бауыржан Момышулы», конкурсу-викторине по биографии и творчеству Б.Момышулы 1 место занял Шаитов Ерлан, воспитанник 1 курса, 3 место - Нурбаев Тимур, по 3 номинации «Ерлік - тәрбие жемісі», конкурсу юных дарований (исполнение авторских патриотических произведений: стихотворений, песен, музыкальных произведений), 3 место досталось также нашему воспитаннику 2 курса Тоқану Әбілмансұру.

«Иди дорогой народа, и ты не заблудишься… даже среди звезд. Будь вместе с народом, и ты не узнаешь одиночества…»- эти заветы Б. Момышулы стали эпиграфом бауыржанских чтений. Целью Республиканских чтений явилось воспитание казахстанского патриотизма, дальнейшее ознакомление с героической биографией, формирование нравственного и эстетического воспитания. Ярким и красочным оформлением торжественного мероприятия послужили портреты, слайды, выставки книг Бауржана Момыщулы, фрагменты художественного фильма. Участники концертной программы на достаточно высоком уровне инсценировали фрагменты из книг, продемонстрировали выразительное чтение заветов и монологов Б. Момышулы.

Со дня основания школы функционирует музей Боевой славы, где хранятся боевые документы, личные вещи и книги Б. Момышулы.

Важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию являются Уроки Мужества, Уроки Истории, социально-значимые акции, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Вахта Памяти у обелиска Славы и др.

Как известно, министр образования и науки А Саринжипов в докладе «План нации - «100 конкретных шагов» обозначил задачи по дальнейшему развитию сферы образования и науки» сообщив, что «планируется реализация единой концепции воспитательной работы с учетом ценностей «Мәңгілік ел». [5].

Министр образования и науки РК тем самым подчеркнул важность идеологии проекта «Мәңгілік ел» в плане актуализации патриотического воспитания. Между тем, о практической выработке обучающих и развивающих программ в рамках «Мәңгілік ел», высказался Президент. «Корреспондент КазТАГ Муканов Бауыржан пишет: «Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил преподавать в школах идею «Мәңгілік Ел». Цитата: «Системой общегражданских ценностей должна выступать идея «Мәңгілік Ел», важнейший документ государства. Это как вторая Конституция, это надо осознать. «Мәңгілік Ел» обсудить на сессии Ассамблеи народа Казахстана и выработать документ, которые будет понятен всем», - сказал Н. Назарбаев на XVI съезде партии «Нур Отан». «В школах необходимо ввести в программу обучения, преподавания ценности всеказахстанской идеи «Мәңгілік Ел», - добавил он. [6].

По мнению Главы государства, необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. «Все граждане Казахстана должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности, иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующими ценностями для всех, идеей должна стать «Мәңгілік Ел», наша «Вечная страна», - отметил Н. Назарбаев. Он пояснил, что в это понятие вкладываются такие ценности как гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености и образования, светское государство и толерантность.

Прикладной аспект Концепции выражается в создании в отдельных высших учебных заведениях объединений студентов по типу молодежных «движений». ЮКГУ им. М.Ауэзова выступил с инициативой создания «Молодежного движения «Мәңгілік Ел» [7].

На сайте ЮКГУ опубликованы цели специально организованного Молодежного движения «Мәңгілік Ел»: «Объединение молодежи Казахстана и поддержка политического курса первого Президента РК Н.А.Назарбаева, направленного на формирование и развитие нового казахстанского патриотизма, основанного на национальном единстве, толерантности и исполнении мечты нашего народа о свободе и равенстве». Идея движения: «Процветание независимого Казахстана зависит от способности и готовности молодых граждан нести ответственность за свое будущее и будущее всей страны, самоотверженно учиться и трудиться на благо своей Родины». [8]

Разумеется, такие инициативы проводить нужно, также важно прогнозировать отдаленные результаты восприятия и участия молодежи в них. Важно воспитать ответственное отношение к учебе и работе, уважение к национальным традициям и истории государства.

Меры в направлении формирования казахстанского патриотизма должны обсуждаться, анализироваться в институтах власти, гражданского общества и выполняться по согласию всех сторон. В результате концепция «Мәңгілік Ел» должна служить основой сохранения демократических ценностей, влияющих на процессы дальнейшей модернизации Казахстана, формирование интеллектуального капитала и устойчивого человеческого развития, развития казахстанского патриотизма. Поиск правильной дороги и верное направление духовного компаса общества - это задачи власти и научного сообщества.

Литература:

  1. Қазақстан Республикасы Президентінің ресми сайты - akorda.kz.-30.10.2014 г.

2. Қазақстан Республикасы Президентінің ресми сайты - akorda.kz.-30.10.2014 г.

3. Қазақстан Республикасы Президентінің ресми сайты - akorda.kz.-30.10.2014 г.

4. gtmarket.ru/news/state/2011/11/03/3705

5. Саринжипов А. «План нации - «100 конкретных шагов»: задачи по дальнейшему развитию сферы образования и науки». Электронный ресурс. [Режим доступа]: (01.07.2015) kazpravda.kz

6. Муканов Б. КазТАГ. Электронный ресурс. [Режим доступа]: journal.zakon.kz/4695873-ideju-m12411187glk-el-predlozhil.html

7. О молодежном движении ««Мәңгілік ел» см. сайт ЮКГУ. Электронный ресурс. [Режим доступа]: zhastar2050.ukgu.kz/

8. О молодежном движении ««Мәңгілік ел» см. сайт ЮКГУ. Электронный ресурс. [Режим доступа]: zhastar2050.ukgu.kz/



© 2010-2022