Праздник День с ароматом яблок

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность: Праздник «День с ароматом яблок»

Класс: 1- 4

Учитель: Костыряченко О.А.

Предмет: внеурочная деятельность

Тема занятия: «День с ароматом яблок»

Тип урока: праздник

Цели занятия:

Деятельностная цель: развивать интерес обучающихся к культуре и традициям русского народа.

Содержательная цель: сформировать представление о традиционном русском народном празднике Яблочный Спас; научить видеть общее в праздниках прошлого и настоящего; сформировать умение находить образ Яблока в поэзии, народном фольклоре, словообразовательных единицах русского языка, творчестве.

Способствовать личностному росту ребенка, опираясь на его индивидуальные особенности восприятия и воспроизведения новой информации, воспитывать социально - значимые качества через погружение в культурное пространство.

Задачи урока:

  • познакомить с истоками русского народного праздника Яблочный Спас, традициями празднования его на Руси;

  • сформировать и закрепить представления детей о многообразии яблочных плодовых культур;

  • воспитать бережное отношение к природе как источнику осенних даров;

  • научить чтить народные традиции, бережно относиться к историческому прошлому русского народа.

Педагогические технологии:

  • проектная технология (праздник как этап проекта «Яблочный ларец»);

  • ИКТ - технология (презентация).

Ожидаемый результат:

  • знать, что такое праздник Яблочный Спас;

  • уметь находить образ Яблока в поэзии, народном фольклоре, словообразовательных единицах русского языка, творчестве.

  • повысить активность обучающихся во внеурочной деятельности;

  • реализовать воспитательные цели;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.


Этапы урока/ УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап мотивации (самоопределения к деятельности).





  • Создание условий для возникновения внутренней потребности
    включения в деятельность («хочу»).

Личностные УУД: самоопределение.



  • Установление тематических рамок внеурочной деятельности
    («могу»).

Личностные УУД: смыслообразование.





- Здравствуйте, дорогие ребята! На самом деле, если посмотреть сейчас за окно, можно увидеть, что листья на деревьях уже начали желтеть - осень вступила свои законные права. И как точно заметил поэт Валентин Берестов: «…Жёлтым листиком в реке утонуло лето…». Если кто - то скажет, что успел забыть лето, я всё равно не поверю. Вы не забыли это время года? Скажите, а каким оно осталось в вашей памяти?

- Перечислите, какое лето для вас?

- А разве может лето быть вкусным? Почему?

- Какой же самый щедрый на угощения летний месяц?

Сегодня на улице сентябрь, но мне хочется возвратиться немного назад, в август. И тому есть причина, о которой вам расскажут наши знатоки - месяцесловы.

1 чтец:

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Осень - рыжая девчонка,

Шьёт наряды тонко-тонко:

Красные, бордовые,

жёлтые листки -

Это лоскутки.

Я хожу, грущу одна:

Осень рядом где-то.

Жёлтым листиком в реке

утонуло лето.

Я ему бросаю круг -

свой венок последний.

Лето помню я всегда,

даже в день осенний.



(яркое, солнечное, радостное, зелёное….. ВКУСНОЕ)

(поспевает много ягод и фруктов).

(август).

2.Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.


  • Воспроизведение и фиксирование знаний,
    достаточных для построения нового способа действий.

Познавательные УУД: общеучебные.


  • Активизация соответствую-щих мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения) и познавательных процессов (внимания, памяти).

Познавательные УУД: логические.


  • Фиксирование
    пробного действия и его обоснования.

Познавательные УУД: общеучебные.


1 знаток:

Издавна август называли щедрым месяцем - густарём. Русские люди даже поговорку сложили: «Август густарь - страды государь». Страда - время уборки урожая. Выходит, что, по народной поговорке, в августе всего густо, а сам август месяц - государь урожая. В садах поспели фрукты. Хотя лето уже навстречу осени бежит, все равно много ещё дней погожих. Торопись только, собирай щедрые августовские дары. Недаром в народе говорят: «Что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь»? Кто из вас сможет объяснить эту пословицу? (дары садов, полей и огородов очень пригодятся людям холодной, лютой зимой)

Дети дают объяснения.

2 знаток:

Я думаю, всем будет интересно узнать, почему сегодня мы отмечаем «День с ароматом яблок». Было это очень давно, когда на Руси правил князь Владимир Святославович. Владимир объявил о крещении Руси, но люди не хотели расставаться со своими традициями. Тогда распространители христианской веры поступили по-хитрому, они включили в календарь праздники, многие из них празднуются нами до сих пор. Яблочный спас, который отмечается 19 августа - это праздник сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника посвящены Богу Спасу, Спас - от слова «спасти, помочь»; он помогал людям не совершать недостойных поступков, направлял на добрые дела. В древние времена таких праздников было множество, они посвящались урожаям ягод, грибов, орехов, пшеницы, мёда. Всем Матушка Природа дарит в августе и садовые, и лесные плоды. Из трёх Спасов - Медового, Яблочного и Орехового, Яблочный считается самым главным.

3 знаток:

Яблочный Спас отмечался на Руси с особым великолепием. 19 августа верующие люди помнят и празднуют Преображение Иисуса Христа. В этот день Иисус с тремя учениками поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. Когда молитва началась, Иисус преобразился (изменился его облик) - лицо его просветлело и одежда засияла белее белого. Ученикам явились два пророка, которые беседовали с ними о грядущих событиях. Поэтому и назвали этот праздник "Спасом на горе" или "Яблочным Спасом". Яблочный Спас отмечается после того, как Святая Елена возвела на горе храм в честь Преображения. По сложившейся древней традиции христиане стали приносить плоды нового урожая в церковь. Например, в Греции на Преображение освящают виноград и колосья пшеницы, а в России освящают яблоки, поспевающие здесь к этому времени.

2 чтец:

Преображение Господне

После Троицкой недели

Дни Петровок пролетели.

Уж на небе гроздья звезд:

В августе - Успенский пост.

Урожай приносит сад:

Яблоки и виноград.

Освящают их кропленьем

В чудный день Преображенья.

Угощаются плодами,

Веселясь, и млад, и стар.

В воздухе в саду и храме

Яблочный разлит нектар.

4 знаток:

В этот праздник люди приносят Природе благодарение за труды, которые они благополучно завершили летом. Яблочный спас - это торжество нового урожая на земле и новой жизни. О нем говорили: "Второй Спас - срывает спелые яблоки", "Пришёл Спас - яблочко припас". Не спешили срывать яблоки до этого срока, давали напитаться соками, погреться на солнышке. Созревшие плоды носили освящать, после чего разрешалось кушать "спасовские" яблоки. Ещё яблоки раздавались всем присутствующим в церкви, а больным людям их отправляли на дом. Тех, кто не исполнял этот обряд, все прихожане подвергали презрению.

5 знаток:

После праздничного освящения яблок совершалась служба священником в саду, и начинался сбор урожая. Народ спешил на ярмарки: "Вовремя убрать - вовремя продать". К Спасскому празднику приурочивались и народные гулянья. Популярным было и "столованье": перед церковью ставились в ряд столы, совершалась праздничная трапеза - братчина. Пеклись пироги с яблоками, варилось яблочное варенье, которым угощали друг друга. Пир заканчивался всеобщим весельем. На закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить лето, считалось, что оно именно после Яблочного Спаса начинает сменяться осенью.

3 чтец:

Александр Солодовников

Творящая тишина

Бесшумно проносятся птицы,

Бесшумно плывут облака,

Бесшумно листок шевелится

Под лёгкой рукой ветерка.

Бесшумно струится паденье

Лучей с голубой высоты,

Бесшумно идёт превращенье

На флоксах бутонов в цветы.

Развилины яблонь ветвистых

Тяжёлые яблоки гнут,

И медленно сок сахаристый

Ствола материнского пьют.

Весь сад плодоносит и дышит,

В нём мир и покой без конца,

И в солнечном этом затишье -

Творящая сила Отца!



3.Этап выявления места и причины затруднения. Сообщение темы.

Коммуникативные УУД: планирование.


  • Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксирование, какого знания недостает.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов.

- Спасибо, уважаемые знатоки - месяцесловы, благодаря вам, мы узнали, откуда пришла к нам традиция праздновать Яблочный спас. Самые главные гости этого праздника - яблоки. Я думаю, сегодня в лицее необычный день. Мы тоже отпразднуем свой Яблочный спас, но назовём его: "День с ароматом яблок".

- Посмотрите, какие красивые, душистые, спелые яблоки украшают наш актовый зал.

- О чём они нам напомнят?

Пусть они будут символом сегодняшнего дня, символом нового учебного года, талисманом ваших новых успехов и побед. Сегодня мы постараемся рассказать о яблоках много интересного и поучительного.



(об осени; о подготовке праздника, о новых открытиях, о нашей «яблочной» выставке)

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.


  • Формулировка
    цели своих будущих действий, устраняющих причину
    возникшего затруднения.

Коммуникативные УУД: способы решения проблемы.


  • Выбор способа построения нового знания (как?) - метод
    уточнения (если новый способ действий можно сконструировать
    из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий).

Познавательные УУД: смыслообразование.

Страница 1 - развлекательная: «Какие бывают яблоки?»

- Ребята, вспомните, какие сорта яблок вы знаете.

- Как вы считаете, можем мы с вами изобразить яблоко группой? Подумайте, как это можно сделать?

- Каждый ребёнок, называющий сорт, примет участие в «рисовании» большого яблока в центре зала. Попробуем?

Сорта яблок:

летние (Мелба (Лазурное), Белый налив, Золотая китайка, Московская грушовка, Конфетное)

осенние (Алма, Жигулевское, Антоновка, Слава победителю, Орловское полосатое, Апорт, Бессемянка новая, Боровинка, Волжская красавица, Анис алый)

зимние (Богатырь, Апрельское, Лобо, Пепин шафранный, Память Мичурина, Голд, Беркутовское, Лесостепное, Россошанское полосатое, Ренет золотой Курский, Кортланд, Синап северный, Амарилл, Антоновка обыкновенная, Анис новый, Башкирский красавец, Бабушкино)

- Посмотрите, вы сами ответили на вопрос: «Какие бывают яблоки?»


(из яблок выложить мозаику, в центре зала построиться в форме яблока)

(дети называют сорт яблока, выбегают и встают в круг, чтобы «нарисовать» своим построением форму яблока с веточкой) - правая и левая половина актового зала - 1,2,3,4 классы.




(красивые, живые, большие и круглые)

5.Этап реализации построенного проекта.


  • Фиксирование в обобщенном виде нового способа действий в речи.

Познавательные УУД: логические.

Страница 2 - загадочная: «Доскажи загадку »

- «Пришли из глубины веков загадки и пословицы…

И смысл их драгоценных слов

Надолго нам запомнится».

- Все вы знаете весёлую игру «Доскажи словечко», сейчас мы поиграем, но доскажете вы загадку, вставив в неё «яблочное» словечко:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие ……… (детки)

Я румяную Матрёшку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрёшка

упадёт сама в ……… (траву)

Круглое, румяное,

С дерева упало,

Любе в рот ……… (попало)

Покуда было малым,

Не падало оно,

А выросло - упало.

Не правда ли, ………? (смешно)

Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь - ……… (сладко)

«Яблоко»

С ветки яблоко упало

И по саду побежало.

Побежало мимо Нины,

Мимо Нининых подруг,

Мимо кустиков малины

И в траве исчезло вдруг.

Как же яблоко без ножек

Убежало? Вот вопрос!

Это ёжик, серый ёжик

На спине его ………! (унёс)

- Вспомните загадки, знакомые вам давно.

- Прочитайте загадки, сочинённые вами.

- Какие из них наиболее точно описали отличительные признаки яблока?

- Вы замечательно угадали все слова. Напомните, про что были загадки? (про яблоки)

Физминутка.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки плавно поднимем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки сложим назад.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.


  • Воспроизвели (в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия.

Коммуникативные УУД: управление партнёром.

Фразеологизмы

- А знаете ли вы выражения русского языка, в которых употребляется слово «яблоки»? Часто эти обороты речи употребляют, когда хотят сказать о чём - то в переносном смысле.

Яблоку негде упасть (когда всем очень тесно);

яблоко от яблони недалеко падает (когда идёт речь о плохом поступке или поведении, унаследованном от родителей);

попасть в яблочко (когда точно что-то даешь или верно скажешь о чём-то);

яблоко раздора (из-за чего возникла ссора);

запретный плод (о яблоке по легенде об Адаме и Еве, когда говорят о том, чего нельзя делать)

Скороговорки:

  1. Я сидела у Оки, ела яблоки.

  2. Ящерка на ялике

Яблоки на ярмарку

В ящике везла.

Пословицы:

Яблоко от яблони не далеко падает.

Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого.

Какова яблоня, таковы и яблоки.

Не тряси яблоко, покуда зелено: созреет - само упадет.







7.Этап включения в систему знаний и повторения.


  • Организация выполнения заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.

Познавательные УУД: логические.









Страница 3 - удивительная: «Книга яблочных рекордов»

21 октября в Англии проводится День яблока (Apple Day) - ежегодное мероприятие, посвященное яблокам, фруктовым садам с 1990 года. Организаторы считают, что День яблока - это празднование богатства природы, а также знак, что люди способны влиять на изменения, происходящие вокруг. Идея Дня заключается в том, что яблоко - это символ физического, культурного разнообразия, о котором человек не должен забывать. В День яблока можно увидеть и попробовать сотни различных сортов яблок, причём, многие из имеющихся сортов не продаются в обычных магазинах.

Самое маленькое яблоко чуть больше горошины, а крупное достигает 15 сантиметров в диаметре.

Самый большой в истории яблочный пирог уместился на тарелке размером 12,2 х 7метров. Он был испечен шеф-поваром Гленом Кристином - Великобритания, в августе 1982 г.

Самое тяжёлое яблоко весом 1,849 кг вырастил Чисато Ивасаки на своей яблочной ферме в Япония, которое и было сорвано им 24 октября 2005 г.

Самая длинная яблочная кожура занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Запись о мировом рекорде гласит: рекорд на самую длинную необорвавшуюся яблочную кожуру принадлежит американке которая чистила яблоко в течении 11 часов 30 минут и получила кожуру длиной 52 метра 51 сантиметр. Рекорд был установлен 16 октября 1976 года в Нью Йорке.


8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


  • Организация выполнений типовых заданий на новый способ действия.


  • Создание (по возможности) ситуации успеха для каждого ребенка.

Личностные УУД: смыслообразование.











Страница 5 - познавательная: викторина «Яблочный калейдоскоп»

Викторина

1. Назовите имя древнегреческой богини, которой досталось "яблоко раздора".

Афродита

2. Какой фрукт в переводе с нидерландского означает "китайское яблоко"?

Апельсин

3. Кто является главным героем мультфильма "Мешок яблок"?

Заяц

4. Продолжите пословицу: "Не тряси яблока, покуда зелено: созреет..."

само упадёт

5. На голову какого учёного, по легенде, упало яблоко, после чего он и открыл Закон всемирного тяготения? (Ньютона.)

6. Древнегреческая легенда гласит, что на краю света, в саду Гесперид, растут золотые яблоки, добывание которых стало одним из подвигов Геракла. Но прообразом этих яблок послужили другие плоды, которые голландцы называли "китайскими яблоками". О каких плодах идет речь? (Об апельсинах.)

7. От погибшей цивилизации нам осталось лишь "карфагенское яблоко". Изображение его - символ плодородия - найдено в египетских пирамидах. Этими растениями засажен райский сад. О каком дереве и плодах идет речь? (О гранате.)

8. По-английски плод этого растения звучит как "сосновое яблоко". Плоды эти и впрямь похожи на большие шишки, растущие на земле. Назовите растение. (Ананас.)

9. Слово "яблоко" у многих мусульманских народов звучит как "алма". И даже сейчас еще можно услышать это слово по отношению к другому растению, которое называют "чертовым яблоком". О каком растении идет речь? (О картофеле.)

10. "Яблоко любви" или "золотое яблоко" - так прозвали этот овощ в Италии, куда он попал в начале XVI века. Растение это из семейства пасленовых, его родина - Южная Америка. Вспомните его. (Помидор.)

11. Какой ученый вошел в историю благодаря работам по скрещиванию и распространению яблонь? (И. В. Мичурин.)


Страница 4 - поэтическая: «Яблочные рифмы»

ЗЕЛЁНОЕ ЯБЛОКО

Лена Хитушко

Зелёное яблоко - это частица июля,

Но лето уже далеко и ещё далеко.

Погожие дни, словно малые дети уснули.

Им снится, наверно, что солнце опять высоко.

Душистое яблоко - семечек спелых темница,

Напитано соком, пронизано солнцем насквозь,

Короткого жаркого лета живая частица,

Которую в памяти мне сохранить удалось.

ЯБЛОКИ

Майк Зиновкин

Я люблю яблоки, сладкие яблоки,

Жёлтые яблоки, красные яблоки.

Правда, ведь, здорово грызть эти яблоки? -

Вкусные яблоки, сочные яблоки.

Вот бы попасть мне туда, где на яблонях

Выросли яблоки, спелые яблоки.

Чтобы, вдыхая забытые запахи,

С веток срывать долгожданные яблоки.

Больше всего среди фруктов, признаюсь вам,

Я люблю яблоки, сладкие яблоки...

Яблоки

С румянцем, золотые, наливные,

Оранжевые, жёлто-красные…

Такие ароматные, живые

На блюде - яблоки прекрасные.

И губы раскрываются в улыбке,

Вы - райское блаженство для души.

Природа создала вас без ошибки:

Вкус, цвет и форма - чудо - хороши!

Вкусны в варенье, в соке, на деревьях.

Ну, что там персик или ананас,

И в августе - богатство сада,

Подарок - яблоко для нас!

ЗЕЛЁНОЕ ЯБЛОКО

Игорь Приклонский

Возьму зеленое яблоко, положу на ладонь

И буду есть его мысленно - радуясь и не спеша.

У яблока тоже есть близкие, есть яблоня - отчий дом,

А если вглядеться пристальней, то, может быть, и душа.










Страница 6 - сказочная: «Яблочные сказки»

- Не случайно в русских народных сказках так много сюжетов связано с яблоней и яблоками. Именно на это дерево чаще всего прилетает жар-птица, чтобы поклевать золотые яблочки. Молодильные яблоки возвращают здоровье и молодость, а иногда дарят бессмертие («Финист - ясный сокол», «Крошечка-Хаврошечка» «Гуси-лебеди», «Иван, вдовий сын»).

- Этим сказочным плодам часто сопутствовала живая вода. За тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой («О молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»; «Иван Царевич и серый волк»).

- Яблоней и яблоками стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их. Старая женщина появляющаяся у дверей с яблоком - колдунья… (в мультфильме Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов» мачеха главной героини отравила её посредством яблока).

- Безусловно, Пушкин знал об этом, ведь рядом с ним была замечательная сказительница - Арина Родионовна. Поэтому яблоко в его сказке - традиционно фольклорное («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина).

- Идеально круглая форма яблочка связывалась с представлениями о мире. Золотистый нежный цвет, "румянец" яблочка - с красотой, здоровьем и молодостью. Гладкая, атласная кожица, скрывающая сочный плод - с тайной и богатством. Сладость и аромат - с удовольствием.

Яблокам всегда придавалось большое значение. Это нашло отражение и в русских народных сказках («Катись, катись, яблочко, по серебряному блюдечку!»), и в библейских мифах (история об изгнании из рая Адама и Евы после вкушения ими яблока - плода познания добра и зла).

9.Этап рефлексии.







Соотнесение цели и результатов своей деятельности и фиксирование степени их соответствия.

Регулятивные УУД: оценка.

Страница 7 -праздничная: «Яблочный пир»

- В настоящее время, празднуя Яблочный Спас, во многих домах хозяйки любят испечь в этот день яблочный пирог или порадовать родственников пирожками с яблочной начинкой. А какие ещё вкусные вещи можно приготовить из яблок в этот праздник? Перечислите их.

- Вам в угощение сегодня тоже приготовлены яблоки, смотрите, какие красивые: багровые и золотистые, белые и в веснушчатых крапинках; большие и маленькие, как будто игрушки с рождественской елки.

- Люди верили, что в освящённых яблоках кроется волшебная сила и если загадать желание, а затем съесть такое яблочко, то желание обязательно сбудется.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

- Вот и сегодня каждый съест вместе с одноклассниками по волшебному «спасовскому» яблочку и загадает своё заветное желание - и оно обязательно исполнится.

- Яблоки безоговорочно признаны одним из самых полезных для здоровья фруктов. Стоит ли говорить, что наши предки не зря уважали этот плод и почитали Яблочный Спас. Я думаю, мы с вами продолжим эту традицию и ещё не раз в лицее отметим «День с ароматом яблок»!



(Яблоки едят свежие, мочёные, печёные, засахаренные, квашеные, маринованные. Их cyшат. Из яблок делают сок, яблочный квас, сиропы, компоты,, муссы, пюре, суфле, шарлотку, оладьи, пироги, торты, мармелад. Варят варенье, повидло и т. д.)

10.Домашнее задание.

Познавательные УУД: самостоятельное решение проблемы.

- Подумайте дома, где ещё в окружающем мире встречаются яблоки и подскажите название следующих «яблочных» страничек для нового праздника. До скорых встреч!



© 2010-2022