Статья «Проблема курения в школьной среде»

Выступление на региональной научно-методической конференции "Твой выбор- твоя жизнь", КГМУ, г. Курск. Статья внесена в сборник материалов областной молодёжной антикризисной акции "Твой выбор- твоя жизнь". Всемирная организация здравоохранения признала курение табака глобальной угрозой для человечества. По данным Всемирной организации здравоохранения, от заболеваний, связанных с этим пагубным пристрастием, в мире каждые 6 секунд умирает один человек, а ежегодно - более 5 млн. человек. Если тенден...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  • «Проблема курения в школьной среде»

Лихобабо Л.И., учитель

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 им. С.Н. Перекальского»


Всемирная организация здравоохранения признала курение табака глобальной угрозой для человечества. По данным Всемирной организации здравоохранения, от заболеваний, связанных с этим пагубным пристрастием, в мире каждые 6 секунд умирает один человек, а ежегодно - более 5 млн. человек. Если тенденции нарастания распространения курения продолжатся, то, согласно прогнозам, уже к 2020 году преждевременно будут умирать ежегодно по 10 млн. человек, а к 2030 году курениетабака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти.

Подростковый возраст наиболее опасен в плане формирования аддиктивного поведения, в том числе и табакокурения. Дети и подростки оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми в сложных социально-экономических условиях, чувствуя себя одинокими в борьбе с трудностями. Нередко они не готовы к новым, жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за него.Стремление к познанию всего нового, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки поведения старших, боязнь отстать от сверстников - все это при неблагоприятно складывающейся ситуации часто приводит к формированию у подростка различных зависимостей: алкогольной, наркотической, игровой, табачной и др. При этом не исключается и влияние биологических, социальных, психологических и духовных факторов.

Школьный возраст - это период роста как физического, так и умственного. Происходит прочное усвоение знаний, умений, навыков, привычек, причем не только полезных, но и вредных. Большинство курящих имели первый опыт курения в школьном возрасте. И хорошо известно, что чем раньше человек начнет курить, тем сложнее ему отказаться от сигареты. В связи с этим особое внимание педагогам необходимо уделять формированию установок школьников на здоровый образ жизни.

Большое воздействие на несформировавшееся сознание школьника оказывают окружающие. По данным опроса,проведенногосреди учащихся 5 -11 классов, 95% школьников находятся в окружении курящих друзей, одноклассников, знакомых.

У половины учащихся курят близкие родственники: отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка. В связи с этим возрастает вероятность перехода некурящего учащегося из категории пассивного курильщика в категорию активного.
По результатам опроса были выявлены курящие учащиеся - это 6% девочек 10 - 11 классов, 18 % мальчиков 7-11 классов. По мнению учащихся, в основном подростки начинают курить «за компанию» - 66%, «из любопытства» - 17%, «из-за проблем дома и/или в школе» - 17%.

Только 40% курящих учащихся ответили положительно на вопрос: «Собираетесь ли Вы бросить курить в ближайшее время?». Их стремление бросить курить поддерживают друзья (60%), одноклассники (40%), родители (20%), учителя (20%).

В качестве причин, мешающих бросить курить, школьники отметили следующие: «Все друзья курят» (80%), «Просто нет желания» (20%), «Не хватает силы воли» (20%).

Отвечая на вопрос: «Что, по Вашему мнению, может помочь бросить курить?», учащиеся выбрали такие варианты ответов, как:

♦ занятия спортом - 31%;

♦ собственное желание - 66%;

♦ мнение окружающих - 12%;

♦ пропаганда здорового образа жизни - 5%.

Таким образом, рассмотренные данные социологического опроса позволили выяснить отношение школьников разного возраста к проблеме курения в современном обществе, в частности к ее социальным, юридическим, психологическим аспектам:

1. Влияние рекламы табачной продукции, а также образа курящего героя в современном искусстве на социально-психологическое самочувствие школьников, их отношение к своему здоровью.

2. Оценка школьниками эффективности административных мер, используемых против распространения курения: запрета на курение в общественных местах, запрета продажи табака лицам до 18 лет.

3. Влияние фактора курения на характер межличностных отношений школьников с родственниками, друзьями, одноклассниками.

4. Факторы, способствующие формированию установок на здоровый образ жизни, борьбе с распространением курения среди молодежи.

Сформулированные участниками опроса аргументы «за» курение и «против» него показывают в целом негативное отношение к этой вредной привычке.

Анализ ответов респондентов на вопросы, направленные на выявление аргументов и контраргументов, дал следующие результаты.

Аргументы «за» курение:

• успокаивает, снимает напряжение - 23% респондентов;

• красиво смотрится, привлекателен сам процесс (сигара, дорогие сигареты) - 15,4%;

• придает уверенности, дает ощущение взрослости - 15,4%;

• дает экономическую прибыль бизнесу и государству - 7,7%.

Следует отметить, что некоторые участники затруднились с определением аргументов «за» курение; смогли их сформулировать 53,8% респондентов, в основном мальчики (85,7%). Более активными в определении плюсов курения оказались учащиеся 7 класса, для которых особенно актуальным оказался психологический аргумент - «обретение уверенности за счет курения» (40%).

Более активно участники проявили себя в формулировании контраргументов. Примечательно, что те школьники, которые имеют опыт исследовательской деятельности, обращали внимание не только на медицинские аспекты вреда курения, но и на экономические и социальные.

Аргументы «против» курения:

  • портит здоровье (вред всему организму) - 92,4% опрошенных;

  • наносит вред окружающим (пассивное курение) - 30,8%;

  • бессмысленная трата денег, сырья (бумага, краска) - 30,8%;

  • приводит к зависимости, изменению психики человека - 23%;

  • производители могут быть нечестными в отношении состава сигарет -15,4%;

  • неприятный запах изо рта - 15,4%;

  • вызывает отклонения в физическом развитии потомства - 15,4%;

  • уже не модно - 15,4%;

  • замедляет рост организма - 7,7%;

  • мешает заниматься спортом - 7,7%;

  • курение - причина пожара - 7,7%;

  • наносит экологический вред - 7,7%.

Большинство респондентов считают курение вредной привычкой (76,9%), но отмечают, что эта привычка очень быстро становится зависимостью; 23% участников дискуссии назвали курениезаболеванием.
Следующий блок вопросов выявлял отношение к рекламе табачной продукции. Вопросы, касающиеся рекламы и антирекламы табака, вызвали интерес у респондентов, позволили им открыто высказать свое мнение. Они достаточно быстро вспомнили, где видели рекламу:
в печатных СМИ (глянцевых журналах) - 40,8%;

в телевизионных программах -25,4%;

в художественных фильмах - 35,4%;

рекламные акции в магазинах - 7,7%;

рекламные проспекты около места продажи сигарет (ларьки, кассы в магазине) - 7,7%.

Большинство участников анкетирования (84,6%) считают, что реклама табачной продукции не нужна, объясняя свою точку зрения бесполезностью такой рекламы: «Если человек курит, то ему реклама не нужна», «Не оказывает влияния». Несколько участников заняли нейтральную позицию относительно рекламы табачной продукции (15,4% -только мальчики).

Школьники приняли активное участие в обсуждении вариантов антирекламы табака. В основном (61,5% опрошенных) это различные виды устрашающей антирекламы, например «фото из морга», «крупным планом органы курильщика» и т. п. Были и позитивные предложения (15,4%): «показать пример здорового человека», «создать образ человека, находящегося в гармонии с природой». Однако 23% респондентов не видят особого смысла ни в рекламе табака, ни в антирекламе.
С вышеперечисленными вопросами перекликались вопросы о допустимости использования образа курящего героя в произведениях современного искусства (художественных фильмах). На то, курит герой в фильме или нет, обращают внимание 53,8% участников, не обращают - 46,1%. Однако в процессе дискуссии 76,9% школьников смогли назвать таких курящих героев, как Джеймс Бонд, Шерлок Холмс, Волк из «Ну, погоди!», герои сериала «Бригада» и др. В то же время, по мнению 38,4% школьников, в отечественных фильмах сцен, сопровождающихся курением, больше, чем в зарубежных; остальные учащиеся не видят здесь особой разницы.

Хотя респонденты обеих групп в целом отмечают, что напрямую повлиять на решение куритьили не курить образ курящего героя не может, 15,3% школьников допускают такую возможность (не для себя) в том случае, если герой является для человека кумиром.
Можно говорить о лояльном или нейтральном отношении респондентов к факту курения многочисленных близких и знакомых людей, причем как ровесников, так и старших по возрасту (брат, папа, подруга мамы, одноклассники, отчим, ребята во дворе). По мнению подавляющего большинства (84,6%), курение «не мешает общению», хотя если бы человек бросил курить, то добился бы большего уважения респондентов.
Заключительная часть вопросов анкеты касалась социальных аспектов курения. Практически все школьники отметили низкую эффективность принятых государством административных мер по борьбе с курением (запрет на продажу табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет, запрет на курениев общественных местах). Это отражалось в таких высказываниях, как: «можно всем купить сигареты», «противно, когда рядом с тобой курят», «я покупаю своей девушке сигареты» и т. п.
Школьники обеих возрастных групп были очень активны в подборе мер, направленных на профилактику табакокурения. Выделены следующие факторы, которые, по мнению респондентов, влияют на эффективность борьбы с курением на государственном уровне и могут заставить человека бросить курить:

  1. Пропаганда здорового образа жизни - 30,8%.
    2. Устрашающие варианты антирекламы - 15,4%.
    3. Пример значимого человека -15,4%.
    4. Угроза здоровью - 15,4%.
    5. Повышение стоимости табачной продукции - 7,7%.

Проведенная по завершении работы рефлексия показала, что подростки хорошо информированы о возможном вреде курения, особенно в подростковом возрасте, но относятся к этому явлению, как к сложившейся реальности: «Все зависит от человека», «Сложно повлиять на причины курения» и т. п.

Судя по данным анкетного опроса, необходима системная профилактическая работа со школьниками. Несмотря на то, что большинство из них не курят, все они находятся в группе риска, что обусловлено курящим окружением, рекламой в СМИ, лояльностью общественного мнения.

Профилактику курения надо проводить, начиная еще с детского сада, когда у ребенка идет формирование ценностей жизни, восприятия различных явлений. Важно привить ребенку негативное отношение к курению с раннего возраста, чтобы, придя в школу, он не поддался влиянию старшеклассников или детей из неблагополучных семей и смог устоять перед соблазном попробовать закурить.

Врачи уже давно бьют тревогу, и без поддержки со стороны государственных органов, учебных и образовательных институтов, широкой общественности их аргументы цели не достигнут. Необходимы активные и постоянные действия на разных уровнях по всем основным направлениям профилактики курения:

  • профилактика курения, начиная с детского возраста;

  • проведение широких мероприятий пропаганды против курения с привлечением СМИ;

  • разработка программ поощрения некурящих для воздержания их от начала курения;

  • запрет свободного курения в общественных местах для снижения пассивного курения некурящих;

  • психологическая поддержка и помощь всем, кто решил для себя бросить курить, чтобы они вновь не закурили.

К большому сожалению, в наших школах методы профилактики курения несут только информативный характер. Поэтому со стороны общественных медицинских организаций и родительских комитетов необходим контроль: способы профилактики курения должны отслеживаться и давать результат. В учебных заведениях проведение таких мероприятий должно быть регулярным, как тренировки персонала при пожаре или стихийном бедствии.

В школах необходимо организовывать специальные уроки о вреде курения, из которых подростки должны понять, что начать курить легко, а вот бросить очень трудно. Нужно настойчиво объяснять, что, начав курить, становишься зависимым от сигарет и медленно, но уверенно приносишь вред своему организму. Учащиеся должны уяснить для себя, что некурящие лучше выглядят, дольше живут, намного активнее и более успешны, чем курильщики. Задача педагогов - помочь сделать выбор в пользу отказа от курения.

Научно доказано, что самый эффективный способ профилактики зависимости от табака являются занятия каким-либо видом спорта. Физические нагрузки стимулируют выработку «гормонов удовольствия» и решают проблемы, с которыми раньше «боролась» сигарета, - это снятие состояния стресса, снижение веса, повышение самооценки.

Пусть не пагубная зависимость, а спорт и активный образ жизни станет выбором всех - от мала до велика.



Использованная литература


  1. Крайнов, Д.Б. Алкоголь, курение и доходы // Финансы и бизнес. -2007. - № 2. - С. 133-145.

  2. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде / под ред. Г.А. Никаном. - Вологда: ГОУ «ВОЦТРиГО», 2007. - 157 с.



© 2010-2022