Духовная музыка Ельца начала XX века

Духовная музыка Ельца начала XX века Развитие музыкального искусства В городе связанно с многочисленными Церквями. Которые являлись Очагами хоровой культуры. Погорелов С. Духовная или церковная музыка-музыка христианской церкви. Вплоть до XVIIвека церковь являлась главным центром профессионального музыкального искусства. В рамках церковной культуры были созданы высокие художественные ценности, складывались многие музыкальные жанры, развивалась теория музыки. До революции церковь в Ельце была ду...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовная музыка Ельца начала XX века

Развитие музыкального искусства

В городе связанно с многочисленными

Церквями. Которые являлись

Очагами хоровой культуры.

Погорелов С.

Духовная или церковная музыка-музыка христианской церкви. Вплоть до XVII века церковь являлась главным центром профессионального музыкального искусства. В рамках церковной культуры были созданы высокие художественные ценности, складывались многие музыкальные жанры, развивалась теория музыки.

До революции церковь в Ельце была духовным центром и местом паломничества, притягивавшим к себе жителей различных стран и регионов России.

Современники вспоминали, что в Вознесенский собор Ельца приезжала великая французская актриса Сара Бернар (1844-1923), «чтобы на пасхальной неделе послушать Всенощную службу».

Светлые мелодии колокольных звонов древнего Ельца весной 1862 года слушал и антрепренёр М. В. Лентовский.

Выдающийся русский певец Ф. И. Шаляпин выражал желание услышать колокольный звон Ельца. В ответ на приглашение Елецкой городской думы выступать с концертом в Ельце Шаляпин писал: «…Много я пел на подмостках театрального искусства, но на Елецких и во сне не снилось,- хотя много слышал об Орловской губернии и его древности- Ельце, славного не только по Ивану Бунину, но и знаменитом его церковным колокольным звоном. ...Как Бог даст: хотелось бы послушать его благовест… ».

Мы пока не можем ответить на вопрос о том, «реализовал» ли Ф. И. Шаляпин своё желание приехать в Елец. Хотя в газете «Елецкий дневник» за 1912 год №50 от 21 октября утверждается : «В прежние времена… Елец слушал … самого Шаляпина в самом начале его карьеры».

Существует информация о том, что в 1913 году в честь 75-летия Елецкого театра драмы Шаляпин прислал поздравление руководству Елецкого театра и его артистам.

Старожилы Ельца рассказывали, что многие жители были глубоко верующими людьми. Они регулярно посещали церковь, участвовали в крестных ходах, приглашали священников на дом, совершали массовое паломничество к святым местам (мощам, чудотворным иконам, целебным источникам ). Например, в газете «Елецкий дневник» за 1912 год сообщалось, что на 7 часов утра 28 августа от Великокняжеской церкви намечен выход ельчан в город Задонск для поклонения Тихону Задонскому.

Священнослужители в процессе богослужения беседовали с мирянами о христианском долге посещать храм для молитвы за живых и умерших. В газете «Орловские епархиальные ведомости» за 1914 год приведено краткое содержание церковной проповеди, с которой преосвященный Митрофан, епископ Елецкий, обращался к мирянам: «Не своя поля, не пресловутая свобода совести должны руководить в богомыслии…а непреложная заповедь закона Божия, …как правило, обязанность, подобно мирским гражданским занятиям и работам…Везде, а особливо в получении блаженства, счастья надо употреблять усилие, принуждение, не так жить, как хочется, а так,-как Бог и Царь,- святой закон велит.

Особенно молодёжи надо поступать по указаниям старших. Ведь никто не вздумает предоставить детям посещать школу- гимназию на их волю, так и на счёт хождения в храм, как взрослых, так и юных- необходимо, что по имени было и поведение в Божьи праздники.

Само название главной церковной службы «литургия» и показывает понимающим сие греческое слово, что дело это обязательное для всех, вроде общественной повинности, хождения на должность, на работу».

В книгах наших земляков-писателей И. Бунина, М. Пришвина можно найти свидетельства того, какое глубокое влияние на становление мировоззрения, духовное и музыкальное воспитание оказывала церковь в Ельце.

Колокольная музыка Ельца- уникальная страница его музыкальной жизни. Все церкви Ельца были православными, а в православной церкви было запрещено использование музыкальных инструментов, поэтому церковную службу сопровождали только колокольные звоны и богослужебное пение.

Колокольный звон является самобытным музыкальным искусством. В основе церковного колокольного звона лежит определённая мелодическая и ритмическая последовательность звуков, извлекаемых из различно настроенных колоколов. Хотя колокола имеют звук определённой высоты, её трудно фиксировать из-за возникновения хорошо слышимых обертонов.

Колокола начали использовать приблизительно с VI века, а с середины IX века при церквях начали строить специальные звонницы или колокольни.

Звон колоколов- как поток эмоций. Он зовёт к службе (к заутрене, обедне, всенощной), создаёт особый национальный настрой при похоронах, свадьбах, праздниках. Русский композитор С. В. Рахманинов в 1913 году «воспел» колокольный звон в поэме «Колокола». В 1912 году, поздравляя Елецкого композитора Сергея Чарского с 50-летием, Рахманинов писал: «Прими от «новгородца» радостный звон малых колоколов со старинным напевом. Я знаю, ты живёшь в древнем захолустье, но там тоже звон, и я слышал, что звонари хорошие артисты».

Колокольным звоном отмечаются самые важные моменты службы. Например, чтение каждого из двенадцати Евангелий и чистый четверг на Страстной неделе перед Пасхой перемежалось колокольным звоном.

Каждая служба характеризуется своей колокольной мелодией, музыкальной интонацией. Заутренняя служба сопровождалась многоголосным возвышенно-мелодичным колокольным звоном, «возвещавшим» начало жизни- света и радости.

Колокольный звон Всенощной службы призывал людей уйти от душевных забот, проникнуться духом милосердия, он как бы очищал от греховных дел и мыслей, отягощающих уставшую и наболевшую душу. С особой выразительностью звучали колокольные звоны в родительскую субботу и двунадесятые праздники.

С. С. Лабузов вспоминал, что звон каждого из 16 Елецких храмов, имевших колокольни, отличался «неповторимостью музыкального созвучия. Это была гармония волшебных звуков, переливающихся в высокой степени художественности».

Великолепную 3-х ярусную колокольню, заканчивающуюся высоким шпилем, имела старинная церковь, Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Покрова в Ельце- одна из самых больших по величине, уступает только Вознесенскому собору. Она расположена на улице Старомосковской (ныне улица Маяковского) напротив дома, в котором жила семья будущего композитора Т. Н. Хренникова (ныне музей Т. Н. Хренникова ). Семья всегда ходила в эту церковь, где ктитором служил отец Тихона Николаевича.

Т. Н. Хренников в последствии рассказывал: «На меня необыкновенное впечатление производит колокольный звон. В детстве слаще для меня не было звуков. Помню, просыпаешься утром, в церкви Покрова заводят заутрене. Колокольный звон плывёт густыми медленными волнами».

Но, к сожалению, колокольня не сохранилась до наших дней. В 1956 году при постройке котельной, фундамент колокольни был подрыт и колокольня рухнула.

Высокую «кружевную» колокольню имела Сергиевская церковь, расположенная недалеко от церкви Покрова, ниже по улице Маяковского. Она была построена пленными французами после 1812 года.

Самая высокая в городе колокольня Успенского храма расположена по ул.Успенской (Советской). Ее звон органично вливался в колокольную музыку Ельца.

Духовная музыка Ельца начала XX века

Колокольный звон храма Сергия Радонежского, что стоял в Черной слободе, был величавым.

Талантливый поэт пушкинской эпохи Иван Иванович Козлов (1779-1840), происходивший из старого Елецкого рода Хомутовых, под впечатлением Елецких церковных колоколов сочинил стихотворение «Вечерний звон»:

Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он.

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом.

И как я с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз.

Свое стихотворение вместе с поэмой «Чернец» Козлов послал поэту А.С.Пушкину. в письме он писал: «Милый Александр Сергеевич! Посылаю все, что дорого мне. Надеюсь, и Вас это заинтересует…» (1824 год). Письмо, из нескольких строк, было написано неровными буквами. И. Козлов был единственным…

Замечательное творение И. Козлова «Вечерний звон» было положено на музыку русским композитором С. Монюшко. Этот романс поет и слушает не одно поколение.

Колокольный звон Пасхальной всенощной службы отличался яркой музыкальной содержательностью. В этом звоне была вся человеческая жизнь с ее разнообразными психологическими состояниями, отражение добра и зла, Бога, жизни и смерти.

Изумительным по красоте звучания был малиновый звон, когда соединялись два потока: благовеста и трезвона (Благовест в православной церкви - звон в один или несколько колоколов поочередно, перебор; трезвон - звон нескольких колоколов одновременно). Первая часть звонов - быстрая, вторая - медленная, лирическая, созерцательно-скорбная, третья - величавая, грациозная.

Звучание колокольной «симфонии» Елецких храмов описывает в своей книге С.С. Лабузов. Первые удары малинового звона начались со звонниц Вознесенского собора. Его подхватывал звон храма Покрова, к нему присоединялся звон Успенского и Рождественского храма, который своей тонкой лирической мягкой мелодией созвучий сгущал ритмичность перезвонов.

Затем храмы Сергия Рождественского, Сретенского, Архангельского, Рождества Пресвятой Богородицы мелким трезвоном завершали первую часть малинового звона. Затем на доли секунды весь аккорд звона умолкал, но разрыва не наблюдалось, так как эхо многопудового металла продолжало отражаться своим эхом в пространстве неба и земли.

И вновь медленным раскатом, наплывающим воздушными волнами, растекались новые звоны храмов окраинных слобод. К ним присоединялись подзвонные колокола Знаменского (женского) монастыря и мужского Святого Троицкого.

Звонница Знаменского монастыря была построена в 1861 году и отличается совершенством пропорций и легкостью форм.

Духовная музыка Ельца начала XX века

Колокольный звон в Ельце с восторгом слушали писатели Л.Н.Толстой (в 1897г. и в 1899г.), В.И.Аскоченский (в 1872г.), художник И.Е.Репин, актер Малого театра И.В.Самарин (в 1880г.), художник-живописец А.И.Корзухин (в 1890г.) и многие другие. Писатель И.А.Бунин в звучании колокольного звона слышал то «музыкальный благовест», то «музыкальный кавардак».

Елецкие звонари были искусными мастерами колокольного церковного звона. Обучение искусству звонаря происходило бесписьменным путем. Среди елецких звонарей формировались целые династии: Чемодуровы, Звягины, Николаевы, Тихоновы, Гавриловы, Лаврищевы, Сергеевы, Гнездиловы, Окорочковы.

Важным условием отбора способных к обучению звонарей было то, что в Ельце на пасхальной неделе всем желающим предоставлялся свободный доступ на колокольни.

Звонарем храма Рождества Богородицы был Антон Серафимович Мельников, а подзвонником - Петр Савельевич Титов.

Духовная музыка Ельца начала XX века

Они прошли профессиональную школу колокольного церковного звона. А.С.Мельников начинал свое дело в первопрестольной Москве в храме на Воздвижении. Он был помощником звонаря на почасовой службе. Он оставил Московский храм потому, что ему было видение, после которого он поселился в монастыре Оптиной пустыни. Позже он приехал в Елец и стал служить в храме Рождества Богородицы.

Церковь в Ельце активно участвовала в общественной жизни и культурном просвещении народа. При храмах создавались большие хоры, которые собирали множество любителей пения. Они организовывали вечера и чтения, устраивали концерты духовной музыки с благотворительными целями.

Немецкий музыковед И.Гарднер писал, что в богослужебном пении мелодии неразрывно связаны с текстом. Назначение музыки в церковном богослужении состоит в усилении религиозного чувства. Благодаря музыке происходит эмоциональное истолкование христианских богослужебных текстов, они глубже запечатлеваются в памяти и восприятии слушателей.



© 2010-2022